Автоаукционы создают в России цивилизованный рынок подержанных машин
Сделать стартовой
Сайт организации труда и заработной платы
Добавить в избранное
Главная Форум Должностные инструкции Положения об отделах Кодексы классификаторы Другие документы Договора Формы и бланки Ссылки Публикации Бухгалтерия Обратная связь

Автоаукционы создают в России цивилизованный рынок подержанных машин

Новая форма торговли бывшими в эксплуатации автомобилями появляется в России: аукционы. Этот признанный в мире вид реализации транспортных средств станет инструментом создания в нашей стране цивилизованного рынка подержанных машин, сообщает "Эксперт Авто".

Опыт продажи автомобилей на аукционах, когда покупателем становится тот, кто назначит в ходе торгов лучшую цену, получил широкое распространение. Человек, который хочет купить и продать не новую машину в США, Японии или другом развитом государстве, с большой долей вероятности отправится именно на аукцион. Сегодня в мире существует более полутора сотен крупных аукционов, где ежегодно реализуется свыше десяти миллионов автомобилей. В США через такие популярные аукционы, как Manheim, Copard, Adessa, продается свыше 60% подержанных автомобилей. А в Японии благодаря аукционам (USS, HAA, AucNet) находят новых владельцев более 90% бывших в употреблении машин. Недавно аукционы по продаже подержанных автомобилей стали появляться и в России. В чем их особенность? Приживется ли у нас эта пока непривычная для российских потребителей форма торговли?

Аукционы у них

Сегмент подержанных автомобилей в России представляет собой весьма привлекательное поле для деловой активности. По самым скромным оценкам, оборот рынка таких автомобилей в нашей стране составляет 1 млн. единиц, и в ближайшее время этот показатель будет стремительно расти. Однако формы реализации бэушных машин пока остаются на примитивном уровне: они в основном продаются с помощью бесплатных объявлений в газетах, на сайтах в интернете или через рынки-толкучки. Сейчас появилась перспектива расширить в ближайшее время объемы продаж подержанных автомобилей через дилеров по схеме trade-in. Тем не менее реализация бывших в эксплуатации автомобилей через дилеров пока находится в зачаточном состоянии.

В этой ситуации аукционы могли бы стать очень перспективной формой продаж подержанных машин. О развитии такого вида торговли в России говорят давно. Еще в середине 1990−х годов наладить этот бизнес в нашей стране пытались представители ряда ведущих американских аукционных домов. Однако тогда эти идеи не были восприняты неразвитым российским рынком.

В других государствах автомобильные аукционы — очень развитой и одновременно весьма специфический бизнес, история которого насчитывает не один десяток лет. Так, крупнейший автомобильный аукцион США Manheim начал свою деятельность более полувека назад, в 1945 году. Сейчас же практически в каждом большом американском городе есть представительство крупного аукционного дома, которое поможет любому желающему продать или купить подержанный автомобиль с молотка. Рынок автомобильных аукционов настолько велик, что у многих автоаукционов даже есть своя специализация. Например, в Америке некоторые аукционы (такие, как Copart) продают автомобили от страховых компаний. Это в основном транспортные средства после аварии, когда страховщики предпочитают выплатить владельцу стоимость автомобиля, вместо того чтобы заниматься ремонтом. В последнее время внимание к такой форме реализации автомобилей в США резко повысилось в связи с финансовым кризисом: некоторые аукционы начинают специализироваться на продаже машин, изъятых у прежних владельцев банками в счет погашения долгов по кредитам. Торги эти становятся все более популярными, так как цены на такие машины очень привлекательны.

В свое время значительно оживил продажи с молотка интернет: с развитием компьютерных сетей появилась возможность участвовать в торгах, не выходя из дома. Причем при поиске нужного автомобиля можно виртуально присутствовать сразу на несколько торговых площадках, что раньше было физически невозможно. Однако особенность американских аукционов в том, что в них могут участвовать только юридические лица. Если человек хочет прибрести для себя подержанный автомобиль через торги, ему нужно обращаться к аккредитованной при аукционе фирме-посреднику. Эта фирма заключает договор с покупателем, который должен внести предоплату (обычно в размере 1 тыс. долларов), после чего получает пароль и доступ к информационной системе аукциона, где регулярно появляется информация о продаваемых автомобилях. Торги проходят в определенные дни и часы, перед их началом покупатель может не только посмотреть фотографии, но и увидеть автомобиль вживую на одной из аукционных площадок. Во время электронных торгов покупатель делает ставку, и если его цена оказывается самой высокой, то автомобиль достается ему.

Физические лица не могут принимать участие в автоаукционах и в Японии: там также нужно искать аккредитованного посредника. Кроме того, японские аукционы славятся тем, что перед продажей очень тщательно проверяется, например, состояние кузова и салона. Репутация оценки аукционных специалистов в Японии столь высока, что весь процесс покупки осуществляется через интернет: здесь редко приезжают предварительно посмотреть автомобиль, полностью доверяя фотографиям и аукционному листу, где подробно расписываются все преимущества и недостатки подержанной машины.

Аукционы у нас

В России сегодня целый ряд фирм предлагают услуги по участию в американских и японских аукционах (например, компания "Первый русский аукционный дом"). Однако пока это не находит большого отклика у покупателей: их отпугивает удаленность места проведения аукциона, необходимость заниматься длительной транспортировкой купленного за границей автомобиля, его таможенным оформлением и так далее. К тому же не очень ясно, как предъявлять претензии зарубежному аукционному дому, если предварительные данные о состоянии автомобиля окажутся не соответствующими действительности.

Другое дело — организация аукционов непосредственно в России. Здесь получить в собственность купленный автомобиль и начать им пользоваться можно буквально на следующий день после торгов. Машину разрешат предварительно посмотреть вживую: достаточно приехать на стоянку, и менеджеры аукциона покажут продаваемый автомобиль. Наконец, есть с кого спросить в случае выявления скрытых дефектов.

Перед торгами в интернете вывешиваются подробные фото продаваемой машины, а в аукционном листе можно найти достоверную информацию о состоянии автомобиля

Первой российской компанией, пытающейся привить зарубежной опыт на российской почве, стал крупный российский автодилер "Фаворит Моторс" (на рынке с 1994 года, в настоящее время официально продает FIAT, Skoda, Peugeot, Kia, Hyundai и ряд других марок). Эта компания с начала нынешней осени начала торги на аукционе под названием Yoshida. "Название нашего аукциона — Yoshida — переводится с японского как “удачное рисовое поле”, он создан в сотрудничестве с японскими специалистами по аукционам, — рассказал “Эксперту” председатель совета директоров “Фаворит Моторc” Владимир Попов. — Во всем мире аукцион — это быстрый, безопасный и выгодный способ купить или продать автомобиль. Мы считаем, что такая форма торговли имеет большое будущее и в России".

Торги на российском аукционе ведутся по тому же принципу, что и за рубежом. В настоящее время существует три центра, куда любой автовладелец может сдать на продажу свой автомобиль. В каждом центре есть своя фотостудия, где делают более десятка фотографий. На пункте приема автомобиль подвергается детальной технической диагностике. Все данные о его состоянии фиксируются в аукционном листе. "Мы очень стремимся создать безупречную репутацию для нашего аукциона. Поэтому в техническом осмотре машины участвуют самые современные средства диагностики и квалифицированные специалисты, — продолжает Владимир Попов. — Мы исследуем все характеристики автомобиля: состояние двигателя, кузова, подвески. Наши специалисты даже делают спектральный анализ масла или исследуют степень выработки деталей мотора, с тем чтобы выяснить, реальный или нет пробег заявлен владельцем. Если, на наш взгляд, заявленный пробег не соответствует отдельным реальным техническим характеристикам автомобиля, то мы об этом сразу заявляем в сопроводительных бумагах".

Еще один важный момент: машина проходит предварительную юридическую экспертизу. Специалисты аукциона в сотрудничестве с ГИБДД выясняют: числится ли автомобиль в угоне, находится ли в залоге. Но главное — аукционная компания несет полную ответственность за достоверность представленных предварительных сведений. "Если после покупки автомобиля на нашем аукционе выясняется, что у него серьезная скрытая поломка, он находится в угоне или какая-то предварительно заявленная в аукционном листе информация не соответствует действительности, то мы берем на себя обязательство вернуть деньги покупателю этой машины", — заверяет Владимир Попов.

Важное отличие российского аукциона от зарубежных — в нем могут принять участие не только юридические, но и физические лица. Для этого необходимо заполнить заявку и внести предоплату в размере пяти тысяч рублей. Внесенные деньги свидетельствуют о том, что намерения у покупателя серьезные и он будет выполнять свои обязательства, заявив о покупке той или иной машины. Однако если покупатель передумает приобретать на аукционе автомобиль, деньги ему полностью вернут.

В остальном процедура российского аукциона полностью соответствует западным стандартам. В определенные дни (по вторникам и пятницам) проходят аукционные торги. Покупатель предварительно знакомится с лотами, выбирает понравившийся ему автомобиль и активно включается в торги. В режиме онлайн, через интернет он делает ставки. Современная компьютерная программа, кстати, позволяет без участия клиента эффективно бороться за нужный лот: достаточно задать максимальную цену, которую готов заплатить покупатель, и система сама будет пошагово (шаг на аукционе — 2 тыс. рублей) поднимать ставку до тех пор, пока она не упрется в предлагаемый клиентом потолок.

Если выставленный на аукционе автомобиль не продан, он отправляется в раздел "Сток". Здесь желающие могут купить его в любой момент уже за фиксированную цену. Что касается комиссионных за продажу автомобиля на аукционе, то они сегодня составляют 5% от первоначально заявленной продавцом цены, платит их обычно продавец.

Перспективы аукционов

Торги на аукционе Yoshida в России проводятся два месяца, ежедневно здесь продается по 10 автомобилей, а всего на продажу выставлено в общей сложности 350 машин. Уже через два года организаторы аукциона планируют серьезно увеличить этот показатель: согласно разработанному плану, в 2010 году на российском аукционе будет продаваться уже 70 автомобилей в день. При этом "Фаворит Моторс" планирует, что в ближайшее время у нее будет не три, а восемь площадок для приема автомобилей, и не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Общий объем инвестиций в проект составляет 120 млн. долларов.

"Организовать полноценный аукцион — довольно затратное дело, компании мелкого или среднего уровня это не под силу, — отмечает Владимир Попов. — Большие средства приходится тратить на создание информационной системы, а также на высококачественное диагностическое оборудование и персонал. Но мы убеждены, что, как и во всем мире, аукционы в России будут востребованы. Кстати, мы считаем, что аукционная продажа автомобилей особенно выгодна корпоративным пользователям. Уже сейчас значимая часть наших продавцов — это представители компаний, которые продают машины из своего автопарка. Для компании это наиболее выгодный и прозрачный способ реализации автомобилей".

Будет ли аукционная торговля подержанными машинами успешно развиваться в России, как это происходит в США и Японии? Участники рынка по-разному оценивают перспективы бизнеса. Скепсис в основном связан с новизной и непривычностью такой формы торговли и, соответственно, с недоверием к ней. "Пока люди привыкли продавать подержанные машины через объявления или через автодилеров по схеме trade-in, — говорит Игорь Пономарев, председатель совета директоров компании Genser, крупного российского автодилера. — Так что должно пройти время, прежде чем возникнет доверие к аукционам и они окажутся востребованы на рынке".

Однако, по мнению других наблюдателей, сам рынок подержанных автомобилей в ближайшее время будет подталкивать к поиску новых форм продаж. "Рынок подержанных иномарок в России стремительно растет, — говорит Татьяна Арабаджи, директор компании Russian Automotive Market Research. — Особенно растет внутренний рынок подержанных иномарок, то есть тех машин иностранного производства, которые изначально были куплены новыми в России. Для их реализации, безусловно, нужны будут более цивилизованные способы продажи, чем через примитивные объявления. Кроме того, темпы роста рынка продаж новых автомобилей в ближайшее время будут снижаться, и продавцы станут активно развивать другие сегменты, например продажи подержанных машин, в том числе и через аукционы".

Ситуация в международной экономике также может внести свою лепту в популяризацию автомобильных аукционов. "Развивающийся финансовый кризис, безусловно, будет способствовать всплеску активности на рынке подержанных машин в тех же Европе и США, — говорит Екатерина Березий, директор по маркетингу компании “Км/ч” (официальный дилер Opel, Ford, Chevrolet, Skoda и др.). — Те, у кого было по две-три машины в семье, будут вынуждены их продавать в связи с ухудшением финансовой ситуации и необходимостью погасить кредиты. Соответственно, в Россию будет больше ввозиться подержанных машин, которые выгодно продавать, в том числе через аукционы. Ну а с тем, что такая форма торговли через интернет российскому покупателю не очень привычна, можно не согласиться: посмотрите, сколько российских граждан легко совершают покупки через eBay или другие интернет-магазины. Почему бы через интернет, в том числе на аукционе, не покупать наряду с другими вещами и автомобиль?"


Уважаемые владельцы сайтов!

Прошу прощения если в материалах расположенных на этом сайте Вы обнаружили свои материалы, без указания ссылки на Ваш сайт. Так как множество документов присылаются по почте администрация сайта не может проследить каждый документ. Для того чтобы ссылка на Ваш сайт появилась в документах, публикациях и других материалах этого сайта просьба сообщить администратору сайта.


Со своей стороны просьба - если Вы используете материалы с данного сайта просьба делать ссылку на данный сайт.


Hosted by uCoz