Пароходство не продам никогда - Александр Кириличев
Сделать стартовой
Сайт организации труда и заработной платы
Добавить в избранное
Главная Форум Должностные инструкции Положения об отделах Кодексы классификаторы Другие документы Договора Формы и бланки Ссылки Публикации Бухгалтерия Обратная связь

Пароходство не продам никогда - Александр Кириличев

Новость о продаже ОАО "Приморское морское пароходство" (ПМП, входит в корпорацию PRISCO) шести танкеров-стотысячников, занятых на сахалинских проектах, государственной компании "Совкомфлот" вновь подняла тему ухода пароходства из России. В интервью деловой газете "Золотой Рог" председатель совета директоров и совладелец ПМП Александр Кириличев опроверг слухи о сворачивании бизнеса и рассказал, почему он не хочет уезжать в Сингапур.

- Александр Дмитриевич, в бытность гендиректором ПМП вы часто повторяли "я держу на контроле". Как сейчас?

- Ничего не менялось и меняться не будет. Все находится в режиме ручного управления. Только должности другие. Я - председатель совета директоров, Александр Мигунов - генеральный директор, далее - его заместители. Все находятся точно на тех же позициях, как и в бытность мою гендиректором. Поэтому каждый знает, что и как делать. Можно сказать, что сейчас я выполняю роль некоего советника, но при этом ни одного вопроса из-под контроля никогда не выпускал. Ни кадрового, ни финансового, ни текущей ситуации по рынку. Поэтому все успехи и неудачи - прежде всего мои. Но все, что касается бюджета, расходов, стратегии, в любом случае обсуждается на коллегиальном уровне. Никто в сторону не уходит.

- Сегодня практически все акции ПМП принадлежат оффшорным компаниям. Кто их настоящий владелец?

- Среди акционеров есть и менеджеры ПМП, и иностранные фонды. То, что рисуют СМИ, что Кириличев контролирует 75% акций компании, не совсем так. Я к такому ярлыку привык и уже не поднимаю этот вопрос - спорить бесполезно. Скажу одно - ситуация находится полностью под контролем менеджеров. - Вы говорите - иностранцы. А чем тогда ПМП глянется тем же американцам? Дивидендов вы не платите, управление держите на ручном контроле...

- Любая публичная компания оценивается прежде всего с позиций капитализации. До кризиса ПМП оценивалось очень хорошо, в кризис цена упала фактически в 2,5 раза и сейчас не поднимается. Но желающих приобрести наши ценные бумаги предостаточно. Другое дело, что их нет в продаже. Не скрою, мы и сами заинтересованы в покупке акций компании. Цена на них сейчас достаточно низкая, но попробуй купи! А я все акции сейчас бы и собрал. Что касается моей оценки пароходства, то с точки зрения активов она в два-три раза выше, чем есть сейчас на рынке. Поверьте, ПМП очень привлекательный актив. Кстати, вы не заметили, что все наши инвестиции направлены прежде всего на развитие основного бизнеса? Около 90% прибыли мы направляли на строительство флота.

- А как же проекты по лесопереработке в Подмосковье, страховая компания "Защита-Находка", "ПРИСКО Капитал Банк", "Дальневосточный ипотечный центр" и другие?

- А это уже модное слово "диверсификация". Если кто не знает, теримн "диверсификация" происходит от латинского слова, которое означает "разный, разнообразный". Так вот, с диверсифицированным доходом все будет гораздо спокойней.

- В свое время вы выстояли в противостоянии с инвесткомпанией "РИНАКО", которая смогла консолидировать более 10% акций ПМП. Сложно пришлось?

- Бизнес чем более становится привлекательным, тем больше на него претендентов. Строить всегда сложно, проще купить, а еще лучше - отобрать. Вы правы, нам тоже пришлось с этим столкнуться. Хорошо, что мы к такому сценарию оказались готовы со всех сторон, и технически, и морально. Сейчас повторения той истории я уже не допущу.

- Вам, воспитанному советской системой, удалось выстроить образцово-показательную по капиталистическим меркам компанию! Как же вы решились ее распродать?

- А о распродаже речи и не идет. Да, мы приняли очень достойное предложение. Бизнес есть бизнес, и если за часть компании дают очень хорошую цену, почему бы на это не пойти? Надо уметь считать. Но это лишь обычная, пусть и выгодная сделка. Пароходство я не продам никогда, пусть даже втридорога. Самое главное мое достижение - это люди, а их миллионами долларов не измеришь.

- На проданных вами "Совкомфлоту" танкерах были оффшорные флаги. По идее, теперь "Совкомфлот" как государственная компания должен поднять на них российский флаг?

- Это его обязанность. Другое дело, что компания от этого части прибыли недосчитается. Налоговая составляющая возрастет очень заметно. Что бы там ни изобретали в последнее время - второй реестр и так далее, но единый социальный налог и кое-что другое никто не отменял. Смешно напоминать, но правило, при котором, войдя под российский флаг, судовладелец не имеет права продавать пароход в течение десяти лет, действует до сих пор. Невозможно в таком случае успешно работать на рынке. Мое конкурентное преимущество - продать или купить судно в любой удобный момент под конкретный проект, а мне это запрещают!

Пусть "Совкомфлот" покажет пример с российскими флагами, тогда, может быть, и я задумаюсь и последую его примеру.

И может, мне тоже что-нибудь в этом случае дадут отщипнуть от нефтяного пирога. Пока же все наоборот. Даже госкомпании в лице "Совкомфлота" по большому счету ничего не светит, куда уж нам.

- Была ли альтернатива сделке с "Совкомфлотом"?

- Говорят, что на рынке встречаются два счастливчика или два дурака, один покупает, другой продает. Я счастлив, что эта сделка произошла. Альтернатива? Сложно сказать. Вот работали у меня на Сахалине в чартере три танкера. Год назад один из них, "Павел Черныш", оказался лишним. Уменьшился объем нефти, и все. Потом идет следующее предложение, и этих пароходов много. И как вы думаете, чей танкер окажется лишним на этот раз? Мой или "Совкомфлота", государственной компании? А речь идет о специальных судах усиленного ледового класса, на них при строительстве столько накрутили, что диву даешься. И вдруг этой махине отказывают в чартере и выбрасывают на спот (рынок, на котором сделки улаживаются в течение нескольких деловых дней). Соответственно, владелец получает одни убытки. Пароход нужно как можно скорее пристроить и получить как можно более высокую ставку. А как? Я ни у кого валяться в ногах не буду, поверьте. Я использую только схемы рынка, а на нем сегодня хорошую ставку на мой танкер уже не дают. Как бы я там ни выворачивался. И тут вот он - "Совкомфлот". Которому наверняка пообещали, что без заказов его флот не останется. Дай Бог, если мои пароходы останутся на этих проектах. Но я думаю, что в скором времени "Совкомфлот" выйдет с предложением к "Эксоннефтегазу" (американский оператор проекта "Сахалин-1) и скажет: "господа, пришло время поменять ставки и отношение". Но это только мои предположения.

- Кстати, эти шесть пароходов, построенные с нуля, уже окупились?

- Все, что касается "Сахалина-1", - ни в коем случае. По этому проекту танкеры были отданы в чартер на 15 лет, но зарабатывали они не так уж и много. Можно сказать, что это некоммерческие пароходы. Если говорить об окупаемости - где-то наполовину. Поэтому часть вырученных за них средств мы направим на расчеты с банками. Но в любом случае для нас это хорошая сделка. Для "Совкомфлота", наверное, тоже. Ну, не дураки же там сидят. Значит, у них есть в перспективе проекты, на которые эти суда и уйдут.

- С чем остается Приморское морское пароходство?

- PRISCO остается с достаточно большим танкерным флотом - 13 танкеров общим дедевейтом 1,2 млн тонн. Мы остаемся работать на Сахалине. Только вместо танкеров-стотысячников на проектах будет задействован вспомогательный флот - ледокольный буксир и высокоскоростные пассажирские суда для обслуживания нефтедобывающих платформ. Кроме того, сегодня наши танкеры работают в Юго-Восточной Азии, в районах Персидского залива и Индийского океана, между портами Южной и Северной Америк, Европы, у побережья Африки. Работы для них хватает. Открою небольшой секрет - сейчас мы готовим новый серьезный проект с одним из больших партнеров. Но теперь уже ориентируемся не на Россию, а на мировой рынок. Это будет новый этап развития PRISCO.

- Один известный бизнесмен как-то заметил, что богатство в нашей небогатой стране - бремя. Вы тоже небедный человек...

- Я не считаю, что быть богатым плохо. Другое дело, что нельзя делать из денег культ.

- У вас есть вложения в ценные бумаги или в недвижимость за рубежом?

- Есть, конечно. Я ведь не дурак.

- Сами выбираете предмет покупки или кого-то нанимаете?

- Скажем так, прислушиваюсь к рекомендациям.

- Где будете находиться во время проведения саммита АТЭС?

- Буду наверняка в Приморье, только вот с саммитом мои пути вряд ли пересекутся.

На мой взгляд, саммит в конечном итоге проведут в Санкт-Петербурге. Месяца за три, а может, и за полгода, переориентируют его из Владивостока. За вторую столицу говорят наличие инфраструктуры и опыта проведения подобных форумов, за Владивосток я не вижу никаких видимых плюсов. Наверное, перенос будет верным решением. Жалко только, что в ближайшие два года здесь все будет в непрерывной стройке по принципу слепить абы как.

Неважно, какого качества, главное, освоить выделенные средства по полной программе. А потом будут искать покупателей на новые объекты. Когда мне говорят, что в корпуса ДВФУ на острове Русский поселят студентов, я в это категорически не верю. Ну не бывает манны небесной в этой стране. Все это в конечном итоге превратится в предмет коммерческих торгов. Кому, за сколько и на каких условиях, решат заранее. Поэтому тому, кто сейчас готов продать квартиру, советую не жаться и продать. Есть все основания считать, что стоимость квадратного метра во Владивостоке после 2012 года резко упадет.

- А вы сами после 2012 года за рубеж не махнете? В тот же Сингапур, поближе к штаб-квартире PRISCO?

- А мне это зачем? Я что, не русский? Заняться мне будет чем. Кадровый департамент пароходства в любом случае останется в Находке, значит, надо будет держать его на контроле. Да и другого бизнеса, помимо судоходного, у нас предостаточно. Той же медициной плотней займусь. Рассчитываю, что в скором времени с нашей помощью в Находке появится медицинская клиника с высокопрофессиональными специалистами и аппаратурой не хуже, чем в Сингапуре. Людей надо спасать на месте, а не за границей. И средств на этот проект мы не пожалеем.

- В хорошем смысле вы странный человек. Пессимист в вас соседствует с оптимистом, и оба легко находят общий язык. А как вы ладите в таком случае с менеджментом компании, который, и это не секрет, уже давно не видит перспектив работы в России? Зачем вам эта головная боль с нашими мэрами и губернаторами, чиновниками и силовиками?

- С менеджерами я общий язык находил и будут находить. Мы одна команда. Вы правы, проскальзывает иногда у них эта позиция - взять и перебазироваться за рубеж полностью. Но я в свое время им всем сказал: пока я жив, куда бы вы ни прыгнули, меня вам все равно не перепрыгнуть. Как я решил, так и будет.


Уважаемые владельцы сайтов!

Прошу прощения если в материалах расположенных на этом сайте Вы обнаружили свои материалы, без указания ссылки на Ваш сайт. Так как множество документов присылаются по почте администрация сайта не может проследить каждый документ. Для того чтобы ссылка на Ваш сайт появилась в документах, публикациях и других материалах этого сайта просьба сообщить администратору сайта.


Со своей стороны просьба - если Вы используете материалы с данного сайта просьба делать ссылку на данный сайт.


Hosted by uCoz