СОТиЗ

УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТОРГОВЛЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО МАТЕРИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ПРЕДПРИЯТИЮ, УЧРЕЖДЕНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ

 

Утверждены Приказом

Министерства торговли ССР

От 19 августа 1982 г. № 169

Согласованы с ЦК профсоюза

Работников государственной торговли

И потребительской кооперации

 

 

(извлечение)

 

 

1.       Общие положения

Указания имеют целью обеспечение правильного и единообразного применения законодательства о материальной ответственности рабочих и служащих на предприятиях и в организациях государственной розничной и оптовой торговли и общественного питания, укрепление и обеспечение сохранности социалистической собственности и сокращение потерь, а также содействие улучшению торгового обслуживания населения, совершенствованию организации труда, воспитанию и закреплению кадров.

2.       Порядок введения индивидуальной материальной и коллективной (бригадной) материальной ответственности.

 Рабочие и служащие, виновные в причинении предприятию ущерба, несут материальную ответственность при наличии прямого действительного ущерба.

Так, полная материальная ответственность наступает, если между работником и предприятием заключен особый письменный договор, по которому работник принимает на себя полную материальную ответственность по сохранности ценностей, переданных ему на хранение. Особой формой полной материальной ответственности является коллективная (бригадная) материальная ответственность.

2.1.        Индивидуальная ответственность может устанавливаться при замещении или выполнении должностей и работ, предусмотренных в прилагаемом перечне, и при одновременном наличии следующих условий,  когда:

ТМЦ вручаются непосредственно работнику под отчет, т.е. на него лично возлагается обязанность по их сохранности и продаже (работники мелкой розницы, кладовщики, кассиры, буфетчики и т.п.);

работнику предоставлено отдельное изолированное помещение или место для хранения, продажи или переработки ТМЦ;

работник самостоятельно отчитывается перед бухгалтерией предприятия за вверенные ему ценности.

2.2.        В магазине, столовой, на складе и другой торговой единице, а также в их структурных подразделениях, преимущественно односменных, где заведующий имеет возможность постоянно контролировать действия каждого работника и движение товаров и отчитываться за них, может устанавливаться индивидуальная материальная ответственность заведующего (старшего продавца).

2.3.        Бригадная материальная ответственность устанавливается в торгах, трестах, объединениях, конторах, базах, отделениях и на других предприятиях и в организациях торговли и общественного питания, являющихся юридическими лицами, при наличии одновременно следующих условий, когда:

предусмотренные перечнем работы, при выполнении которых может вводиться бригадная материальная ответственность, выполняются рабочими и служащими совместно, и разграничивать материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной индивидуальной ответственности невозможно;

администрацией предприятия созданы рабочим и служащим условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности переданных им ценностей.

2.4.        Необходимость организации работы с бригадной материальной ответственностью определяется руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.4.1.         Решение администрации об установлении бригадной материальной ответственности, согласованное с профкомом, оформляется приказом руководителя предприятия и объявляется на общем собрании коллектива предприятия

2.4.2.         Решение профкома о даче согласия на установление бригадной материальной ответственности принимается на заседании с участием ответственного представителя администрации, бригадира и представителей бригады после проверки наличия условий, предусмотренных п.2.3. настоящих Указаний.

Приказ администрации об установлении бригадной материальной ответственности и решение профкома или выписка из него вместе со списочным составов членов бригады прилагаются к договору.

2.4.3.         При несоблюдении администрацией условий договора о бригадной материальной ответственности профком по своей инициативе либо по инициативе работников бригады (не менее половины всех ее членов) может аннулировать свое согласие на введение бригадной материальной ответственности, после чего договор теряет силу.

При невыполнении бригадой своих обязательств по договору администрация предприятия по согласованию с профкомом может расторгнуть договор.

2.5.        Бригады с коллективной материальной ответственностью могут быть организованы по торгово-производственному принципу на самостоятельных участках работы с бригадной организацией труда в отделах, секциях и т.п.

На предприятиях в зависимости от условий работы могут быть организованы бригады для выполнения работ, связанных с подготовкой товаров к продаже, изготовлением и реализацией продукции.

2.6.        Материальная ответственность бригады за ценности, находящиеся в торговом зале и в подсобном помещении, может быть установлена, если:

подсобное помещение используется только одной бригадой, все ее члены имеют свободный доступ к материальным ценностям, находящимся как в торговом зале, так и в подсобном помещении, и участвуют во всех торгово-складских и производственных операциях;

все товарные операции производства, подсобного складского помещения, товарно-денежные операции торгового зала являются единым процессом работы бригады и контролируются всеми ее членами.

2.7.        В универсамах  устанавливается материальная ответственность бригады за ценности торгового зала и подсобного помещения.

2.8.        Материальная ответственность отдельно за ценности, находящиеся в торговом зале и в подсобном помещении, применяется на предприятиях, имеющих общие подсобные помещения для снабжения товарами нескольких бригад, работающих в обособленных отделах или секциях. В этих случаях создаются две и более бригады, каждая из которых отчитывается самостоятельно за ценности, находящиеся в торговом зале, или за ценности, хранящиеся в подсобном помещении.

2.9.        В крупных универсальных и специализированных магазинах, имеющих обособленные склады, бригадная материальная ответственность может быть организована раздельно в отделах и на складах.

В магазинах, где торговый зал расположен в изолированных друг от друга помещениях, бригадная материальная ответственность устанавливается отдельно за ценности, находящиеся в каждом из этих помещений.

2.10.     На предприятиях (в торговых единицах) общественного питания, не имеющих цехового деления, организуются общие бригады МОЛ, отвечающих за ценности, находящиеся как в торговом зале, так и в подсобном помещении.

2.11.     На предприятиях общественного питания, имеющих секционное деление, выносные раздачи и обособленные кладовые, бригадная материальная ответственность может вводиться отдельно в цехах, на раздаче и кладовых.

2.12.     Осуществление мероприятий по организации и практическому применению материальной ответственности рабочих и служащих возлагается на руководителей предприятий торговли и общественного питания.

 

3.       Состав бригад с материальной ответственностью.

3.1.              Состав бригад с материальной ответственностью определяется в зависимости от конкретных условий работы и профиля предприятия или торговой единицы

3.1.1.         При коллективной материальной ответственности бригады в основном должны формироваться с ограниченным кругом лиц. Применение материальной ответственности ограниченного круга лиц наряду с обеспечением сохранности ценностей позволяет рациональнее использовать работников в торговом процессе, улучшать обслуживание покупателей, соблюдать режим трудового дня торгового персонала, закреплять молодежь в торговле. Бригады с ограниченным кругом лиц должны создаваться в первую очередь в потребительских комплексах магазинов самообслуживания с единым узлом расчета, а также в комплексных производственных бригадах столовых при промышленных предприятиях.

При коллективной бригадной ответственности ограниченного круга лиц бригады могут создаваться из:

руководителей торговых единиц (заведующего или его заместителя), если они являются МОЛ;

руководителей структурных подразделений предприятия или торговой единицы;

руководителей торговых единиц и руководителей их структурных подразделений, а при необходимости также отдельных квалифицированных работников (старших продавцов, поваров и т.д.)

3.1.2.         В тех случаях, когда на предприятии не введена бригадная материальная ответственность ограниченного круга лиц, при наличии условий, предусмотренных п.2.3. настоящих Указаний, в состав бригады могут входить все работник,, непосредственно обслуживающие материальные ценности, кроме перечисленных в п.3.7. Указаний.

3.2.              В состав бригад предприятия общественного питания могут входить

в производственных цехах – начальники цехов, их заместители, кондитеры, мастера и др., непосредственно связанные с приемом, хранением, отпуском ценностей;

в торговых залах – старшие администраторы и администраторы залов, официанты;

в буфетах – буфетчики.

3.3.              В состав бригад на базах и складах могут входить: заведующие базами, складами, хранилищами, их заместители, кладовщики, старшие товароведы, товароведы и др., непосредственно обслуживающие материальные ценности.

3.4.              На предприятиях, имеющих филиалы, находящиеся в отдельных помещениях, могут быть организованы бригады филиалов с отчетностью перед бухгалтерией предприятия.. в этих случаях работники филиалов не входят в состав бригад предприятия, а его работники – в состав бригад филиалов.

3.5.              На предприятиях, функционирующих в полторы или две смены, члены бригады, работающие посменно, входят в состав одной бригады. В этих случаях выход на работу членов бригады производится по ленточному (скользящему) графику в пределах установленной продолжительности рабочего дня.

Создание раздельных бригад по сменам не допускается.

3.6.              Количество членов бригады в зависимости от конкретных условий работы и профиля предприятия устанавливается вы каждом конкретном случае администрацией по согласованию с профкомом, чтобы обеспечить надлежащую работу предприятия и высокую культуру обслуживания, взаимозаменяемость работников, а также возможность взаимного контроля членов бригады за сохранностью вверенных бригаде материальных ценностей и денежных средств, и не должно, как правило, превышать пятнадцати человек.

В случае когда структура предприятия или характере их работы создают необходимость иметь большее число работников в бригаде, администрация с согласия министерства торговли АССР, областного, городского управления торговли, а для предприятий, не подведомственных им, - вышестоящей организации и соответствующего профкома, в виде исключения, может организовать бригаду и с большим количеством членов.

3.7.              В состав бригад с коллективной материальной ответственностью не могут входить:

работники мелкорозничной сети, а также другие лица, с которыми заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности;

лица, принятые на работу с неполным рабочим днем и на неполную рабочую неделю, если они совместно с другими работниками не распоряжаются товарными ценностями. Указанные лица могут направляться на самостоятельные участки работы с полной индивидуальной ответственностью;

работник вспомогательных профессий (гладильщики, закройщики)

младший обслуживающий персонал, грузчики, подсобные рабочие, сторожа;

лица, не достигшие 18 лет;

практиканты учебных заведений, ученики, обучающиеся непосредственно на предприятии;

не имеющие опыта работы с материальными ценностями выпускники высших и средних специальных учебных заведений и системы профессионально-технического образования и лица, прошедшие подготовку на производстве, в течение первого года работы.

В этот период этим работникам запрещается поручать самостоятельную работу по обслуживанию материальных ценностей вне предприятия.

3.8.              Руководство бригадой возлагается на бригадира (его заместителя), который является старшим по должности в бригаде и должен иметь соответствующее образование,Ю достаточную квалификацию и опыт работы в торговле, необходимые организаторские способности и пользоваться доверием администрации и членов коллектива. Бригадир (заместитель) назначается приказом руководителя предприятия. При этом принимается во внимание мнение бригады. Если бригадир является одновременно руководителем торговой единицы, а заместитель бригадира – заместителем руководителя, то они назначаются также с учетом мнения профкома.

При временном отсутствии бригадира его обязанности возлагаются администрацией предприятия на заместителя бригадира или на одного из членов бригады, где нет заместителя бригадира.

3.9.              В торговых единицах, не имеющих секционного (цехового) деления, руководитель входит в состав бригады и возглавляет ее.

Если в торговой единице имеется несколько структурных подразделений, то бригадирами являются заведующие этими подразделениями. Руководитель торговой единицы, как правило, ни в одну из бригад не входит. В этом случае бригадиры подчиняются руководителю торговой единицы, который осуществляет руководство их работой.

4.       Порядок заключения и оформления договоров о полной материальной ответственности.

4.1.              Письменный договор об индивидуальной или бригадной материальной ответственности работников за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процесс производства, заключается на основе прилагаемых типовых договоров применительно к конкретным услдовиям и особенностям предприятия, специфики работы материально ответственных лиц на данном предприятии и с учетом настоящих Указаний.

4.2.              Договор о материальной ответственности заключается между предприятием и работником в двух экземплярах и подписывается.

Последующие изменения вносятся администрацией в оба экземпляра договора.

Приказом по предприятию назначаются работники, на которых возлагается ответственность за хранение договоров, их учет и своевременное внесение в них соответствующих изменений.

4.3.              С одним и тем же работником нельзя заключать одновременно договор об индивидуальной и о полной материальной ответственности.

4.4.              Договор о материальной ответственности вступает в силу со дня его подписания и действует в течение всего периода работы с вверенными работнику или бригаде материальными ценностями на данном предприятии.

4.5.              При переводе работника, заключившего договор об индивидуальной материальной ответственности, на другую работу с ним заключается новый договор.

4.6.              При выбытии из состава бригады отдельных работников или приема в бригаду новых работников договор не переоформляется. В этих случаях в договоре против подписи выбывшего работника указывается дата его выбытия, а вновь принятый работник подписывает договор и указывает дату вступления в бригаду.

4.7.              При смене бригадира или при выбытии из бригады более пятидесяти процентов его первоначального состава, а в случае когда бригада состоит из двух человек – одного работника, договор должен быть переоформлен.

4.8.              Комплектование вновь создаваемой бригады осуществляется на основе принципа добровольности. При включении в ее состав новых работников принимается во внимание мнение бригады.

Для решения вопроса о приеме в состав бригады нового работника бригаде должны быть представлены для ознакомления его документы, отзывы по месту прежней работы и т.п.

4.9.              В случае отказа работника от заключения договора о бригадной ответственности руководитель может предложить работнику другую работу, соответствующую его квалификации. При отсутствии такой работы или отказе работника от предложенной ему работы он может быть уволен в порядке, установленном действующим законодательством.

5.       Права и обязанности материально ответственных работников, членов бригады, бригадира, его заместителя.

Обязанности администрации

5.1.                 Материально ответственные работники (члены бригады) имеют право:

участвовать в приеме, обработке, складировании и т.п. товаров, контроле и подсчете ежедневной выручки от продажи товаров, ее инкассации, а также в составлении документов на прием и отпуск товаров по количеству и качеству в соответствии с установленными правилами;

осуществлять взаимный контроль за работой по хранению, обработке, продаже, перевозке или применению в процессе производства;

принимать участие в инвентаризации ценностей, переданных бригаде или работнику;

знакомиться с отчетами о движении и остатках ценностей, приходными и расходными товарными и денежными документами, проверять правильность установленных цен на товары и продукцию, иметь свободный доступ к ценностям, находящимся в их подотчете;

в необходимых случаях требовать от администрации проведения внеочередной или повторной инвентаризации переданных ценностей;

заявлять администрации об отводе членов бригады, в том числе бригадира, которые, по их мнению, не могут обеспечить сохранность ценностей;

Примечание. Заявление об отводе составляется в письменной форме с указанием обоснованных мотивов и подписывается членами бригады, заявившими отвод данному работнику, либо оформляется в виде протокола собрания.

проводить с ведома администрации самопроверки сохранности вверенных им ценностей с оформлением описей-актов и сообщением результатов проверки администрации;

требовать от администрации выполнения условий договора и создания необходимых условий для полной сохранности ТМЦ;

участвовать совместно с администрацией в обсуждении и решении вопросов работы предприятия, связанных с исполнением договоров о материальной ответственности,

5.2.                 Материально ответственные работники обязаны:

бережно относиться к переданным им для хранения или для других целей материальным ценностям и принимать меры к предотвращению ущерба;

в установленном порядке вести учет, составлять и представлять администрации товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках материальных ценностей; своевременно ставить в известность администрацию о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности ТМЦ.

5.3.                 Администрация обязана:

создавать МОЛ условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенных им материальных ценностей: выделять обособленные производственные, вспомогательные и подсобные помещения или места для хранения ценностей (шкафы, полки и т.д.), обеспечивать средствами для опломбирования мест хранения, а также сторожевой охраной в нерабочее время или установкой сигнализации;

Примечание. Конкретные работы, которые администрация обязана выполнить для создания указанных условий, могут оговариваться в договоре при его подписании.

своевременно принимать меры к выявлению и устранению причин, препятствующих обеспечению работником, бригадой сохранности ценностей, выявлять конкретных лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать их к установленной законодательством ответственности;

знакомить работников с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих, а также с действующими инструкциями и правилами приема, хранения, обработки и т.п. ценностей и их учета;

обеспечивать работнику, бригаде условия, необходимые для своевременного учета и отчетности о движении и остатках переданных ему ценностей;

рассматривать совместно с профкомом вопрос об обоснованности требования членов бригады о проведении инвентаризации;

рассматривать совместно с профкомом в присутствии работника заявленный ему отвод и в случае обоснованности отвода принимать меры к выводу его из состава бригады и решать вопрос о его дальнейшей работе в соответствии с действующим законодательством;

рассматривать сообщения материально ответственных лиц об обстоятельствах, угрожающих сохранности ценностей, и принимать меры к устранению этих обстоятельств.

 Администрации запрещается взыскивание с работников денежных сумм в покрытие неоформленных надлежащими документами недостач, в частности выявленных самопроверками.

5.4.                 Бригадир имеет право:

вносить администрации предложения о зачислении работника в бригаду

предоставлять совместно с профгрупоргом с учетом мнения бригады к материальному и моральному поощрению членов бригады

представлять совместно с профгрупоргом с учетом мнения бригады предложения администрации о применении мер общественного воздействия или наложения взысканий на отдельных членов бригады за неисполнение возложенных на них обязанностей, необеспечение сохранности ценностей, нарушение правил внутреннего трудового распорядка

5.5.                 Бригадир обязан:

вести в установленном порядке первичный и оперативный учет и отчетность по вверенным бригаде ценностям и денежным средствам, своевременно, правильно и качественно оформлять надлежащими документами все операции с товарно-материальными ценностями и денежными средствами, а также составлять и представлять в бухгалтерию предприятия или руководителю торговой единицы соответствующие отчеты о движении и остатках ценностей и денежных средств;

обеспечить свободный доступ членов бригады к товарам и денежным средствам, за которые они несут материальную ответственность, а также ко всем документам на эти товары и денежные средства, назначать дежурных членов бригады для участия в приме и отпуске ТМЦ и оформлении соответствующих документов;

обеспечивать участие членов бригады во взаимном контроле за движением ценностей, ведением учета и составлением отчетности;

обеспечивать соблюдение всеми членами бригады условий договора;

своевременно сообщать администрации о всех случаях хищений, недостач или порчи товаров, тары и т.п.;

участвовать в проведении инвентаризаций и самопроверок ТМЦ;

систематически отчитываться перед бригадой о результатах инвентаризаций и по другим вопросам работы бригады, относящимся к исполнению договора о коллективной материальной ответственности.

6.       Порядок ведения учета и отчетности

6.1.              Прием ценностей, оформление документов, ведение учета и представление отчетности о движении ТМЦ осуществляется в установленном порядке.

6.2.              Плановые инвентаризации ценностей, переданных и находящихся под отчетом МОЛ проводятся в сроки, установленные действующими правилами.

6.3.              При приеме на работу лиц с индивидуальной материальной ответственностью, ухода их в отпуск, возвращения из отпуска, продолжительной болезни и увольнении инвентаризация проводится в обязательном порядке.

Примечание. Если по состоянию здоровья или другими причинам работник не может лично передать числящиеся за ним ценности, их передача производится комиссией в установленном порядке.

6.4.              Внеплановые инвентаризации проводятся при смене бригадира, выбытия из бригады более пятидесяти процентов ее членов, а также по требованию одного или нескольких членов бригады.

6.5.              При приеме в бригаду или выбытии из ее состава отдельных членов бригады (кроме бригадира), а также при уходе в отпуск и возвращение их из отпусков вопрос о необходимости проведения инвентаризации решается бригадой совместно с этими работниками и по согласованию с администрацией.

В случае, когда по решению бригады, согласованному с администрацией, инвентаризация не проводится, работником дается письменное согласие о принятии полной материальной ответственности без проведения инвентаризации следующего содержания: «Согласен принять материальную ответственности за сохранность ценностей без проведения инвентаризации» или « согласен на выбытие из бригады без проведения инвентаризации», далее следует подпись работника и дата.

Согласие членов бригады о принятии материальной ответственности без проведения инвентаризации оформляется протоколом собрания членов бригады или их подпиской следующего содержания: «Согласны на прием в бригаду (выбытие из бригады) тов.______________________________ без проведения инвентаризации» с указанием даты. После этого вносятся изменения в списочный состав бригады.

При смене бригадира или уходе его в очередной отпуск проведение инвентаризации обязательно.

При возвращении бригадира из отпуска, а также при временном выбытии его из состава по другим причинам инвентаризация проводится при условии, если этого потребует администрация, бригадир или члены бригады.

6.6.              При бригадной материальной ответственности работников только за ценности, находящиеся в торговом зале (п.2.9.), может быть установлена упрощенная отчетность бригад торгового зала перед заведующим по типовой форме № 65 «Дневные заборные листы» с добавлением к ней граф об общих данных остатков товаров на начало и конец дня, суммы выручки и расписки лица, принявшего от бригады выручку.

В этих случаях заведующий составляет отчет о движении ценностей по форме № 36, 37, 38 в целом по магазину, включая операции торгового зала, с расшифровкой остатков ТМЦ отдельно по каждой бригаде. Отчет подписывается заведующим магазином и бригадирами.

Заведующий магазином обязан проверять правильность и своевременность составления бригадами заборных листов по форме № 65 и вести оперативный контроль за сохранностью ценностей в подотчетных ему бригадах, в частности путем установления и соблюдения лимита переходящих остатков, а в необходимых случаях проводить в установленном порядке инвентаризацию. При инвентаризации результаты проверки ценностей определяются по каждой бригаде, в случае установления недостачи учитываются нормы естественной убыли.

В тех случаях, когда в бригаде установлена недостача ценностей, акт о результатах проверки ценностей по бригаде вместе с инвентаризационными описями заведующий магазином передает в бухгалтерию предприятия.

Заборные листы по типовой форме № 65 должны храниться: первые экземпляры – у бригадира, вторые – у заведующего магазином в течение одного месяца после выведения и утверждения результатов очередной инвентаризации ценностей, а в случаях выявления недостач – до окончательного решения вопроса о возмещении ущерба.

6.7.              Ведение бригадиром отчетности членов бригады перед ним («внутреннего подотчета») не допускается.

Если продажа товаров производится отдельными членами бригады вне основного места работы, то они отчитываются за полученные ценности перед бригадой. Оформление отпускаемых товаров и тары производится на бланках расходно-приходных накладных формы № 20. в этих случаях бланки должны учитываться как документы строгой отчетности, и работники обязаны ежедневно полностью сдавать в кассу по приходному ордеру (№ К-1, К-3) наличные деньги и возвращать остатки товаров и тару бригаде.

6.8.              При бригадной материальной ответственности получение товаров, тары и др., поступающих на предприятие или в торговую единицу из склада и непосредственно от поставщиков, а также отпуск ценностей в мелкорозничную сеть производится бригадиром или заместителем бригадира и одним из членов бригады.

6.9.              Отчеты о движении и остатках подписываются бригадиром и в порядке очередности одним из членов бригады. Содержание отчета объявляется всей бригаде.

Бригадир и его заместитель несут ответственность за нарушение установленного порядка учета, отчетности и оформления документов.

Бухгалтерия предприятия не имеет права принимать отчеты и документы с нарушением установленного настоящими Указаниями порядка и обязана возвратить их в бригаду для надлежащего оформления.

Ответственность за прием ненадлежащее оформленных отчетов и документов возлагается на руководителя и главного бухгалтера предприятия.

7.       Возмещение ущерба.

7.1.              Основанием для привлечения к ответственности работника или члена бригады является материальный ущерб, причиненный по их вине необеспечением сохранности имущества  и других ценностей, переданных им для хранения, реализации, и подтвержденный инвентаризационной ведомостью.

7.2.              Привлечение работника или бригады к материальной ответственности производится администрацией после проведения тщательной проверки причин образования ущерба с учетом письменных объяснений, представленных работником, а в необходимых случаях также заключением  специалистов.

7.3.              Подлежащий возмещению ущерб, причиненный бригадой предприятию, распределяется между ее членами пропорционально месячной тарифной ставке и фактически отработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.

Размер возмещения ущерба каждым членом бригады может быть определен по формуле: Р=С*З/(З123), где Р – размер возмещения ущерба первым членом бригады, С – сумма ущерба,  З123 – заработная плата всей бригады.

(при исчислении размера возмещения ущерба в заработную плату не включаются премии, получаемые членами бригады, а также выходное пособие, компенсационные и другие выплаты, на которые согласно законодательству взыскание не обращается).

Например, в бригаде, состоящей из трех человек, была выявлена недостача на сумму 100 руб. в шестимесячный инвентаризационный период при окладе первого работника 145 руб. в месяц его зарплата составила 870 руб., вторго при окладе 110 руб в месяц – 660 руб., третьего – при месячном окладе 100 руб., зарплата проработавшего пять месяцев составила 500 руб. Размер возмещения недостачи будет равен:

Первым членом бригады 42,86 руб. (100*870)/(870+660+500)

Вторым – 32,51 (100*660)/(870+660+500)

Третьего – 24,63 (100*500)/(870+660+500)

7.4.              Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета.

При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по государственным розничным ценам. При отсутствии на данный вид материальных ценностей розничных цен – по ценам, исчисленным в соответствии с Указаниями о порядке исчисления цен для определения ущерба при хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей при отсутствии на них розничных цен, утвержденными постановлением Госкомцен СССР от 29 декабря 1981 г. №1372.

На предприятиях общественного питания (на производстве и в буфете) и в комиссионной торговле размер ущерба, причиненного хищением или недостачей продукции и товаров, определяется по ценам, установленным для продажи этой продукции и товаров.

В случаях, установленных законодательством Союза ССР, может быть определен особый порядок возмещения ущерба в кратном исчислении, причиненного предприятию хищению, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, когда фактический размер ущерба превышает номинальный размер.  

7.5.              Материально ответственные лица освобождаются от возмещения ущерба в следующих случаях:

если будет установлено, что ущерб причинен не по их вине;

если будут установлены конкретные виновники причинения ущерба из числа бригады. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц.

если в соответствии с п.6.5. настоящих Указаний член бригады выбыл из ее состава с письменного согласия бригады без проведения инвентаризации, за исключением тех случаев, когда его вина доказана.

7.6.              В случаях неправильного или незаконного распоряжения руководителя бригады членам бригады в отношении операций с ценностями, необеспечения и ненадлежащего приема, хранения и продажи товаров, нарушения порядка участия членов бригады во взаимном контроле за движением ценностей, в ведении учета и составлении отчетности ответственность за недостачу или порчу ценностей возлагается в установленном порядке на бригадира.

Примечание. Данные указания применяются в настоящее время в части, не противоречащей КЗоТ. Они являются одним из примеров отраслевых разработок в области применения материальной ответственности (аналогичные положения существуют, например, в системе Минздрава РФ и Минобороны РФ). В качестве рекомендаций правила данных Указаний могут применяться как организациями торговли, так и любыми другими организациями, осуществляющими торговые операции.


Hosted by uCoz