"Дорожный сбор" может обвалить рынок автоперевозок в Приморье
Сделать стартовой
Сайт организации труда и заработной платы
Добавить в избранное
Главная Форум Должностные инструкции Положения об отделах Кодексы классификаторы Другие документы Договора Формы и бланки Ссылки Публикации Бухгалтерия Обратная связь

"Дорожный сбор" может обвалить рынок автоперевозок в Приморье

За последний год грузооборот приморских автоперевозчиков упал примерно на 70%, но введение платных автодорог может полностью обвалить рынок автоперевозок в Приморье, пишет газета "Конкурент".

Рентабельность этого бизнеса снизилась. У большинства операторов уже не хватает средств на оплату лизинговых платежей и кредитов. Однако это только начало. Продолжение будет, когда правительство утвердит разработанный министерством транспорта проект закона о введении платы за пользование автомобильными дорогами для большегрузных фур весом более 12 т, немедленного принятия которого потребовал президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.

На протяжении многих лет автотранспорт в Приморье уверенно лидирует в общих объемах перевозок грузов, выполняемых всеми видами транспорта. На его долю приходится около 80% грузооборота. В цепочке доставки товаров от двери до двери даже при самом масштабном использовании других магистральных видов транспорта альтернативы автомобилям нет. Но если раньше парк автоперевозчиков порой с трудом справлялся с объемами транспортировки и операторам приходилось дополнительно брать машины в кредит и лизинг, то сейчас эта техника простаивает.

Сергей Чечик, директор транспортной компании "Фрахт": "Еще недавно наши 80 единиц техники были загружены в среднем на 95%. Сегодня — в лучшем случае на 10%. Приходится тратить деньги не на развитие сервиса и компании в целом, а на содержании автопарка".

Всему причиной кризис. В нынешних условиях, как признаются участники рынка, лизинговые платежи за технику создают существенные трудности. Чтобы ежемесячно платить за лизинг, нужно эксплуатировать технику почти круглосуточно, что сейчас нереально. Поэтому часть перевозчиков пытается продать автомобили, другие — законсервировать их до лучших времен. Собственники транспортных предприятий, имеющие большой лизинговый парк, в единичных случаях вынуждены возвращать автомобили лизингодателям, чтобы поправить положение.

Часть автотранспортных компаний, специализировавшихся на доставке ограниченных видов грузов и по ограниченным направлениям, стремится диверсифицировать свою деятельность. Но успешно развиваться большим компаниям мешают мелкие полулегальные перевозчики. Располагая одной-двумя машинами и минимальным набором документов, они могут демпинговать.

"После отмены в 2003 году лицензирования транспортно-экспедиционной деятельности, а в 2005-м и лицензирования автоперевозок вход на рынок упростился, — говорит Чечик. — Появилось большое количество как перевозчиков, так и посредников, оказывающих зачастую некачественные услуги. Такие посредники не берут на себя ответственность за перевозку и неадекватно оплачивают услуги перевозчиков. Перевозчики-одиночки и неквалифицированные посредники не платят налоги, сбивают цены. В результате у нормальных фирм доходность бизнеса упала, тогда как у полулегальных все более-менее в порядке".

Сколько в Приморье полулегальных дальнобойщиков, никто точно сказать не может. Есть только косвенные показатели. Так, с недавних пор Приморскстат вынужден в графе "автомобильные перевозки" делать сноску "с учетом индивидуальных предпринимателей и неформального сектора экономики". Так вот, согласно данным статистики, в первые два месяца текущего года из общего грузооборота в 11,3 млн т автомобилями было перевезено 8,3 млн т. Если парк легальных фирм края сегодня загружен на 10-15%, получается, что все остальное перевозит "теневая" сторона.

Тем временем министерство транспорта разработало проект закона о введении платы за пользование автомобильными дорогами для большегрузных фур весом более 12 т. и уже передало его в кабинет министров. "Сейчас мы берем плату только с иностранных перевозчиков, которые ездят по российским дорогам, но Европейский союз настаивает на выравнивании условий конкуренции и на том, что этот сбор необходимо брать со всех перевозчиков", — объяснил Игорь Левитин, министр транспорта РФ.

Как предполагают чиновники, полученные таким образом средства помогут строить и содержать автомобильные дороги, финансирование которых в период кризиса значительно уменьшилось. Другие положительные моменты в предлагаемом минтрансом новшестве нашел Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД": документ может помочь создать более справедливые условия конкуренции между автомобильным и железнодорожным транспортом. "Российские автоперевозчики находятся в заведомо выигрышном положении, — сказал он СМИ. — Они не несут расходы на пользование автодорогами и их строительство. Это за них делает государство: например, в ФЦП "Развитие транспортной инфраструктуры России до 2015 г." на эти цели заложено 3,2 трлн рублей, еще 0,4 трлн. рублей должны добавить субъекты федерации. Введение платы за дороги — это выравнивание экономических условий, но суммы должны быть адекватными, ведь железнодорожный транспорт не только содержит, но и строит новые железнодорожные линии из своего тарифа".

В каком объеме будет взиматься плата с автофур, в минтрансе пока не уточняют. Но с иностранных перевозчиков берут по тарифу в размере 60 тыс. руб. за проезд. Дальнобойщики пока не бьют тревогу, надеясь, что разум у чиновников возобладает. Ведь финансовое давление на владельцев грузового автотранспорта может привести к увеличению транспортной составляющей в цене готовой продукции, поскольку подавляющее количество груза с железной дороги доставляется на склад грузополучателя автотранспортом. Если же ничего не изменится, то автотранспортникам придется забыть даже о текущем уровне доходов в расчете на каждый автомобиль и готовиться работать с нулевой рентабельностью.

Олег Горшунов, коммерческий директор транспортной компании "Берг": "Якунина можно понять. Я лично недавно столкнулся с сервисом железной дороги. Чтобы забрать груз, понадобилось прождать несколько дней. И то — имея связи с одной крупной экспедиторской компанией. Если дорожный сбор введут, то сервис железной дороги вряд ли улучшится. Зато поднимутся тарифы на перевозку грузов автомобилями. Это отразится на потребителе".

Андрей Неплюхин, заместитель директора "ТрансАльянса", не видит большого смысла в дорожном сборе: "О какой конкуренции между железнодорожниками и автоперевозчиками идет речь? Дальнобойщикам не выгодно транспортировать грузы на дальние вектора, поэтому в этом сегменте рынок держит РЖД. Если РЖД хочет откусить кусок от пирога грузопотока на малые расстояния, то не вижу никаких перспектив. Поскольку даже из Гродеково в Хабаровск контейнер по железной дороге приходит в лучшем случае только через неделю. Поэтому малое плечо занимают автоперевозчики: они управляются за один день. Что касается повышения тарифов на перевозку большегрузами, то они уже поднимаются. Этому способствуют ограничения нагрузки на ось, а также тот факт, что теперь через Хабаровск фуры могут проехать только на платной основе. С вводом дорожного сбора стоимость услуг автоперевозчиков может стать запредельной".

"Плата за въезд в Хабаровск официально составляет 50 тыс. рублей. У кого есть связи, тот платит неофициально 10-15 тыс. рублей, — говорит Чечик. — То есть участники рынка уже начали выплачивать дополнительный налог. Плюс нам приходится тратиться на содержание парка, топливо, выплачивать зарплату механикам и врачам, а также отчислять по амортизации. Думаю, с вводом дорожного сбора, который предлагает минтранс, на рынке автоперевозок наступит коллапс".


Уважаемые владельцы сайтов!

Прошу прощения если в материалах расположенных на этом сайте Вы обнаружили свои материалы, без указания ссылки на Ваш сайт. Так как множество документов присылаются по почте администрация сайта не может проследить каждый документ. Для того чтобы ссылка на Ваш сайт появилась в документах, публикациях и других материалах этого сайта просьба сообщить администратору сайта.


Со своей стороны просьба - если Вы используете материалы с данного сайта просьба делать ссылку на данный сайт.


Hosted by uCoz