Михаил Арустамов: Мы видим в Восточной Сибири большой потенциал
Сделать стартовой
Сайт организации труда и заработной платы
Добавить в избранное
Главная Форум Должностные инструкции Положения об отделах Кодексы классификаторы Другие документы Договора Формы и бланки Ссылки Публикации Бухгалтерия Обратная связь

Михаил Арустамов: Мы видим в Восточной Сибири большой потенциал

В ближайшие годы "Транснефти" предстоит реализовать целый ряд трубопроводных проектов, имеющих колоссальное значение для развития российской экономики. Компания "прорубает окна" для нефтеэкспорта в Европу и Азию, а также обеспечивает дополнительными объемами сырья отечественные НПЗ. О перспективах этих проектов, проблемах, возникающих при их реализации, и решениях, которые находит "Транснефть" в журнале "Трубопроводный транспорт нефти" рассказал первый вице-президент компании Михаил Арустамов.

- Работы по реализации первой очереди ТС ВСТО вышли на финишную пря­мую. Как скажется ввод в строй ново­го нефтепровода на освоении ресурс­ной базы Восточной Сибири?

- Мы видим в этом регионе большой потенциал и рассчитываем на динамичный рост добычи и сдачи нефти в систему ВСТО. В 2010 году мы прогнозируем прием нефти восточносибирских месторождений на уровне 8 млн. тонн в год, а уже к 2015 году планируем принять около 25 млн. тонн. И это без учета поставок нефти Ванкорского месторождения, поскольку оно относится к западносибирским.

- Проект нефтепровода Пурпе - Самотлор - одно из доказательств высокой востребованности восточного на­правления поставок нефти. Каковы перспективы этого маршрута?

- Пропускная способность существую­щих нефтепроводов в районе НПС "Пурпе" задействована полностью. В целях расши­рения возможности приема нефти с новых месторождений таких компаний, как "Роснефть", "ТНК-ВР", "Газпром нефть", "ЛУКОЙЛ", а также поставки высоковяз­кой нефти Ванкора в направлении ТС ВСТО и рассматривается этот проект.

Сейчас выполнены предварительные расчеты затрат на его реализацию. Проект непростой, протяженность нефтепровода составит более 400 км. Трассу предстоит прокладывать по труднопроходимой боло­тистой местности. Уже подготовлен про­гноз загрузки данного участка системы АК "Транснефть" и рассчитаны грузопото­ки. Пропускная способность нефтепровода Пурпе - Самотлор должна составить 26 млн. тонн нефти в год. Принять участие в данном проекте мы приглашаем все заинтересован­ные нефтяные компании и планируем его профинансировать за счет договорного тарифа в долях, пропорциональных количе­ству прогнозной сдачи нефти.

- Началось строительство нефтепро­вода в Китай. Когда российская нефть придет в Дацин?

- Точно на этот вопрос могут ответить только наши китайские партнеры. У них, по сравнению с нами, больший объем работ. На российской территории нужно построить только 64 км линейной части и приемо-сда­точный пункт. По согласованному плану поставка нефти по нефтепроводу Сковородино - Дацин стартует в IV квартале 2010 года

- Каковы перспективы создания новых сортов российской нефти?

- Система магистральных нефтепроводов России - это мощный технологический ком­плекс с большими возможностями. В на­стоящее время, в рамках Схемы нормальных (технологических) грузопотоков в системе магистральных нефтепроводов, мы обеспечиваем формирование 15 нефтяных смесей при поставке на российские НПЗ. Еще четы­ре смеси, которые с товарной точки зрения можно назвать сортами, мы подготавливаем и транспортируем в экспортных направле­ниях: на Приморск, Новороссийск, Туапсе и по нефтепроводу "Дружба" в Европу. В 2010 году появится новый, пятый сорт - смесь для ТС ВСТО.

Регистрация и стандартизация сортов, по нашему мнению, необходима. Целесообразно провести ее с участием Международной товарно-сырьевой биржи, а "Транснефть" сделает все возможное для обеспечения ста­бильности качественных показателей нефти.

- Как ведется работа по формированию схемы перспективных грузопотоков нефти? Каковы основные критерии, которые при этом берутся в расчет?

- Надо отметить, что контроль за качествен­ным составом грузопотоков ведется постоян­но. Без мониторинга принимаемой в систему нефти мы не сможем обеспечить стабильность ее качественных характеристик при поставке потребителям, прежде всего российским НПЗ.

Состав нефти, поступающей в трубо­проводы компании, постоянно меняется. Например, за 2008 год прием малосернис­той нефти уменьшился на 2 млн. тонн, а высо­косернистой увеличился на 3 млн. тонн. При этом задача обеспечения качества смеси для поставок на НПЗ осталась неизменной! Наше дело - оперативный контроль и фор­мирование заданных грузопотоков.

Что касается перспективы, то здесь основными инициаторами изменения грузопотоков являются нефтяные компа­нии. Развивая новые месторождения, они сдают в систему "Транснефти" сырье, каче­ство которого может сильно отличаться от того, которое преобладало в том или ином грузопотоке.

На сегодняшний день, говоря о подоб­ной нефти, мы имеем в виду Ванкор и нефти восточносибирских месторождений - Талакана и Верхнего Чона. Именно на основе этого сырья формируется грузопоток в направлении ТС ВСТО. Нефти, которые в него войдут, - малосернистые. Но меркап­тана и парафина в них больше, чем в запад­носибирских.

Технические параметры заводов, кото­рые будут работать на этом сырье, должны соответствовать его характеристикам. Речь идет главным образом об Ангарском, Комсомольском и Хабаровском НПЗ.

Еще один фактор, который может влиять на формирование перспективной схемы гру­зопотоков, - это решения правительства и Минэнерго, в соответствии с которыми нам предписывается добиться улучшенного качества некоторых конкретных потоков. Так, в ближайшее время мы предполагаем повысить качество грузопотока, идущего в спецморнефтепорт Приморск. Ресурсы для этого будут, в чем мы убедились, проанали­зировав прогнозные данные, представлен­ные нефтяными компаниями на период до 2020 года. Анализ показывает динамичную тенденцию увеличения добычи малосерни­стой нефти в регионе Западной Сибири. В перспективе, при подтверждении прогноз­ных данных, мы адекватно отреагируем и будем использовать этот ресурс для улуч­шения качества экспортного сорта, тран­спортируемого в направлении порта Приморск. Содержание серы в нем не должно превышать показателя 0,7 %. Прочие экс­портные потоки - на Новороссийск, Туапсе и по "Дружбе" - пока останутся неизменными.

Есть и третий фактор, влияющий на перспективные грузопотоки, - это измене­ние состава всей нефти, сдаваемой в систе­му "Транснефти". В целом мы принимаем в год 65 млн. тонн высокосернистой нефти, 75 млн. тонн малосернистой и 310-320 млн. тонн сернистой.

Возьмем для примера последнюю. Содержание серы в ней должно колебаться в пределах от 0,6 до 1,7 %. Представьте себе, что в этой смеси стали преобладать нефти с содержанием серы от 1,3 до 1,7 % и совсем мало тех, где серы от 0,6 до 1 %. Разумеется, в этом случае мы лишаемся запаса по каче­ству и на отдельных направлениях системы при смешении с высокосернистой нефтью легко можем "выскочить" за установленный предел. Пока мы справляемся и соблюдаем установленные параметры. Однако в бли­жайшие два-три года, если не начнем выво­дить из системы такие нефти и увеличивать их поставки на переработку, начнутся про­блемы. Первые симптомы проявляются уже сегодня на самарской группе заводов.

Мы осуществляем поставки нефти на НПЗ в строгом соответствии со Схемой нор­мальных (технологических) грузопотоков в системе магистральных нефтепроводов. Этот документ утверждается Минэнерго и служит для нас руководством к действию.

- Вопрос о целесообразности создания Банка качества нефти обсуждается не первый год, какова позиция компа­нии по данному поводу?

- Документ, в котором изложена точка зрения "Транснефти" на этот вопрос, не так давно был представлен в Минэнерго и в пра­вительство. Тут надо оговориться, что не все до сих пор понимают, что Банк качества - это не свод качественных характеристик, которые мы применяем при формировании грузопотоков, а система финансовых взаи­морасчетов между собственниками нефти, сдающими ее в систему АК "Транснефть".

Прямо скажем, создание такого меха­низма не является первоочередной государ­ственной задачей. Мы считаем, что целесо­образнее при той разветвленной трубо­проводной системе, которая у нас есть, заниматься контролем качественных харак­теристик отдельных грузопотоков и форми­рованием стабильных нефтяных смесей на экспортных направлениях. Таким образом, мы, в частности, дадим возможность ком­паниям, сдающим нефть более высокого качества, получать дополнительную при­быль от экспорта.

Кроме того, чтобы Банк качества реаль­но заработал, необходимо согласие всех добывающих структур с тем, что та компа­ния, у которой нефть худшего качества, выплачивает компенсацию той, у которой сырье лучших характеристик. Такое пока маловероятно.

- Какие основные факторы диктуют необходимость разработки новых трубопроводных маршрутов?

- Главное - это необходимость развития системы таким образом, чтобы мы были независимы от стран-транзитеров, через которые российская нефть поставляется на западные рынки. Это основная побудитель­ная причина, заставляющая корректировать схему, которая была запроектирована и построена в советское время. И дело даже не в политических факторах, а в чисто эконо­мических.

Почему мы должны терять деньги на платежах за транзит? Мы долгие годы поставляем сырье через территорию Белоруссии и Польши в порт Гданьск. Зачем? Если можем в российский порт Усть-Лугу! Или зачем через Украину тран­спортировать нефть в Одессу и порт Южный? С вводом в строй БТС-2 часть белорусского и значительная часть украин­ского транзитного потока пойдет по этому новому российскому нефтепроводу.

Развитие новых месторождений тоже, разумеется, стимулирует создание маршрутов. Причем влияние здесь обоюдное. Подводя магистральный нефтепровод к месторожде­ниям, мы даем тем самым мощный импульс их освоению. Именно такую задачу ставит перед "Транснефтью" государство.

И еще один фактор - внутренняя реконструкция системы АК "Транснефть", модернизация мощностей. В рамках реали­зации программы технического перевоору­жения мы можем уменьшать (вплоть до ликвидации) или увеличивать (в разы) существующие транспортные коридоры.

- Является ли запуск нефтепровода Одесса - Броды в аверсном режиме проектом-конкурентом для БТС-2?

- Изначально нефтепровод Одесса - Броды задумывался как маршрут для северо­каспийской нефти в обход России и одновре­менно альтернатива поставкам через Босфор и Дарданеллы. В 2002-м, когда началась его реализация, проблема высокой загрузки турецких проливов уже была весьма акту­альна. С тех пор ситуация только усугуби­лась. Рост добычи нефти и увеличение ее экс­порта через Черное море привели к тому, что через проливы сейчас транспортируется 140-150 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год - это объемы, близкие к критическим.

Последний указ президента Украины Ющенко предписывает обеспечить заполне­ние нефтепровода Одесса - Броды азербай­джанской и казахстанской легкой нефтью. Пока предполагается перекачка только на заводы в Западной Украине, суммарно -5-7 млн. тонн в год. На перспективу определено направление Одесса - Броды - Плоцк -Гданьск. Озвучена цифра 40 млн. тонн нефти в год. Но это не близкая перспектива. Сейчас пропускная способность нефтепровода Одесса - Броды, работающего пока в реверс-ном режиме, - 14 млн. тонн. Так что в ближайшие годы этот проект не будет для нас конкурен­тным. Мы найдем направления для разме­щения поставок российской нефти!

- Очевидно, что участники консорциума "Сарматия", занимающегося поиском инвестиций для проекта Одесса - Бро­ды - Гданьск, рассчитывают в значи­тельной степени на казахстанскую нефть. Но эта страна инициирует расширение нефтепровода Атырау - Самара, т. е. по-прежнему предпочте­ние отдается российским маршрутам поставки?

- Казахстан инициирует расширение и нефтепровода Атырау - Самара, и нефте­провода Атасу - Алашанькоу, ведущего в Китай. Заканчивается строительство перемычки Кенкияк - Кумколь, которая позволит нефть западной части страны поставлять в Китай. Помимо этого Ка­захстан развивает третье направление - расширение КТК, есть и другие схемы поставки нефти в порты Грузии. Страна ведет себя очень активно, стремясь выйти на западные рынки и закрепиться там. Разумеется, мы заинтересованы в том, чтобы выбор делался в первую очередь в пользу наших вариантов. Один из них - рас­ширение нефтепровода Атырау - Самара.

- "Транснефть" приступает к реализа­ции еще одного значимого проекта - нефтепровода Бургас - Александру-полис. Что Вы можете сказать о его экономической составляющей?

- Как альтернатива турецким проливам это очень выгодный проект, и даже его поверхностная экономическая оценка говорит о том, что он окупится достаточно быстро. Ресурсы для его заполнения - нефть КТК и российское сырье, поступаю­щее в Новороссийск. Планируемая мощ­ность нефтепровода на первом этапе -35 млн. тонн в год, на втором - 50 млн. тонн. С заполнением проблем явно не будет

Но есть вопросы, связанные со сложной схемой транспортировки. Нефтяники будут заинтересованы в том, чтобы сдать свою нефть в Сибири, а получить и продать ее в Александруполисе. При этом проблема доставки от Новороссийска до Бургаса ихне интересует. А перед "Транснефтью" встает задача - обеспечить стабильную поставку нефти по трехзвенной схеме на протяжении 4,5 тыс. км от Западной Сибири до Александруполиса.

Этот вопрос пока не решен окончатель­но. Имеются разные варианты. Есть пред­ложение об использовании танкеров Совкомфлота. Есть идея создать совместное предприятие "Транснефти" и кого-либо из морских перевозчиков. В последнем случае компания будет предоставлять комплекс­ную транспортную услугу. Маршрут будет состоять из трех частей: Западная Сибирь - Новороссийск, Новороссийск - Бургас и Бургас - Александруполис. Начальная и замыкающая части - труба, а посредине - море.

Есть вопросы и с определением тарифа на транспортировку из Сибири до

Александруполиса. Работая над привлече­нием кредитов на строительство нефтепро­вода, представители "Транснефти" столк­нулись с тем, что западные партнеры хотят уже сейчас знать его величину.

Нефтепровод Бургас - Александру-полис будет построен в 2013 году, а ФСТ России утверждает тариф по территории нашей страны раз в год. И сейчас мы не можем прогнозировать, каким он будет. Поэтому на данный момент можно опреде­лить как константу тариф для самого Трансбалканского нефтепровода и учиты­вать две переменные величины - расходы на транспортировку по Черному морю и тариф на перекачку по территории России. Есть задачи, и мы занимаемся их ре­шением.

- Сейчас в Болгарии и Греции проходят общественные слушания, посвящен­ные перспективам реализации проек­та Бургас - Александруполис. В числе приоритетных - вопросы экологиче­ской безопасности. Но всегда ли эколо­ги руководствуются исключительно природоохранными интересами?

- Если говорить о территории нашей стра­ны, то в основном требования отечествен­ных экологических организаций обоснован­ны и не политизированы. Хотя бывали и исключения. В деятельности некоторых широко известных зарубежных организа­ций, при всем том положительном, что они делают, нельзя отрицать политической подо­плеки. Мы знаем, что противодействие проекту Бургас - Александруполис с их сто­роны обусловлено в основном тем, что он является конкурентом действующему мар­шруту Баку - Тбилиси - Джейхан и проекти­руемому нефтепроводу Самсун - Джейхан. Есть структуры, которые через экологов пытаются влиять на общественное сознание. Одна из задач, решаемых представителями компании в ходе общественных слушаний, -это как раз разоблачение дезинформации о проекте.

- Какие новые трубопроводные маршру­ты помимо упомянутых находятся сейчас в стадии проработки?

- Следует сказать о внутрироссийских направлениях - маршрутах, ведущих на нефтеперерабатывающие заводы. Предпола­гается реализовать три крупных проекта. Это нефтепровод к новому Нижнекамскому заво­ду, который строится под патронажем госу­дарства; часть средств выделена из Федерального фонда развития. Затем - но­вый участок Тихорецк - Туапсе на рекон­струируемый завод в Туапсе. И, наконец, отвод от ТС ВСТО на новый завод на Дальнем Востоке - Приморский НПЗ.


Уважаемые владельцы сайтов!

Прошу прощения если в материалах расположенных на этом сайте Вы обнаружили свои материалы, без указания ссылки на Ваш сайт. Так как множество документов присылаются по почте администрация сайта не может проследить каждый документ. Для того чтобы ссылка на Ваш сайт появилась в документах, публикациях и других материалах этого сайта просьба сообщить администратору сайта.


Со своей стороны просьба - если Вы используете материалы с данного сайта просьба делать ссылку на данный сайт.


Hosted by uCoz