СОТиЗ

ПОРЯДОК ПРИЕМА ЦЕННОСТЕЙ МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЛИЦАМИ

4.1. Общие положения по приему ценностей

Основным источником поступления в организации товарно-материальных ценностей является приобретение их у поставщиков -юридических лиц или граждан по заключаемым с ними договорам купли-продажи (поставки) и мены или получение товаров по до­говорам комиссии, поручения и агентирования.

Согласно ст. 454 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Основным видом договора купли-продажи, заклю­чаемого с поставщиками товаров, является договор поставки, кото­рый определяется ст. 506 ГК РФ как договор, по которому постав­щик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятель­ность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для исполь­зования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным ис­пользованием.

В соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже, если это не противоречит специальным нормам ГК РФ о мене и существу данного вида сделок. В договоре мены каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязу­ется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. При этом, если законом или договором мены не преду­смотрено иное, право собственности на обмениваемые товары пере­ходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве поку­пателей, одновременно после исполнения обязательств передать со­ответствующие товары обеими сторонами.

Статья 971 Гражданского кодекса РФ определяет договор пору­чения как сделку, по которой одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, со­вершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сто­рона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (коми­тента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комис­сионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязан­ным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по его ис­полнению.

Согласно ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению дру­гой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Поставщики, отгружая ценности, выписывают сопроводитель­ные документы, основными из которых являются счет-фактура и товарно-транспортная накладная.

Товарно-транспортная накладная выписывается при доставке товарно-материальных ценностей автомобильным транспортом. В остальных случаях используются счета-фактуры. В зависимости от особенностей конкретных видов материалов (товаров) к товарно-транспортной накладной или счету-фактуре могут прилагаться и другие документы, подтверждающие массу (количество) ценностей (кипные карты, упаковочные ярлыки, отвесы и т.п.) и/или качество (качественные удостоверения, сертификаты, справки о результатах лабораторных анализов и т.п.). Следует отметить, что обязанность продавца одновременно с передачей вещи (товара) «передать поку­пателю ... относящиеся к ней документы (технический паспорт, сер­тификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.)» устанавли­вается ст. 456 ГК РФ. При доставке товаров от иногородних по­ставщиков по железной дороге или водным путем транспортной организацией выписывается соответственно железнодорожная или водная накладная. Данные документы следуют вместе с товаром от станции (пристани) отправления до станции (пристани) назначения, где их выдают получателю.

Порядок приема товарно-материальных ценностей и его доку­ментальное оформление зависят: от места приема (на складе поставщика, от транспортной организации, на складе покупателя), ха­рактера приема (по количеству, качеству и комплектности), степени соответствия условиям договора и сопроводительным документам, наличия или отсутствия сопроводительных документов.

Статьей 513 ГК РФ на покупателя возлагается обязанность по проверке количества и качества получаемых от поставщиков това­ров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота.

Прием по количеству - это прием материалов (товаров) в уста­новленные сроки по массе нетто и количеству единиц, поставляе­мых без тары или в открытой таре, или по массе брутто и числу мест ценностей, поставляемых в таре, с последующей проверкой массы нетто и количества единиц в каждом месте. Порядок приема товар­но-материальных ценностей по количеству устанавливается Инст­рукцией о порядке приема продукции производственно-техни­ческого назначения и товаров народного потребления по количест­ву, утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Мини­стров СССР от 15.06.65 № П-6.

Прием по качеству - это проверка в установленные сроки со­хранности качества и наличия комплектности ценностей, соответст­вия требованиям стандартов, технических условий, образцам, ре­цептурам и другим условиям, предусмотренным договором постав­ки. Порядок приема товарно-материальных ценностей по качеству устанавливается Инструкцией о порядке приемки продукции произ­водственно-технического назначения и товаров народного потреб­ления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.66 № П-7.

Порядок приема материалов (товаров) тесно связан с моментом возникновения материальной ответственности, который совпадает с моментом приема ценностей по количеству материально ответст­венными лицами.

В соответствии со ст. 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

«Вручения товара покупателю или указанному им лицу, если до­говором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара» (п. 1 статьи). В данном случае прием товара покупателем и его до­кументальное оформление производится непосредственно на складе покупателя;

«Предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара» (там же). В данном случае прием приобретае­мого у поставщика товара производится организацией- покупателем на складе поставщика.

Пунктом 2 ст. 458 ГК РФ устанавливается, что «в случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения поку­пателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное». В случае исполнения обязанности продавца передать товар таким образом прием покупаемых ценностей и его документальное оформление производится на станции железной дороги, пристани или в аэропорту в зависимости от того, каким видом транспорта осуществляется доставка товаров до места назначения.

4.2. Прием товарно-материальных ценностей по доверенности

В случае если прием товаров осуществляется не на складе поку­пателя, т.е. на складе поставщика, станции железной дороги, при­стани или в аэропорту, то организация уполномочивает своего ра­ботника, с которым, как правило, заключен договор о полной мате­риальной ответственности', на получение ценностей, выдавая ему доверенность.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ «доверенностью при­знается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами». Пунктом 5 ст. 185 ГК РФ устанавливается, что доверенность от имени юридиче­ского лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложени­ем печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собствен­ности, на получение или выдачу денег и других имущественных цен­ностей (последний случай рассматривается нами) должна быть подпи­сана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Порядок выдачи доверенностей на получение ценностей непосредственно со склада поставщика и их регистрации бухгалтерией организации-покупателя устанавливается Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, утвержденной МФ СССР по согласованию с ЦСУ СССР 14.01.67 № 17. В соответствии с названным нормативным документом доверенности на получение товарно-материальных ценностей выдаются должностным лицам предпри­ятий, организаций и учреждений на бланках формы № М-2 и М-2а. Последнюю форму применяют организации, у которых получение материалов (товаров) по доверенности носит массовый характер.

Выдача доверенностей лицам, не работающим на данном пред-; приятии (в организации, учреждении), не допускается.

Доверенности, как указано выше, подписываются руководите­лем (заместителем руководителя) и главным бухгалтером предпри­ятия (организации, учреждения) или лицами, на то уполномоченны­ми. В тех случаях, когда бухгалтерский учет в соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ведется специализированной организацией, доверенности на получение товарно-материальных ценностей подписываются руководителем (замести­телем руководителя) предприятия, учреждения и организации, обслуживаемого этой организацией, и главным бухгалтером специализированной организации или лицами, на то уполномоченными. Пра­во   подписи   доверенности   лицами,   уполномоченными   на   то руководителем и главным (старшим) бухгалтером предприятия, ор­ганизации, учреждения, оформляется приказом.

Доверенности выдаются на получение товарно-материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению или другому заменяющему их документу. В случаях, когда доверенное лицо должно получать требуемые това­ры, материалы или продукты в одном месте (с одного склада), но по нескольким нарядам, счетам и другим заменяющим их документам, ему может быть выдана одна доверенность с указанием в ней номе­ров и дат выдачи всех нарядов, счетов и других аналогичных документов или несколько доверенностей, если товарно-материальные ценности следует получать на нескольких складах.

Доверенности регистрируются бухгалтерией организации. При выписке доверенностей следует иметь в виду, что перечень подлежащих получению товарно-материальных ценностей, предусмотренный на оборотной стороне доверенности, заполняется в слу­чаях, когда в документе на отпуск (соглашении и т.п.) не приведены наименования и количество ценностей, подлежащих получению. Если же в указанных документах приводятся наименования и коли­чество товарно-материальных ценностей, подлежащих получению, перечень ценностей на оборотной стороне доверенности прочерки­вается.

Выдача доверенностей, полностью или частично незаполнен­ных, и доверенностей без образцов подписи лиц, на имя которых они выписаны, не допускается; такие доверенности считаются не­действительными.

Срок действия доверенности устанавливается в зависимости от возможности получения и вывоза соответствующих ценностей по наряду, счету, накладной или другому заменяющему их документу, на основании которого выдана доверенность, но, как правило, не более чем на 15 дней. Доверенности на получение товарно-материальных ценностей, расчеты за которые производятся в поряд­ке плановых платежей, например на систематическое получение продуктов питания для детских учреждений, допускается выдавать на весь календарный месяц.

При лишении доверенного лица права на получение ценностей по выданным ему доверенностям, срок действия которых еще не истек, доверенности у этого лица отбираются, при этом получатель товарно-материальных ценностей немедленно ставит в известность поставщика об аннулировании соответствующих доверенностей. С момента получения такого извещения отпуск ценностей по анну­лированной доверенности прекращается.

При выдаче доверенности бухгалтерия организации регистриру­ет ее в корешке книжки доверенностей. В книжке доверенностей до начала выдачи из нее доверенностей должны быть пронумерованы все листы. На последнем листе книжки за подписью главного бух­галтера делается запись: «В настоящей книжке пронумеровано... листов». Количество листов указывается прописью.

Организации, у которых получение товарно-материальных цен­ностей по доверенностям носит массовый характер, регистрацию Доверенностей могут производить в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей сле­дующей формы:

 

 

№ доверенности

Дата

выдачи

Срок

действия

доверенности

Должность и

фамилия

лица,

которому

выдана

доверенность

Наименование поставщика

№ и дата

наряда

(счета.

спецификации и

другого

заменяющего

наряд

документа) или

извещения

Расписка

лица.

Получившего

Доверенность

Отметка о выполнении

поручения

по

выдан-

ной

доверенности

1

2

3

4

5

6

7

8

Книжки доверенностей и журналы учета выданных доверенно­стей должны храниться у лица, ответственного за регистрацию до­веренностей.

Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее сле­дующего дня после каждого получения ценностей независимо от того, получены ли товарно-материальные ценности по доверенности пол­ностью или частями, представить в бухгалтерию предприятия, орга­низации, учреждения документы о выполнении поручений и о сдаче на склад (кладовую) или соответствующему материально ответствен­ному лицу полученных им товарно-материальных ценностей. Неис­пользованные доверенности должны быть возвращены выдавшему их предприятию (организации, учреждению) на следующий день после истечения срока действия доверенности. О возвращении неиспользо­ванной доверенности делается отметка в корешке книжки доверенно­сти или в журнале учета выданных доверенностей (в графе «Отметки о выполнении поручений»). Возвращенные неиспользованные дове­ренности погашаются надписью «Не использована» и хранятся до конца отчетного года у лица, ответственного за их регистрацию. По окончании года неиспользованные доверенности уничтожаются с со­ставлением об этом соответствующего акта. Лицам, которые не отчи­тались в использовании доверенностей, по которым истек срок дейст­вия, новые доверенности не выдаются.

 

 

Главный бухгалтер предприятия, организации, учреждения обя­зан обеспечить:

контроль за соблюдением правил оформления, выдачи и регист­рации доверенностей;

инструктаж лиц, получающих доверенности, о порядке пред­ставления бухгалтерии документов о выполнении поручений по до­веренности;

своевременный контроль за использованием доверенностей, осуществляемый на основе приходных документов (приходных ор­деров, приемных актов и т.п.);

контроль за своевременным представлением соответствующих приходных документов в пределах срока действия доверенности или возвратом доверенности при ее неиспользовании.

Отпуск товарно-материальных ценностей организациями не производится в случаях:

предъявления доверенности, выданной с нарушением установ­ленного порядка ее заполнения или с незаполненными реквизитами;

предъявления доверенности, имеющей поправки и помарки;

непредъявления паспорта, указанного в доверенности;

окончания срока, на который выдана доверенность;

получения сообщения получателя продукции (товара) об анну­лировании доверенности.

Доверенности независимо от срока их действия отбираются по­ставщиком при первом отпуске товарно-материальных ценностей. В случае отпуска товарно-материальных ценностей частями на каж­дый частичный отпуск составляется накладная (приемо-сдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием в ней номера доверенности и даты ее выдачи. В этих случаях один экземпляр на­кладной (или заменяющего ее документа) передается получателю товарно-материальных ценностей, а другой подкладывается к ос­тавшейся у поставщика доверенности и используется для наблюде­ния и контроля за исполнением отпуска ценностей согласно дове­ренности, а также для предъявления счета потребителю. По оконча­нии отпуска товарно-материальных ценностей доверенность сдается в бухгалтерию вместе с документами на отпуск последней партии Ценностей по сдаваемой доверенности.

Далее рассмотрим особенности порядка приема товаров в зави­симости от места ее осуществления.

 

 

 

4.3. Прием товарно-материальных ценностей на станции железной дороги (пристани), в аэропорту

Для приема грузов организации выделяют материально ответст­венных лиц (кладовщиков, экспедиторов и т.п.), которые должны хорошо знать правила приема материалов (товаров) от транспорт­ных организаций. Уполномоченному на получение ценностей лицу выдаются доверенность, распоряжение на получение груза и грузо­вая квитанция. Предъявив паспорт и указанные документы предста­вителям транспортной организации, материально ответственное ли­цо получает от нее соответствующие сопроводительные документы.

Представители организации-получателя, уполномоченные для приема товарно-материальных ценностей от транспортной органи­зации, должны тщательно ознакомиться с полученными сопроводи­тельными документами и проверить, действительно ли данный груз направлен в адрес получателя, в каком порядке принят груз к пере­возке, за чьими пломбами доставлен груз, не нарушен ли срок его доставки, номера транспортных средств и т.д. Затем совместно с представителем транспортной организации (либо без его участия) устанавливается, была ли обеспечена сохранность груза при пере­возке. С этой целью проверяют целостность вагона, правильность закрытия дверей, целостность люков, крыш и т.п. на транспортных средствах (вагонах, цистернах, барже, трюме судна и т.п.) или кон­тейнерах, наличие и целостность пломб, ясность оттисков на них, исправность тары и упаковки и т.д. При обнаружении каких-либо нарушений в процессе приема грузов создается возможность для предъявления определенных требований к доставлявшей товарно-материальные ценности транспортной организации. Если в ходе осуществления указанных действий представителями организации-покупателя никаких повреждений не обнаружено, получатель делает об этом отметку в транспортном документе. Если органы транспорта выдают груз без проверки массы, то это отмечается в транспортном документе.

Незатаренные грузы при приеме перевешивают. При этом выпи­сывается специальный документ- отвес (ф. №ТОРГ-17), в котором указывают состояние груза, его количество согласно транспортным документам и фактически принятое. Факт приема груза удостоверя­ется подписью представителя получателя, а представитель транспортной организации подтверждает сдачу груза своей подписью в транспортном документе.

В случае установления при приеме поступивших товаров каких-либо нарушений, повреждений упаковки, тары, порчи груза, несоот­ветствия наименования и массы груза или количества мест, несо­блюдения сроков доставки и температурного режима (при перевозке скоропортящихся ценностей), а также в других случаях, предусмот­ренных правилами, действующими на транспорте, представители получателя должны потребовать от транспортной организации обя­зательной проверки количества мест, массы и состояния груза либо взвешивания части груза и проверки содержимого каждого повреж­денного места (по кипным картам, упаковочным ярлыкам, описям и другим документам). Если в результате проверки будут установлены факты утраты (недостачи), повреждения или порчи груза, предста­вители получателя должны потребовать от органов транспорта со­ставления коммерческого акта.

В тех случаях, когда выявленные недостачи не превышают уста­новленных норм естественной убыли, коммерческий акт не состав­ляется, а о недостаче делают отметку в транспортном документе. Такая недостача возмещается, как правило, за счет организации-покупателя и включается ею в состав затрат.

Составленный в указанных выше случаях коммерческий акт яв­ляется основанием для предъявления организацией-получателем иска (претензии) транспортной организации либо поставщику-грузоотправителю, если организация транспорта не виновна в воз­никновении ущерба, установленном при приеме товаров.

4.4. Прием товарно-материальных ценностей , на складе поставщика

Ценности на складе поставщика принимает, как правило, мате­риально ответственное лицо покупателя по доверенности путем проверки соответствия количества и качества товарно-материаль­ных ценностей данным выписываемых организацией-поставщиком сопроводительных документов. При этом затаренные ценности при­нимаются по количеству мест и массе брутто или количеству товар­ных единиц и массе нетто по трафарету. В этих случаях необходимо тщательно проверить исправность тары и маркировки. Если при приеме будет установлена неисправность тары и маркировки, получатель должен потребовать вскрытия тары и проверки содержимого по количеству единиц, массе нетто и качеству (по товарам, где так проверка представляется возможной). При этом следует отметить что в случаях, когда подлежащий затариванию и (или) упаковке груз передается покупателю без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке, покупатель вправе потребовать о продавца затарить и (или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и (или) упаковку, если иное не вытекает из договора, существа обязательства   или   характера   ценностей   (п.1.ст. 482 ГК РФ). Данной статьей ГК устанавливается также, что покупатель в этом случае вправе предъявить продавцу требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества. Их состав определяет­ся ст. 475 ГК РФ, предписывающей, что покупатель в данном случае вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены или безвозмездного устранения недос­татков товара в разумный срок.

Пунктом 2 ст. 475 ГК РФ устанавливается также, что «в случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе по своему выбору:

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребо­вать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром(| соответствующим договору».

При приеме затаренных ценностей на сопроводительных документах необходимо сделать надписи: «Ценности приняты по массе брутто и количеству мест без фактической проверки» и «Ценности приняты по качеству согласно документам поставщика без фактиче­ской проверки» за подписями лица, сдавшего и принявшего ценности. Эти отметки лишают поставщика возможности отрицать факты недостачи, несоответствия качества, некомплектности ценностей, которые могут быть установлены покупателем после вскрытия тары, со ссылками на то, что ценности были приняты по количеству (и качеству) согласно данным сопроводительных документов и подписям.

Товарно-материальные ценности без тары или в открытой таре принимают на складе поставщика по количеству единиц, массе нетто и по качеству (комплектности).

Прием (сдачу) ценностей на складе поставщика оформляют рас­пиской в сопроводительном документе материально ответственных лиц получивших и сдавших ценности. Момент подписи документа и сдачи груза для перевозки является, если иное не предусмотрено договором купли-продажи (поставки), моментом перехода права собственности на передаваемые ценности к покупателю, а также моментом возникновения материальной ответственности лица, по­лучившего ценности.

Грузы, принятые как на станции железной дороги (пристани, аэ­ропорта), так и непосредственно на складе поставщика, могут дос­тавляться не только организацией-получателем самостоятельно, но и транспортной организацией, осуществляющей автомобильные пере­возки, с которой покупателем заключается соответствующий дого­вор. В последнем случае немаловажное значение приобретает во­прос  надлежащего документального оформления  и  организации контроля за сохранностью грузов при доставке на склад покупателя. Перевозка грузов автомобильным транспортом оформляется вы­пиской товарно-транспортной накладной. Прием груза к перевозке транспортной   организацией   удостоверяется   подписью   шофера-экспедитора во всех экземплярах накладной, один из которых оста­ется у грузоотправителя. Доставленный груз шофер-экспедитор сда­ет материально ответственным лицам предприятия-покупателя. Гру­зы, прибывшие в исправных контейнерах и цистернах с неповреж­денными   пломбами   грузоотправителя,   выдают   получателю   без проверки массы, состояния и количества мест. Ценности, поступив­шие в исправной таре, принимаются от перевозчика по числу мест и массе брутто или количеству единиц и массе нетто по трафарету.

При обнаружении в ходе приема грузов нарушения целостности тары, а также других повреждений (прибытие в неисправном кузове, с нарушенными пломбами или без них на фургоне, контейнере и т.п.) груз проверяется в поврежденных местах. При установлении порчи или повреждения ценностей составляют акт. Этот факт отме­чается в товарно-транспортной накладной.

Сдача груза покупателю оформляется подписью водителя и по­лучателя и штампом грузополучателя в товарно-транспортной на­кладной, один экземпляр которой остается у получателя, а два у шофера-экспедитора.

Претензии по иску за утрату, недостачу, порчу или повреждение грузов по вине перевозчика на основании соответствующих актов покупатель предъявляет организации автотранспорта. Если же перевозчик не виновен, то претензии (иски) предъявляются грузоот­правителю.

 

4.5. Прием товарно-материальных ценностей на складе покупателя

Порядок приема грузов на складе покупателя во многом зависит от того, поступают ли ценности в таре или без таковой.

Если ценности поступили без тары, то их принимают по массе нетто, количеству товарных единиц с одновременной проверкой сохранности качества (комплектности), т.е. количественный и качест­венный прием в данном случае совпадают по времени.

Если груз поступил в исправной таре, то его принимают от автотранспорта по количеству мест и массе брутто. Прием грузов, поступивших в исправной таре, по массе нетто, количеству единиц в каждом месте, по качеству и комплектности осуществляется, как правило, непосредственно в момент вскрытия тары.

Прием грузов производится материально ответственными лица­ми. Если в ходе приема обнаруживается недостача ценностей или/и несоответствие качества, комплектности, маркировки поступивших ценностей, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, образцам (эталонам), условиям договора или данным, ука­занным в маркировке и сопроводительных документах, то дальней­ший прием приостанавливается. В данном случае необходимо обес­печить сохранность принимаемых ценностей, выполнив условия, предотвращающие ухудшение их качества и возможность смешива­ния с другими однородными ценностями.

О выявленной недостаче составляется акт первичной приемки за подписями лиц, ее производивших.

В случаях, когда при приеме ценностей выявлено несоответст­вие массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных' или сопроводительных документах либо на трафарете, получатель не должен производить вскрытие тары и упаковки. Если при пра­вильности массы брутто недостача продукции устанавливается при проверке массы нетто или количества единиц в отдельных местах, то получатель обязан приостановить приемку остальных мест и сохранить до дальнейшей приемки тару и упаковку вскрытых мест и ценности, находившиеся внутри этих мест.

Одновременно с приостановлением приема груза организация-покупатель вызывает представителя одногороднего поставщика для участия в продолжении приема ценностей и составления двусторон­него акта. Вызов представителя иногороднего поставщика обязате­лен лишь в случаях, когда это предусмотрено особыми условиями поставки или договором.

При неявке представителя поставщика в положенный срок или, если его вызов не является обязательным, дальнейшая приемка то­варов по количеству и составление акта по форме №ТОРГ-2 по оте­чественным товарам и форме №ТОРГ-3 по импортным товарам осуществляются с участием представителя сторонней организации либо представителя общественности организации-получателя, на­значенного руководителем, или односторонне предприятием-полу­чателем, если поставщик дал на это согласие.

При установлении несоответствия качества (комплектности) данным сопроводительных документов и в случае неявки предста­вителя поставщика (либо если вызов его не является обязательным условием для проведения дальнейшей приемки груза по качеству) ценности принимают по качеству и составляют акт с участием пред­ставителя соответствующей инспекции по качеству.

Акты вместе с соответствующими сопроводительными докумен­тами служат основанием для оприходования товарно-материальных ценностей, фактически поступивших на предприятие. Кроме того, акты, составленные после оприходования ценностей, являются ос­нованием для списания по ним сумм с материально ответственных лиц и предъявления претензий (исков) поставщикам. Материальные ценности, по которым не установлены расхождения, в акте не пере­числяются, о чем делается отметка в конце акта следующего содер­жания: «По остальным товарно-материальным ценностям расхожде­ний не установлено». О составлении акта делают запись в сопрово­дительном документе.

Одновременно с приемкой материалов (товаров) принимают по количеству и качеству поступившую с товаром тару. При этом про­веряют ее маркировку, категорийность мешков, целостность тары, соответствие количества и вида тары данным сопроводительных документов. Тару, не указанную отдельно в документе поставщика и не подлежащую оплате, приходуют на основании составляемого ак­та по форме №ТОРГ-5 по цене возможной реализации.

Согласно ст. 514 ГК РФ в случае когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (поставки) отказывается от переданного (ст. 224 Г РФ) поставщиком товара (при поступлении товаров без согласи покупателя, не предусмотренных в договоре, с нарушением условия договора, при отсутствии договорных отношений, а также при поступлении  недоброкачественных товаров),  он обязан  обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедли­тельно уведомить об этом поставщика. Поставщик в данном случае обязан распорядиться товаром, принятым покупателем (получате­лем) на ответственное хранение, в разумный срок. Если этого не произойдет, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику. Необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, подлежат воз­мещению поставщиком. При этом суммы, вырученные от реализа­ции товара, принятого на ответственное хранение, передаются по­ставщику за вычетом суммы, причитающейся не принявшему товар покупателю.

В случае поступления товаров без сопроводительных докумен­тов поставщика или с их частичным отсутствием прием таких това­ров осуществляется комиссией и оформляется приемным актом. В акт записывают данные о фактически принятых по количеству и ка­честву товарах. Если определить стоимость поступивших товаров не представляется возможным (например, исходя из условий договора поставки), в акте указывают цены последнего поступления данных товаров или оценивают их по рыночной стоимости. Акт составляет­ся в двух экземплярах, один из которых направляется поставщику просьбой срочно выслать сопроводительные документы на поступившие товары.

4.6. Особенности приема и документального оформления поступления товаров в розничной торговле

Некоторые продовольственные товары, по которым при подготовке их к продаже образуются безвозвратные отходы, приходуются за вычетом данных отходов по нормам. Сюда относятся, например, отходы по колбасным изделиям (шпагат, нитки, узлы оболочек, обязательно удаляемые при реализации), мясокопчености и рыботовары, которые реализуют нарезанными (кости окороков, головы рыб и т д.). Списание сумм данных отходов производится за счет издержек обращения торговой организации (п. 2.13 Методических рекоменда­ций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обра­щения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных письмом Роскомторга от 20.04.95 № 1-550/32-2).

Существует особенность в оформлении приемки тканей. Неред­ко в поступающих кипах (кусках) длина тканей не соответствует указанной в ярлыке. Поэтому ткани, поступающие в кипах и кусках, до продажи могут перемериваться. Перемеривание производится комиссией в составе товароведа, представителя общественности предприятия и материально ответственного лица. Результаты пере­меривания тканей оформляются актом минимум в двух экземплярах (один передается материально ответственному лицу, второй - в бух­галтерию). Установленная при перемеривании куска длина ткани проставляется на фабричном ярлыке и подписывается членами ко­миссии с указанием номера и даты акта. Излишки тканей приходу­ются материально ответственным лицом. В случае установления не­достачи на основании составленного акта предъявляется претензия поставщику.

Стеклянная посуда (бутылки, банки и др.), поступившая от по­ставщиков вместе с товаром, приходуется аналогично поступивше­му товару. Стоимость порожней стеклянной посуды, принятой от населения, оплачивается через кассу или же через приемщиков пунктов приема посуды. На принятую и оплаченную посуду состав­ляется приходная накладная.


Hosted by uCoz