"НГ": Неудобный партнер на Востоке
Сделать стартовой
Сайт организации труда и заработной платы
Добавить в избранное
Главная Форум Должностные инструкции Положения об отделах Кодексы классификаторы Другие документы Договора Формы и бланки Ссылки Публикации Бухгалтерия Обратная связь

"НГ": Неудобный партнер на Востоке

В настоящее время свыше 70% российского экспорта по стоимости приходится на нефть и газ, но весь этот поток идет в западном направлении, потому что сейчас все нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири направлены на запад. Такое нерациональное размещение производительных сил на территории России в немалой степени способствует гипертрофированному развитию российской экономики в европейской части и дальнейшему отставанию в экономическом развитии восточных регионов. Как следствие этого из-за отсутствия необходимой инфраструктуры для транспортировки энергоносителей на территории Сибири и Дальнего Востока для России оказался закрытым рынок энергоресурсов стран Северо-Восточной Азии, таких как КНР, Япония, Республика Корея, где наблюдается явный дефицит энергоресурсов для поддержания высоких темпов экономического развития, пишет сегодня Андрей Владимирович ОСТРОВСКИЙ, доктор экономических наук, руководитель Центра экономических и социальных исследований Института Дальнего Востока РАН, в "Независимой газете".

В этой обстановке российским руководством было принято абсолютно правильное решение о развитии энергетического сотрудничества России с Китаем, тем самым активизируя энергетическую стратегию России на восточном направлении. В марте 2006 года во время визита президента РФ Владимира Путина в КНР был подписан целый ряд соглашений о развитии российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере. В частности, были подписаны протоколы об изучении вопроса о строительстве ответвления нефтепровода от Сковородино до Дацина в ходе реализации крупного инфраструктурного проекта нефтепровода от станции Тайшет в Восточной Сибири до бухты Перевозная на Дальнем Востоке, о сооружении двух газопроводов в Китай из Западной Сибири через Алтай и из Восточной Сибири на Дацин и о поставках электроэнергии из Восточной Сибири в Китай.

Китай в настоящее время относится к числу крупнейших в мире потребителей энергетических ресурсов. Как отметил в своем выступлении на Российско-китайском экономическом форуме деловых кругов в марте 2006 года председатель Комитета по экономической реформе КНР Ма Кай, общий объем производства и потребления энергии в Китае составляет 2 млрд. т у.т. (в пересчете на уголь). По этому показателю КНР занимает второе место в мире после США, и ее доля составляет свыше 10% мирового потребления первичной энергии. В XI пятилетке (2006-2010 годы) Китай взял курс на экономию энергии, предполагая в течение пяти лет снизить удельную энергоемкость на 20% на единицу продукции.

В ходе экономической реформы в 1980-е годы наметилось заметное отставание производства нефтепродуктов от потребностей экономического развития страны. В настоящее время нефть является одной из важных, но не основной составляющей в решении проблемы энергообеспечения Китая. По данным ГСУ КНР на 2006 год, доля нефти в производстве энергетических мощностей составила 11,9%, каменного угля - 76,8%, природного газа - 3,5%, гидроэлектроэнергии, АЭС, энергии солнца и ветра - 7,8%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в структуре потребления энергомощностей на 2006 год: нефть - 20,8%, уголь - 69,3%, природный газ - 2,8%, гидроэлектроэнергия, АЭС, энергия солнца и ветра - 7,1%. Хотя объем производства сырой нефти постоянно рос: 1980 год - 105 млн. т, 1985 год - 124,9 млн. т, 1990 год - 138,3 млн. т, 1995 год - 150,1 млн. т, 2000 год - 163 млн. т, 2005 год - 181,4 млн. т, тем не менее он не обеспечивал растущие потребности страны в энергоносителях. Поэтому для решения энергетической проблемы китайское руководство было вынуждено дополнительно увеличивать производство угля и одновременно наращивать импорт нефти. В 1980-е годы экспорт нефти значительно превышал ее импорт, но в 1990-е годы экспорт нефти стал сокращаться, а импорт нефти резко увеличиваться. С 1995 года Китай стал чистым импортером нефти. В 2000 году импорт нефти уже составил примерно 97,5 млн. т (59,8% годового производства сырой нефти), а в 2006 году - 183,7 млн. т (почти 100%). По прогнозам, в 2010 году импорт нефти в Китае возрастет до 200 млн. т, а в 2020 году - до 250 млн. т.

В настоящее время для КНР существуют различные пути решения нефтяной проблемы. Прежде всего это разработка и эксплуатация имеющихся нефтяных месторождений, особенно в западной части страны (провинции Цинхай, Шэньси, Ганьсу и СУАР). По данным ГСУ КНР, только в 2003 году китайские геологи разведали нефтяные месторождения с общим объемом запасов нефти - 799 млн. т. Этот путь является высокозатратным, так как необходимо осуществить крупные капиталовложения для эксплуатации нефтяных месторождений в западных районах КНР, отдаленных от мест потребления. Для этого требуются вложения не только в саму добычу и переработку нефти, но и в создание необходимой инфраструктуры - сеть трубопроводов, строительство нефтехранилищ и т.д. Однако реализация этого проекта в дальнейшем уменьшит зависимость Китая от импорта нефти.

Другим вариантом является частичная замена нефти на каменный уголь, природный газ и гидроэлектроэнергию в энергобалансе страны. С одной стороны, этот путь наименее затратный, поскольку Китай располагает огромными запасами угля, природного газа и гидроресурсов, однако увеличение доли каменного угля ведет к дальнейшему загрязнению окружающей среды, увеличение доли природного газа требует более интенсивного развития западных районов, поскольку там находится большая часть газовых месторождений (в частности, провинции Сычуань и Цинхай), а рост доли гидроэлектроэнергии будет возможен только после введения в эксплуатацию ГЭС Санься на реке Янцзы.

Резервы для газового сегмента

Существуют значительные резервы для увеличения доли природного газа в производстве и потреблении энергоресурсов. В конце 1990-х годов более 70% добычи природного газа было сконцентрировано в провинции Сычуань, а также на крупных нефтяных месторождениях Китая - Дацин, Шэнли, Ляохэ и Чжунъюань в виде попутного газа. Большие запасы природного газа находятся на Северо-Западе Китая - Цайдам в провинции Цинхай, Карамай, Турфан-Хами и Тарим - в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Однако до введения в эксплуатацию газопровода Запад-Восток (из Синьцзяна в Шанхай) из богатых газоносных районов в экономически развитые приморские районы в восточной части страны эксплуатация этих газовых месторождений была крайне невыгодна из-за высокой себестоимости продукции, из которой большая часть приходилась на транспортные расходы. Ситуация стала меняться после завершения строительства основного газопровода Запад-Восток (Тарим-Шанхай) и начала строительства второй линии газопровода Цзинбянь-Пекин от месторождения Чанцин в провинции Шэньси на границе с автономным районом Внутренняя Монголия.

В настоящее время основной инфраструктурный проект в газовой промышленности Китая завершен. Вступил в эксплуатацию газопровод Восток-Запад от газоконденсатного месторождения Луньшань в Таримской впадине (Синьцзян-Уйгурский автономный район) до Шанхая, где находится основной рынок потребления газа в стране.

В свое время у России были большие шансы принять участие в реализации этого проекта, однако "Газпром" не воспользовался предоставленными ему возможностями. Тем не менее в настоящее время "Газпром" имеет все шансы подключиться к решению вопроса о развитии сотрудничества между РФ и КНР в области энергоресурсов в рамках подписанных соглашений в марте 2006 года о строительстве двух веток газопровода из России в Китай для поставок трубного газа в Китай по двум маршрутам - из Западной Сибири через Синьцзян и из Сахалина через Хабаровск и провинцию Хэйлунцзян, а также принять участие в строительстве газохранилища в Восточном Китае.

Еще одним путем является увеличение импорта нефти в Китай из-за рубежа. В настоящее время большая часть нефти импортируется из Ирана, Омана, Анголы, Саудовской Аравии. Также было подписано соглашение с Венесуэлой о поставках 20 млн. тонн нефти в год. Россия в 2006 году по объему экспорта нефти в КНР (16 млн. тонн) вышла на четвертое место, однако при нынешнем состоянии инфраструктуры российского Дальнего Востока и Сибири наша страна находится на пике своих возможностей в поставках нефти для КНР. В подобных условиях объем экспорта нефти из РФ ограничен пропускной способностью Транссибирской железной дороги и небольшого участка бывшей КВЖД на территории России Карымская-Забайкальск и таможенного терминала на станции Забайкальск.

Решение внутрироссийских проблем

По оценкам Института нефти и газа СО РАН, после удовлетворения внутренних потребностей страны из Западной и Восточной Сибири, Республики Саха-Якутия и Сахалина в 2015-2020 годах можно будет экспортировать в страны АТР 70-85 млн. тонн нефти и 100-140 млрд. куб. м газа в год, а суммарный объем капитальных вложений в создание инфраструктуры для крупных поставок нефти из Сибири и Дальнего Востока в АТР составит до 2008 года около 4,5 млрд. долл. В дальнейшем при строительстве дополнительных нефтепроводов и терминалов потребуются еще 7 млрд. долл., а для организации крупных поставок сетевого и сжиженного газа в период до 2010 года необходимо 15,5 млрд. долл. инвестиций. Таким образом, становится очевидным, что рынок нефти и нефтепродуктов Северо-Восточной Азии - основного перспективного направления экспорта из России в АТР - в ближайшие десятилетия будет расти в основном за счет Китая.

Одним из важных путей транспортировки нефти и газа из Западной Сибири в Синьцзян является маршрут через перевал Канас на Алтае, где имеется общая 54-километровая граница между Россией и КНР. В 1993 году была проведена геодезическая разведка трассы, в 1995 году - в ходе повторной геодезической разведки обе стороны подтвердили, что единственным маршрутом для трассы Западная Сибирь - Синьцзян является дорога через перевал Канас на высоте 2700 м над уровнем моря. Соответственно при строительстве автомобильной дороги вполне можно проложить нефте- и газопроводы до Карамая - крупного месторождения нефти и газа в Синьцзяне, где на китайской территории имеется вся необходимая инфраструктура.

С учетом российских потребностей в развитии энергетической и транспортной инфраструктуры в азиатской части страны развитие крупномасштабных российских проектов по поставкам нефти и газа в Северо-Восточную Азию может в значительной степени решить как проблемы экономического развития районов Дальнего Востока и Сибири, так и привлечения иностранных инвестиций из стран Северо-Восточной Азии - КНР, Японии, Республики Корея, заинтересованных в поставках энергоносителей из России.

Точки несовпадения

Наиболее сложным моментом российско-китайского энергетического сотрудничества является вопрос согласования цены поставок энергоносителей из России в Китай. С точки зрения китайских партнеров, предлагаемые российскими компаниями цены на энергоносители явно завышены. В самом деле, в середине 2006 года розничная цена за 1 литр бензина-92 на бензозаправках Пекина составляла примерно 4,5 юаня, что ниже цены на аналогичный товар в Москве (19,7 рублей за бензин-92). Что касается других видов энергоносителей, то до тех пор, пока объем производства будет выше объема потребления, вряд ли российским компаниям удастся навязать своим китайским партнерам цены поставок энергоносителей в западном направлении. К этому следует добавить наличие большого объема угольных запасов и конкуренцию за место под солнцем китайских "угольных королей", которые всегда могут увеличить добычу угля для восполнения нехватки энергоресурсов в Китае. Поэтому при ценообразовании на электроэнергию всегда следует учитывать ценовой фактор стоимости тонны угля на территории Китая, который служит основным видом топлива на ТЭС. Анализ перспективных потребностей Китая в энергоносителях показывает, что через несколько лет страна будет использовать все виды энергоресурсов для выполнения задач по социально-экономическому развитию. Но если Россия в ближайшие годы не сможет организовать сотрудничество в энергетической сфере и наладить систему транспортировки энергоносителей в КНР, то ее место на китайском рынке займут другие страны и ТНК.

Самостоятельные шаги в энергообеспечении

За последние годы Китай и без России пытается решить вопросы энергообеспечения экономики - строительство гидроэлектростанции Санься на реке Янцзы, строительство газопровода Запад-Восток из Синьцзяна в Шанхай и строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу из Казахстана в Синьцзян. К этому следует добавить активные действия Китая по закупке нефти в различных странах Африки: Анголе, Нигерии, Судане, а также в Латинской Америке - Венесуэле, и подписание соглашения о поставках природного газа из Туркменистана в Китай с последующей перспективой строительства газопровода в Китай через Узбекистан. Все эти энергетические проекты в некотором роде являются альтернативой российско-китайским проектам энергетического сотрудничества. Поэтому для реализации своей энергетической стратегии Россия должна идти на восток, создавать энергетическую и транспортную инфраструктуру в азиатской части страны. Путь у России на азиатский энергетический рынок лежит через Китай и реализацию намеченных программ российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере.

Таким образом, в обозримом будущем Китай в области энергетической внешней политики будет работать сразу на двух направлениях: 1) активная работа с Россией по реализации подписанных в марте 2006 года соглашений в Пекине во время саммита, посвященного открытию Года России в Китае, по сотрудничеству в сфере поставок нефти в КНР по строящемуся нефтепроводу Тайшет-Находка и ответвлению на Дацин от Сковородино; проектов с "Газпромом" по поставкам природного газа из России в Китай по газопроводам в Синьцзян из Западной Сибири и в Северо-Восточный Китай из Сахалина; проектов с РАО "ЕЭС" "Россия" по поставкам электроэнергии с Дальнего Востока в Северо-Восточный Китай; 2) реализация проектов по поставке энергоносителей из других стран мира, в частности, нефти и природного газа из стран Латинской Америки, Африки и Центральной Азии, строительство нефте- и газопроводов, соединяющих Китай с Казахстаном и Туркменистаном, а также дальнейшее строительство ГЭС на реке Янцзы и в перспективе на реке Хуанхэ и ориентация на большие запасы каменного угля на территории КНР.

Отказ России от сотрудничества с Китаем в нефтяной промышленности не принесет ей ощутимых дивидендов. Во-первых, Китай в случае необходимости вполне может для поддержания необходимого объема производства энергомощностей для обеспечения среднегодовых темпов роста ВВП 7-8% осуществить частичный переход на альтернативные энергоисточники - каменный уголь, природный газ, гидроэнергоресурсы, которыми Китай богат и вполне может обойтись без какого-либо сотрудничества с другими странами. Во-вторых, Китай может увеличить импорт из других стран мира, в частности из стран Ближнего Востока, таких как Иран, Оман, Саудовская Аравия, а также из Венесуэлы. Кроме того, Китай вместе с Казахстаном активно строит нефтепровод из Нового Узеня до СУАР, что в перспективе позволит КНР импортировать из Казахстана нефть объемом до 8 млн. тонн в год.

Как нам представляется, в нынешних условиях простой вариант продажи российских энергоносителей - нефти, газа, электроэнергии по ценам на уровне европейских вряд ли может быть реализован при наличии определенных запасов энергоносителей на территории Китая и имеющихся у Китая транспортных возможностей поставки нефти и газа в китайские порты с помощью нефтеналивных танкеров и в виде сжиженного газа, как это делается на Тайване. В этих условиях целесообразно вернуться к старой форме российско-китайского сотрудничества 1950-х годов, когда действовали совместные предприятия типа "Совкитнефть", "Совкитцветмет", "Совкитзолото", и создать аналогичные структуры, которые могли бы не только организовать добычу и транспортировку энергоносителей из России в Китай, но и, используя совместную инфраструктуру, через китайские порты поставлять энергоносители в страны АТР, испытывающие дефицит нефти и природного газа.


Уважаемые владельцы сайтов!

Прошу прощения если в материалах расположенных на этом сайте Вы обнаружили свои материалы, без указания ссылки на Ваш сайт. Так как множество документов присылаются по почте администрация сайта не может проследить каждый документ. Для того чтобы ссылка на Ваш сайт появилась в документах, публикациях и других материалах этого сайта просьба сообщить администратору сайта.


Со своей стороны просьба - если Вы используете материалы с данного сайта просьба делать ссылку на данный сайт.


Hosted by uCoz