В ближайшем будущем Владивосток ожидает развал
Сделать стартовой
Сайт организации труда и заработной платы
Добавить в избранное
Главная Форум Должностные инструкции Положения об отделах Кодексы классификаторы Другие документы Договора Формы и бланки Ссылки Публикации Бухгалтерия Обратная связь

В ближайшем будущем Владивосток ожидает развал

В ближайшем будущем Владивосток ожидает развал, и спасти город может только сдача его в аренду соседям из Поднебесной. С такой эпатажной теорией выступил некоторое время назад Николай Матвиенко, в ту пору возглавлявший управление по инвестициям городской администрации. В настоящее время он занимает пост советника вице-президента Ассоциации строителей России по ДВФО, сообщает газета "Конкурент".

Ниже публикуется рассказ бывшего чиновника, где он излагает суть своей идеи.

"В 2007 году в администрации Владивостока была создана рабочая группа по разработке стратегии социально-экономического развития города на период до 2020 г. В нее входили чиновники, ученые-экономисты, представители местной бизнес-элиты. Поначалу родилась мысль пригласить во Владивосток иноземного мэра-технократа, сити-менеджера, человека издалека, имеющего опыт работы в цивилизованных городах, не повязанного неформальными узами с местными. Всю вторую половину 2007-го на заседаниях рабочей группы обсуждался вопрос организации международного конкурса на замещение вакантной должности главы Владивостока.

И никакая это не экзотика. Новейшей истории известны целые государства, управлявшиеся наемными иностранцами. Глобализация, знаете ли. Да что там говорить, если сама Русь образовалась в результате призвания варягов. А город все ж не государство. Тут и проблемы не столь глобальны, и задачи конкретны.

Я понимаю, что "патриотам" подобные идеи не по вкусу. Но если вдуматься, это вроде авторемонта. Процесс муниципального управления содержит по сути такие же технологии: разборка-сборка, диагностика, замена агрегатов, тестирование, обкатка, наладка и тщательный контроль всех операций. Нужны слесаря умелые и мастер опытный. А какой страны паспорт у мастера в кармане — автовладельцу без разницы.

Рабочая группа не ограничивалась одними лишь заседаниями. Идея международного конкурса обсуждалась в кулуарах и за пределами Владивостока. Я могу назвать примерно дюжину фамилий мэров и экс-мэров городов США, Канады, Филиппин, Австралии, Новой Зеландии и Сингапура, чьи кандидатуры изучались. С командами некоторых из них (Уэс Ульман из Сиэтла, Джордж Вуд из Окленда, Тони Эткинс из Сан-Диего, Кемпбел Ньюмен из Брисбена) проводились собеседования и консультации. Разумеется, в частном порядке. Просматривались варианты и среди мэров российских городов.

Приход Игоря Пушкарева в 2008-м был отчасти таким "явлением варяга". В том смысле, что он позиционировался как человек из другого города (Москвы). Из другого города была и его команда. Сейчас видно, что эта команда стала по очкам проигрывать местным "гоблинам". Эволюция владивостокских чиновников, проходившая на фоне активной мутации и жесткого отбора, вывела устойчивый биологический вид "гоблина "Серого дома", способного без потерь противостоять малоопытным в местных делах политикам из других городов. "Гоблины" заведомо лучше знали условия местности и обладали навыками выживания.

Тем временем во Владивосток начали просачиваться первые "атэсовские" денежки. Стало понятно, что нужна идея покруче.

Как известно, побеждает тот, кто даже в невыгодных для себя обстоятельствах берет в свои руки инициативу, идет на полшага впереди объективных тенденций. А они таковы, что соседство с Китаем нам обеспечено — сейчас и в самом далеком будущем. Китайское демографическое превосходство в этой части света объективно. Бесполезно этому сопротивляться. Значит, это надо использовать, извлекать выгоду. Надо создавать условия, при которых русское население здесь будет господствующим — не числом своим, а социальным статусом. Модель "аренды" в этом смысле идеальна. Каждый, кто хоть раз в жизни снимал квартиру, знает, кто главнее — арендатор или домохозяйка...

Другой вопрос, насколько разумно мы могли бы использовать те безусловные выгоды, которые несет статус арендодателя. Тут есть над чем поломать голову. Ибо история государства российского пестрит эпизодами упущенной выгоды словно поляна одуванчиками. Но в любом случае ясно, что Россия должна нарастить здесь прежде всего свое военное присутствие, укрепить госграницу, искоренить криминал, увеличить мощности энергетики и повысить пропускную способность транспортных систем.

Цель одна — сделать город лучше. Однако тут важен масштаб. Чтобы осознать его, надо учитывать уникальную роль Владивостока в России и в регионе в целом. Эта роль исключительна во всех смыслах. Владивосток объективно должен стать третьей столицей России, а в экономическом отношении, с учетом близости самой крупной и быстрорастущей экономики планеты, — второй. И для этого у России здесь есть превосходный шанс. Но шанса мало, нужны еще и действия. Если мы не реализуем свой шанс, в короткое время столицей региона станет Харбин, кстати, тоже русский город, правда, уже бывший. Если Россия не реализует этот шанс, то не только потеряет контроль над Восточной Сибирью и Дальним Востоком, но и утратит статус сверхдержавы чуть более чем навсегда.
Ставки в игре высоки, а время движется не в нашу пользу. Не на нашей стороне и соотношение ресурсов. Сырья в мире и без нас навалом. Но ни инфраструктуры, ни технологий его превращения в товар по эту сторону границы не хватает. И что важней — нет рынков. Узел проблем затягивается.

Предстоит ликвидировать дисбаланс приграничной торговли. Но приморские предприятия никогда не смогут конкурировать с китайскими в выпуске ширпотреба. Это значит, что надо просто взять и перевезти кусочек Китая сюда. Чтобы наши граждане хотя бы за тряпками через границу не ездили. Только вот незадача: не захотят китайские предприниматели переезжать в Россию. Им и у себя в Китае хорошо, не те сегодня времена, чтоб уезжать на заработки из Поднебесной. Если кто и поедет, то "самый нижний отстой", кто и своим не гож. Ну, так и нам они здесь не нужны. Значит, на "китайском рынке" здесь обязательно должен быть еще и "китайский порядок", должна быть "китайская власть", которая, к слову сказать, не колеблясь ставит своих чиновников лицом к стенке.

Городу необходим особый, уникальный статус финансовой столицы. Только так можно претендовать на высоты в экономике. И тут все снова упирается в порядок и свободу конкуренции. В последнее время опять заговорили о "свободной экономзоне" в Приморье. В какой уже раз. Но чья она будет? Опять российская, опять в ней будет "паханат винни-пухов" и "братанат майоров евсюковых". С этого пункта можно не продолжать. Из нынешних теплых насиженных мест во всех концах света никто сюда свои капиталы на наших условиях не перенаправит. Гарантом стабильности может быть только международный контроль на территории. Другое неисполнимо.

В ближайшем будущем Владивосток ожидает развал. Слегка огламуренный вдоль "гостевого маршрута". Да и гламур тот не надолго. Увы, но линейное продолжение доминирующих ныне тенденций — это свет в тоннеле от встречного поезда. Случится то, на предотвращение чего и направлены усилия федеральных властей. Город из "единственного европейского в Азии" станет примером в китайском учебном пособии на тему "Европа — это дикость".

Похоже, люди, которые сейчас при власти, не отдают себе отчета в том, что все эти безрассудные стройки и демонстративное закапывание денег в соленую грязь уже через два года тяжким бременем лягут на местный бюджет. Потребуются многомиллиардные расходы на содержание бесполезных объектов. А ведь мост — не авианосец, который при ненадобности можно списать "на гвозди" и отбуксировать в тот же Китай, где из него сделают аттракцион. Мост будет стоять как памятник безрассудности, украшая безлюдный ландшафт.

С точки зрения абстрактной математики, если Владивосток — это некий "сферический конь в вакууме", то вовсе не важно, что впереди. На уровне бытового понимания и так ясно, что если жилой дом каждый год не ремонтировать, то со временем он неизбежно разрушится. И тогда нерадивые хозяева уезжают, а на развалинах селятся бродяги. Экономическая система опускается на новый уровень, где и приходит в равновесие: подешевевшие активы — "подешевевшие люди".

Совсем недавно, когда статистика "отъездов-приездов" во Владивостоке впервые показала положительную динамику, звучало, что это победа партии "Единая Россия" над демографией. Но ведь никто не говорит, сколько молодых ученых, инженеров, дизайнеров, менеджеров и просто энергичных ребят уехало из Владивостока, а сколько алкашей-дровосеков приехало в город из приморской глубинки, после того как обанкротились их леспромхозы. "Сферический конь" статистики безупречно гламурен в кристально чистом вакууме абстрактной демографии. И даже нехватка детсадов не мешает аллюру такого коня.

Любому экономисту понятно, что первичны активы. Но не всякий актив даст эффект. Нужны те, которые обеспечат трудоустройством самый низ социальной пирамиды, т.е. неквалифицированных работников сферы услуг. Нужны те, которые способны быстро принести живые деньги. Это туризм. И наконец, нужны те активы, которые способны делать территорию привлекательной для людей. Это здравоохранение и образование.

Есть еще социально-личностный аспект. Это когда люди оценивают успех своего карьерного продвижения по уровню статуса фирм, в которых работают. Молодежь стремится попасть на работу в известные компании, с хорошей, желательно международной репутацией, и тем самым обеспечить себе энергичный карьерный рост. Это существенно стимулирует человеческий капитал и без масштабных строек. В мировой практике стратегирования городов есть целая дисциплина — импликтинг, буквально — "втаскивание" на территорию известных компаний, чтобы их присутствие стимулировало приток мозгов и квалифицированных рабочих рук. Помните очереди молодых людей, когда новый отель "Хендэ" вывесил списки на собеседование для набора персонала? А какой ажиотаж был, когда завод компании "Кока-Кола" стал набирать первые 100 человек? То был стихийный импликтинг. В той "Стратегии Владивостока", которую подготовила наша рабочая группа к лету прошлого года, этому механизму посвящался целый раздел.

Саммит АТЭС не может вытянуть Владивосток. Мантра про "локомотив-который-все-вытянет" практикуется бездельниками. Это очень удобно — все списывать на саммит АТЭС. Грязь кругом? "Мы строим к саммиту". О как!

Саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества — это прежде всего международное мероприятие, выгоду от которого (если таковая будет вообще) должна получить вся Россия. Процветание Владивостока — это второстепенная частность, побочный эффект, опция. Возможная, но не обязательная. Разумеется, было бы здорово... Но, как говорится, никто и не обещал. Скорее, наоборот, налагаются определенные обязанности на горожан, как следствие, вполне закономерно создаются трудности для всех нас. А уж что там в итоге получится, "локомотив" или просто здоровенный чемодан без ручки, время покажет.

Я пока вижу чемодан. Потому что наши "организаторы праздника" элементарно не способны организовать что-либо большее, чем новогодняя елка. Вся титаническая оргработа сводится к непрерывному выклянчиванию средств из федерального центра. Будет ли прок от мостов в никуда и дорог-дублеров, которые ничего не дублируют? Наплевать! Главное — обосновать очередное удорожание смет для карманных компаний. В этом смысле саммит, конечно, "локомотив". Только пока у нас разные рельсы.

Начиная дискуссию о "проекте Хай-Шень-Вэй", я изначально не рассчитывал на горячее одобрение. Но мне лично жаловаться не приходится. Самым грустным было увидеть, что люди все еще боятся. Очень боятся! Познакомившись в Москве с одним неплохим человеком, я сообщил ему, что прибыл из Владивостока. Он тут же перешел на таинственный шепот, озираясь в собственном кабинете, спросил: "Я слышал, будто у вас там полгорода сдают в аренду Китаю. Как это можно? Неужели органы не в курсе?!". До сих пор нам сложно приучить себя к мысли, что не органы должны следить за человеком, а человек сам обязан блюсти гигиену собственных органов. Наверное, понадобится еще одно-два поколения, чтобы фантомные боли от некогда всесильных органов перестали терзать наши мозги и служить оправданием социальной инфантильности.

Как бы то ни было, но общество горячо дискутировало и продолжает говорить на эту тему. Значит, по факту признается, что сценарий возможен. Более того, формула "отдать, сохраняя", как ни верти, лучше, чем "просто отдать". Причем, если помните, то в случаях с о. Даманский (ныне Чженьбао) и двумя островами под Хабаровском мнения общества никто не спрашивал. Отчасти по этой причине на "проекте Хай-Шень-Вэй" вымещается некий "отложенный" импульс патриотических чувств. И это нормально. Дискуссия необходима. И не только тому, кто готовит проект. Мы все должны научиться смотреть на себя со стороны.

И вот еще что интересно. Стоит кому-то из власти зарваться, перепутав свой и казенный карманы, или просто совершить ошибку, люди уже комментируют: "А вот китайцы расстреляли бы их не медля". Посмотрите, как обсуждают на форумах "подвиги" властей. Нет-нет да проскальзывает реплика: лучше вам бы уйти по добру по здорову, а территорию отдать в управление китайцам.
В половине случаев дискуссии на тему "проекта Хай-Шень-Вэй" на самом деле были напоминанием властям о том, что им есть замена. Пока эта дискуссия виртуальная, но с каждой ошибкой, которую власть допускает, виртуальность перерастает в реальность. К слову сказать, дискуссия идет и по ту сторону границы. Там тоже есть свои "за" и "против". Но в конечном счете "приемлемость" и осуществимость подобного проекта будет решаться объективными экономическими и политическими процессами.

Модель совместного международного управления ключевыми территориями пока что нова, но востребована в современном многополярном мире. Конфликты и приграничные споры были и будут всегда. Однако возможности человечества разрешать их путем вооруженной борьбы или грубых санкций за последнее время резко сузились. Это создает спрос на невоенные методы управления конфликтными ситуациями, а также на такие модели развития территорий, в которых политическая нестабильность и толерантность границ закладывается как базовое условие, а не как нежелательная помеха.

В мире сейчас насчитывается почти три десятка городов, разделенных границами государств. Крупнейшие из них процветают. Однако исторически все эти "берлинские стены" появились в ходе случившихся ранее вооруженных конфликтов. Как знать, может, Владивосток окажется первым городом, разделение которого во имя процветания обойдется без жертв".


Уважаемые владельцы сайтов!

Прошу прощения если в материалах расположенных на этом сайте Вы обнаружили свои материалы, без указания ссылки на Ваш сайт. Так как множество документов присылаются по почте администрация сайта не может проследить каждый документ. Для того чтобы ссылка на Ваш сайт появилась в документах, публикациях и других материалах этого сайта просьба сообщить администратору сайта.


Со своей стороны просьба - если Вы используете материалы с данного сайта просьба делать ссылку на данный сайт.


Hosted by uCoz