Российские школы смогут заниматься коммерцией официально
Сделать стартовой
Сайт организации труда и заработной платы
Добавить в избранное
Главная Форум Должностные инструкции Положения об отделах Кодексы классификаторы Другие документы Договора Формы и бланки Ссылки Публикации Бухгалтерия Обратная связь

Российские школы смогут заниматься коммерцией официально

У российских школ, вузов, больниц, поликлиник, музеев и библиотек в следующем году появится выбор: перейти в статус автономных, так называемых бюджетных учреждений нового типа либо казенных. Для финансирования первых двух из бюджетов предусмотрены субсидии, которые выделяются под конкретные госзадания. Кроме того, у них есть право заниматься коммерцией, то есть оказывать платные услуги. Правда, решающее слово, какой статус принять, остается за учредителями. Ими могут быть областные, краевые администрации и муниципалитеты - их профильные комитеты, управления, департаменты. Для федеральных бюджетных учреждений это соответствующие министерства, пишут в "Российской газете".

Такие нормы заложены в Законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Сегодня его публикует "Российская газета". Закон вступает в силу 1 января 2011 года, но до июля 2012 года предусмотрен переходный период. Так что в запасе есть чуть более двух лет для того, чтобы подготовиться и адаптироваться к новым условиям.

Субсидии под госзадание в отличие от нынешнего финансирования по смете дают руководителям учреждений больше свободы, пояснила "РГ" директор Центра прикладных экономических исследований Государственного университета-Высшая школа экономики Татьяна Абанкина.

Появляется возможность самим решать, сколько денег направить на оплату труда, на коммунальные расходы, на учебные расходы, а не следовать строго смете, даже если какие-то ее статьи оказались уже неактуальными. Например, перебросить часть материальных расходов на повышение квалификации педагогов, сэкономленные на электроэнергии расходы добавить на ремонт учебных кабинетов. Изменить смету более чем на 5 процентов было практически нереально.

Но при новом порядке учредители, уточняет Татьяна Абанкина, обязаны строго следить, чтобы госзадание неукоснительно выполнялось. В этом как раз залог того, что бесплатные услуги школ, вузов, поликлиник не будут сокращаться. Именно они и составляют основу госзадания. "Будут проводиться постоянный мониторинг, выборочные проверки, - рассказывает эксперт. - Если объем оказываемых услуг не соответствует госзаданию по объему или по качеству, то финансирование может быть уменьшено или прекращено. При этом, например, учащиеся школ на улице не останутся. У нас обязательное бесплатное полное среднее образование. Это конституционная гарантия. И Конституцию никто не менял. Все будут решать по ситуации. Если, допустим, учреждение оказывает услуги низкого качества, то учащихся могут перевести в другую школу либо старую присоединить к хорошо работающей. Кроме того, бюджетные учреждения остаются в казначейской системе исполнения бюджета. И казначейство, несомненно, тоже будет осуществлять контроль за расходованием их средств. И, что особенно важно, ни бюджетные, ни автономные учреждения не могут быть признаны банкротами. Их имущество независимо от статуса остается в государственной или муниципальной собственности. Оно передается учреждениям на праве оперативного управления".

У автономных учреждений самостоятельности больше, чем у бюджетных, поясняет Татьяна Абанкина. Они могут открывать счета в коммерческих банках. Но контроль предусмотрен и здесь. "Для автономных учреждений формируются дополнительные коллегиальные органы общественно-государственного управления - наблюдательные советы, - говорит эксперт. - Это очень компактный орган - от 5 до 11 человек. В него входят представители учредителя, комитетов по управлению имуществом, заинтересованной общественности, трудового коллектива (в новом законе может входить и руководитель учреждения, но с правом совещательного голоса). В отличие от попечительского совета здесь заданы четкие пропорции. Не менее трети состава - от власти, не более трети - от самого учреждения и остальные - от общественности. Ключевые функции наблюдательного совета - контрольные. Например, он должен отслеживать крупные сделки, то есть цена которых превышает 10 процентов стоимости чистых активов. Их могут осуществлять только с согласия наблюдательного совета. Если его нет, а сделка совершена, то она может быть признана неправомочной, даже если кто-то из сторон не знал, что сделка совершается без согласия наблюдательного совета".

Эксперт, впрочем, признает, что этот механизм в России пока применялся только в коммерческой сфере. И для государственного, муниципального сектора пока не отработан. Но на то и дается переходный период, чтобы постичь эту премудрость.

"Я давно работаю с бюджетной сферой и считаю, что основной корпус руководителей очень опытный, - говорит Татьяна Абанкина. - Средний стаж руководящей работы около 18-20 лет. Но, безусловно, не все сегодня имеют достаточный опыт именно в финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому, чтобы не делать ошибок, хорошо подготовиться, уже сейчас надо предусмотреть для руководителей, специалистов финансово-хозяйственных, правовых подразделений бюджетных учреждений дополнительные программы повышения квалификации в виде семинаров, тренингов, обмена опытом". Самостоятельность вещь обоюдоострая. С одной стороны, больше свободы, а с другой - за все свои огрехи придется отвечать самим.

Наш эксперт обратила внимание еще на один немаловажный момент, который необходимо прояснить до вступления закона в полную силу. Сейчас в бюджетной сфере действует субсидиарная ответственность. Учредитель полностью отвечает по всем обязательствам учреждения. "Вообще-то прецедентов в последние годы, когда учредитель был вынужден расплачиваться по долгам тех или иных учреждений, очень немного, - уверяет эксперт. - Тем не менее надо очень аккуратно разобраться со всеми вопросами. Если есть какие-то долги, надо выяснить, из-за чего они возникли, как могут быть ликвидированы. Кроме того, у нас, к сожалению, довольно плохо оформлены имущественные права, особенно на земельные участки. В свое время многие землеотводы были сделаны без соответствующего оформления прав. Часть имущества находится в спорах. И все эти вопросы надо решить в самое ближайшее время. В противном случае автономным и бюджетным учреждениям нового типа будет трудно в полной мере проявлять свою самостоятельность, которую предусматривает новый закон".

Что касается третьего типа бюджетных учреждений - казенных, работающих в сфере безопасности, обороны и правоохранительной деятельности, то для них все остается по-старому. Они будут финансироваться по смете. И не смогут заниматься предпринимательской деятельностью. "Более того, - уточняет Татьяна Абанкина, - в их самостоятельное распоряжение средства не поступают. Это достаточно жесткая форма, полностью контролируемая учредителем".


Уважаемые владельцы сайтов!

Прошу прощения если в материалах расположенных на этом сайте Вы обнаружили свои материалы, без указания ссылки на Ваш сайт. Так как множество документов присылаются по почте администрация сайта не может проследить каждый документ. Для того чтобы ссылка на Ваш сайт появилась в документах, публикациях и других материалах этого сайта просьба сообщить администратору сайта.


Со своей стороны просьба - если Вы используете материалы с данного сайта просьба делать ссылку на данный сайт.


Hosted by uCoz