Государство потратит рекордную сумму на развитие транспортной инфраструктуры в России
Сделать стартовой
Сайт организации труда и заработной платы
Добавить в избранное
Главная Форум Должностные инструкции Положения об отделах Кодексы классификаторы Другие документы Договора Формы и бланки Ссылки Публикации Бухгалтерия Обратная связь

Государство потратит рекордную сумму на развитие транспортной инфраструктуры в России

В ближайшие годы государство собирается потратить рекордную сумму на развитие транспортной инфраструктуры — более 13 трлн руб. Частный бизнес готов активно участвовать в крупнейших за всю историю новой России стройках, предполагая зарабатывать на эксплуатации построенных при его участии объектов. Между тем у российских чиновников совсем нет опыта работы с бизнесом в этой сфере, а законодательство о концессиях только формируется, сообщает "Коммерсантъ".

Вот уже второй год подряд Минтранс проводит свое главное мероприятие в году — Транспортный форум в Сочи. Председатель правительства Владимир Путин приехал на него не без подарка: он объявил, что подписал федеральную целевую программу (ФЦП) "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы", которую назвал самой масштабной "за всю историю существования федеральных целевых программ и правительства РФ". Она и вправду оказалась самой большой по затратам — более 13 трлн руб. На эти деньги должно быть построено или реконструировано более 17 тыс. км автодорог, более 100 взлетно-посадочных полос, проложено свыше 3 тыс. км новых железнодорожных линий, а мощность морских портов должна увеличиться почти вдвое с нынешних 220 млн т.

На выставке инфраструктурных проектов, после посещения которой Владимир Путин якобы подписал программу, солировали субъекты федерации, предлагая федеральному бюджету оказать содействие тем или иным идеям местных властей. Тем не менее Министерство транспорта включило в ФЦП только те проекты, которые показались чиновникам реалистичными. Всего, по словам министра Игоря Левитина, регионы подали заявок на 21 трлн руб., но это оказалось "неподъемно для бюджета". Пришлось отказаться от некоторых наиболее затратных и долгосрочных проектов, таких как, например, строительство 15-километрового тоннеля сквозь Кавказский хребет для прямой связи Сочи с северокавказскими республиками. Скорее всего, эти проекты будут учтены в следующей пятилетке: по подсчетам вице-премьера Александра Жукова, до 2020 года объем затрат на транспортную инфраструктуру в России превысит $1 трлн.

Хотя государственный бюджет и инвестфонд остаются локомотивами инфраструктурного строительства в России, правительство намерено привлекать в них частный бизнес. Предпринимателей решились пустить в святая святых, наиболее затратную и долгосрочную сферу транспортной инфраструктуры — автодороги. В Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) точную долю автодорожной подпрограммы в новой ФЦП не называют, ссылаясь на отсутствие опубликованного документа. Но уже ясно, что предыдущие объемы финансирования будут превышены в несколько раз — по ныне действующей ФЦП до 2010 года Росавтодор должен освоить чуть более 2 трлн руб. Один из главных приоритетов агентства — сделать дорожную отрасль "менее затратной", то есть найти не только дополнительные источники денег на строительство, но и получать прибыль от эксплуатации дорог на условиях государственно-частного партнерства (до сих пор автодороги являлись исключительно расходной статьей бюджета). В связи с этим государство решило открыть новую эру в отрасли: впервые в России появятся платные автотрассы, которые будут управляться частными инвесторами на условиях концессии. Именно для управления этими огромными бюджетами в правительстве разрабатывается специальный закон, по которому будет создана специальная организация. Но пока не ясно, станет ли в России одной госкорпорацией больше, или появится новое ОАО со стопроцентной долей государства.

По рельсам

Общая стоимость железнодорожных проектов на 2010-2015 годы, согласно материалам Минтранса, составляет более 1,7 трлн руб. При этом затраты бюджетов разных уровней и инвестфонда составят всего 370 млрд руб., остальное "Российские железные дороги" профинансируют сами за счет повышения тарифов на грузоперевозки. Именно таким простым способом РЖД нашла источник средств для строительства железнодорожных объектов в Сочи. Мотивируя нехваткой на эти цели 65 млрд руб. в собственной инвестпрограмме, монополия добилась повышения среднесетевого тарифа на перевозку грузов на 1% с 1 апреля 2008 года. Очередное повышение тарифов ожидается уже в июле, и оно будет гораздо более существенным — не менее 8%. Кроме того, РЖД договорилась с Минтрансом о том, что в тарифах будет выделена новая составляющая — инвестиционная. Эти меры, по предварительным подсчетам, дадут около 1,2 трлн руб. дополнительных доходов РЖД в течение пяти лет, из которых 1 трлн руб. будет инвестирован в развитие железнодорожной инфраструктуры. Между тем отраслевые аналитики отмечают, что повышение тарифов на грузоперевозки подстегивает инфляцию, а вместе с тем и увеличивает стоимость строительных материалов и металла, необходимых для прокладки новых железнодорожных линий.

Портовое хозяйство
Инфраструктура морских портов, основу которой составляют причальные стенки, защитные сооружения и подходные каналы, полностью находится в собственности государства — в управлении ФГУП "Росморпорт". По словам гендиректора предприятия Юрия Парфенова, федеральной целевой программой на 2010-2015 годы "Росморпорту" выделено 120 млрд руб., из которых 100 млрд пойдет на строительство и реконструкцию собственно портовой инфраструктуры и 20 млрд — на закупку обслуживающего флота. Но для сочинских проектов государство намерено также привлечь частный бизнес. В первую очередь для обеспечения завоза строительных материалов для олимпийских объектов в Имеретинской бухте необходимо построить два грузовых порта годовой мощностью минимум 5 млн т каждый. Один из них будет построен "Базэлом" в устье реки Мзымта, второй (его инвестор пока не определен) планируется разместить в устье реки Псоу. Кроме того, морские власти обязались создать инфраструктуру для возрождения пассажирского движения по морю в районе Сочи: построить 19 портопунктов и провести дноуглубительные работы, необходимые для того, чтобы дать возможность прохода большим круизным судам. Сроки проведения этих конкурсов уже несколько раз переносились — по последней официальной информации, вскрытие конвертов с заявками должно состояться 24 июня. Если инвесторов не найдется, то эти проекты будут реализованы "Росморпортом" самостоятельно.

Аэропорты в свободном доступе
Наиболее либерально Минтранс отнесся к инфраструктуре аэропортов. Работа над концепцией развития аэродромной сети проходила непросто, но в конце концов была одобрена высшей властью на Госсовете и заседании правительства. Поскольку это всего лишь концепция, а не целевая программа, изменения в ней происходят постоянно и не имеют принципиального значения. По словам Игоря Левитина, из порядка 350 аэродромов, оставшихся в России (до последнего времени их число только сокращается), в госсобственности решено оставить 170 аэродромов, составляющих опорную сеть гражданской авиации России,— их можно отдавать частному бизнесу в аренду или в концессию. Все остальные аэродромы по желанию региональных властей могут быть переданы на баланс или вообще проданы частным инвесторам — как уточнил министр, "даже с взлетно-посадочной полосой". Правда, эксперты добавляют, что больше половины региональных аэропортов больше похожи на вертолетные площадки из фильма
Ухабы на дорогах
Наиболее важным для реализации инфраструктурных проектов является вопрос выделения земельных участков под строительство. По словам Игоря Левитина, любой инфраструктурный проект предполагает не менее 30% расходов на выкуп и выделение земель под строительство. Это означает, что почти 4 трлн руб., заложенных в ФЦП, уйдут на компенсации собственникам земельных участков. Рынок недвижимости в Сочи отреагировал быстро. С момента гватемальского успеха города в июне 2006 года за 10 месяцев цены на недвижимость выросли в среднем на 47%, до $4,5 тыс. за 1 кв. м, а сейчас цены на квартиры в Сочи сравнялись с московскими: $5-6 тыс. за 1 кв. м. Что и говорить про элитную недвижимость в центре города и земельные участки вблизи строящейся олимпийской инфраструктуры. Для примера, квартиру в центральном районе площадью 182 кв. м можно купить всего за 51 млн руб. ($2,16 млн), а земельный участок площадью 150 соток пусть и в 4 км от моря, но с видом на уже упоминавшийся аэровокзал "Базэла" в Адлере — за 141,8 млн руб. ($6 млн).


Уважаемые владельцы сайтов!

Прошу прощения если в материалах расположенных на этом сайте Вы обнаружили свои материалы, без указания ссылки на Ваш сайт. Так как множество документов присылаются по почте администрация сайта не может проследить каждый документ. Для того чтобы ссылка на Ваш сайт появилась в документах, публикациях и других материалах этого сайта просьба сообщить администратору сайта.


Со своей стороны просьба - если Вы используете материалы с данного сайта просьба делать ссылку на данный сайт.


Hosted by uCoz