Nota Bene - Экономический интернет-журнал - Архив Статей;

                     

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО 

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СНГ

 

Андрианов В.

 

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве

            Советский Союз, задолго до создания Европейского союза (ЕС), отвечал критериям региональ­ного интеграционного объединения. В бывшем СССР существовали: зона свободной торговли; таможенный союз; единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы). Кроме того, фактически были единые рынки, наднациональные органы управления, макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, соци­ально-экономическая политика, валюта.

Но разрушение Советского Союза, дезинтеграция республик, входивших в его состав, совпали по времени с завершающим этапом европейской интеграции - заключением валютного союза. Сразу после распада СССР и создания СНГ, в течение 1992-1993 г.г. 12 стран подписали между собой двусторонние соглашения о свободной тор­говле, которые провозгласили де-юро на всем пространстве СНГ зону свободной торговли с минимальными изъятиями. В 1993-1994 г.г. были подписаны многосторон­ние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер, могли привести к созданию на территории всех стран - членов СНГ Таможенного союза.

Экономическое сотрудничество с входящими в Содружество Независимых Государств странами развивалось неоднозначно. На динамику торгово-эконо­мического сотрудничества негативное влияние на первых этапах интеграции (1991-1994 г.г.) оказали  различия в стартовых условиях и содержании проводи­мых этими государствами экономических реформ.

В этот период в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на страны дальнего зарубежья. В результате при сокращении в этот период суммарного ВВП стран СНГ почти в два раза товарооборот России с этими государствами уменьшился более чем в 6 раз, составив в 1994 г. (по данным Государственного таможенного комитета России) 24,4 млрд. долл.

Предпринятые в рамках СНГ в 1995-1997 гг. меры по развитию интеграци­онных процессов, связанные с началом формирования более свободных режимов торговли стран СНГ, позволили обеспечить некоторую стабилизацию экономических отношений этих государств.

Товарооборот России со странами СНГ в 1997 г. составил 30,9 млрд. долл., или вырос по сравнению с 1994 г. на 26,6%. Однако сложившаяся в 1998 г. ситуация на финансовых рынках сказалась и на развитии отношений со стра­нами СНГ, взаимная торговля с которыми сократилась в 1999 г. до 19 млрд. долл., или на 38% к уровню 1997 г.

На дальнейшем развитии сотрудничества России со странами СНГ в 2000-2002 г.г. преимущественное влияние оказала благоприятная конъюнктура мирового рынка, особенно энергетического. Пос­ледовавший в 2000 г. значительный рост товарооборота с этими государствами до 25,4 млрд. долл. (почти на 34%) сменился в дальнейшем его стабилизацией примерно на том же уровне. Товарооборот России со странами СНГ в 2004 г. составил 46,1 млрд. долл., в том числе экспорт - 29,4 млрд. долл. и импорт - 17,7 млрд. долл. Положительное сальдо России в торговле со странами СНГ достиг­ло 11,6 млрд. долл., или возросло по сравнению с 2001 г. в 1,6 раза.

Однако, заполнив образовавшийся вакуум на постсоветском пространстве и достаточно успешно решив задачу "цивилизованного развода" бывших советских республик, СНГ так и не смогло стать эффективно действующим региональным интеграционным объединением. В экономической сфере дальше режима свободной торговли с изъятиями и ограничениями продвинуться не удалось. В настоящее время СНГ, несмотря на ряд попыток его реформирования, по-прежнему представляет собой виртуальное интеграционное объединение со сложной, плохо управляемой бюрократической структурой.

 

Таможенный союз - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

В середине 1990-х гг. была предпринята попытка придать новый импульс интеграционным процессам на постсоветском пространстве. В 1995 г. было заключено соглашение о Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Данное интеграционное объединение просуществовало недолго и в 2000 г. было преобразовано в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

При подготовке пакета документов о его создании были обозначены этапы и конечная цель: Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Предусматривалась возможность принятия принципиальных решений голосо­ванием, где каждая страна, в зависимости от экономического потенциала, имела определенный процент голосов. Однако не были зафиксированы и четко прописаны возможности создания соответствующих институциональных органов международной организации.

В результате если еще на первоначальном этапе работы над созданием Таможенного союза (к концу 1995 г.) были унифицированы ставки таможенно­го тарифа практически на 100%, то в последние годы уровень унификации составляет 56-60%. Главная причина снижения уровня унификации в том, что все решения по изменению ставок таможенного тарифа принимаются нацио­нальными органами стран-участниц, а не единым наднациональным органом. Тем не менее, ЕврАзЭС - перспективная региональная организация, построен­ная с учетом основных принципов Евросюза, которая имеет четкие экономи­ческие цели и действенную институциональную структуру. Именно в ЕврАзЭС создана полноценная зона свободной торговли без изъятий и ограничений.

Товарооборот России со странами ЕврАзЭС составил в 2004 г. 26,5 млрд. долл., увеличившись за пять лет более чем в 2,5 раза. Сегодня Евразийское экономичес­кое сообщество наполняется реальным экономическим содержанием. Реализуются многосторонние проекты, прежде всего в ключевых секторах экономики - энерге­тике и транспорте. В соответствии с документом "Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 и последующие годы" предстоит завершить до конца 2006 г. подготовку к формированию Таможенного союза. В долгосрочной перспективе возможно образование и валютного союза.

 

Предпосылки создания Единого экономического пространства (ЕЭП) как организации региональной интеграции

 Цели создания Единого экономического пространства, как и круг основных его участников во многом совпадают с целями создания ЕврАзЭС. Почему объединить экономики решили именно Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия? Ответ очевиден. На долю этих государств приходится около 95% общего экономического потенциала стран СНГ. При этом доля России составляет 82% совокупного ВВП, 78 - промышленной продукции, 79% инвести­ций в основной капитал. Эти страны располагают наиболее развитым научно-техническим, промышленным, финансовым и кадровым потенциалом, полная и эффективная реализация которого требует более емкого рынка, в них проживает 215 млн. человек и они располагают огромными природными ресурсами, практи­чески полностью обеспечивающими свои основные потребности.

Немаловажным фактором является наличие значительной части русскоязычного населения и пока еще сохраняющиеся кооперационные связи между предприятиями, входившими ранее в единый экономический комплекс Советского Союза.

Одним из мотивов создания Единого экономического пространства была попытка привлечь к более динамичным процессам интеграции Украину, кото­рая не является членом ЕврАзЭС.

 

Основные этапы формирования ЕЭП

Началом этой работы стало Заявление президентов Белоруссии, Казахстана, Российской Федерации, Украины от 23 февраля 2003 г. В нем была выражена готовность сторон начать переговоры по мерам, необходимым для формирования Единого экономического простран­ства. Конечная цель - провозглашение создания Организации региональной интеграции. Для реализации договоренностей стороны учредили Группу высо­кого уровня и утвердили ее мандат. Ее возглавили представители правительств государств на уровне вице-премьеров.

В своей деятельности Группа высокого уровня опирается на семь рабочих групп, которые были созданы из представителей органов государственного управления государств-участников для подготовки проектов международных договоров и иных документов ЕЭП и для проведения переговоров.

В целях технического обеспечения разработки проектов документов была образована экспертно-организационная группа ЕЭП (Орггруппа ЕЭП) при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. В достаточно короткие сроки сторонам удалось подготовить многостороннее Соглашение о формировании Единого экономи­ческого пространства, Концепцию формирования Единого экономического простран­ства, которые были подписаны главами государств 19 сентября 2003 г. в г. Ялте. К Соглашению о формировании Единого экономического пространства была сдела­на оговорка со стороны Украины, согласно которой республика будет принимать участие в его функционировании в пределах, соответствующих ее конституции.

В апреле - мае 2004 г. указанные документы почти синхронно были ратифицированы парламентами стран - участниц ЕЭП.

Соглашение и концепция, которая является его неотъемлемой частью - теоретически и практически выверенная модель интеграции. В принятом соглашении, в частности, "под Единым экономическим пространством стороны понимают экономи­ческое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и прово­дится единая внешнеторговая и согласованная в той мере и том объеме, в каких это необходимо для облегчения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономичес­кой стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика".

В процессе формирования ЕЭП заложен принцип разноуровневой, разноскоростной интеграции. В итоге государства - члены ЕЭП вправе самостоятельно определять скорость своего интеграционного движения, но не могут блокиро­вать продвижение других партнеров.

В соглашении зафиксировано, что формирование ЕЭП требует создания координирующих, т. е. наднациональных органов, которые будут организовывать­ся по мере необходимости. Принципиальные решения в этих органах будут приниматься с учетом экономического веса государств.

В мае 2004 г. главы государств ЕЭП подписали документ под названием Комплекс мер по формированию ЕЭП, который состоит из 22 разделов и охватывает в общей сложности 116 различных мероприятий по унификации законодательных актов. Данный документ определяет, какие шаги и в какой последовательности нужно принимать для формирования единого экономического пространства.

На базе комплекса мер был разработан перечень из 85 основных международно-правовых документов по формированию ЕЭП и определены исполнители научно-исследовательских работ по подготовке указанных документов. В настоящее время перечень содержит 93 наименования проектов международ­но-правовых и иных документов.

На саммите в Астане 15 сентября 2004 г. руководители государств-участников соглашения утвердили перечень из 29 международно-правовых и иных документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке (до 1 июля 2005 г.) Работа исполнителей-разработчиков сторон по подготовке 88 из 91 международно-правовых документов, в том числе по 29 первоочередным, была завершена к апрелю 2005 г. Представленные документы соответствуют требованиям, определенным техническими заданиями, и рекомендованы для переговорного процесса.

На саммите в Казани 27 августа 2005 г. было принято заявление глав государств, участвующих в формировании ЕЭП, в котором утверждены 15 соглашений, направленных на углубление интеграционных процессов. Их подписание в сово­купности с пакетом из 29 документов, утвержденным 15 сентября 2004 г., обеспечит с учетом норм и правил ВТО формирование общего таможенного тарифа, опреде­ление единых правил конкурентной политики и субсидирования, унификацию мер нетарифного регулирования и торговых режимов по отношению к третьим странам, упрощение порядка таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних таможенных границах с последующей их отменой.

Главы государств поручили членам Группы высокого уровня до 1 декабря 2005 г и до 1 марта 2006 г. доложить о готовности к подписанию второго пакета из 15 доку­ментов. С таким алгоритмом работы согласились главы государств Белоруссии, Казахстана и России. Украинская сторона заявила, что она определит этапность своего участия исходя из принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции с учетом норм и правил ВТО. По всей видимости, указанные документы будут подписаны в трехстороннем формате, без участия Украины. Кроме того, Группе высокого уровня было поручено подготовить проект единого кодифицированного международно-правового документа по формированию ЕЭП. Стороны завершают подготовку 29 документов, подлежащих согласованию и подписанию в первооче­редном порядке, и после этого планируют приступить к выполнению внутригосуда­рственных процедур, необходимых для принятия решения об их подписании.

 

Основные принципы и преимущества создания ЕЭП

К основополагающим принципам Соглашения о формировании ЕЭП можно отнести следующие: поли­тический союз не предусматривается; правовая база на основе норм и правил ВТО; использование интеграционного опыта Европейского союза; поэтапная интеграция; разноскоростной и разноуровневой подходы; возможность присоединения к соглашению для других стран. Такое соглашение предусматривает гармонизацию макроэкономической политики в следующих областях: налогооб­ложение и фискальная политика; обменные курсы; процентные ставки; единые правила валютного регулирования.

Создание единого рынка предполагает полностью свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг, которое обеспечивается за счет созда­ния благоприятных равных условий для инвестиций, проведения единой конкурентной политики, установления общих правил в области регулирования деятельности естественных монополий, унификации практики предоставле­ния субсидий, отказа от антидемпинговых и иных защитных мер, гармониза­ции технических и регулирующих стандартов и регламентов и иных нетариф­ных барьеров, упрощения трудовой миграции.

В соглашении зафиксировано положение, касающееся создания координирующих, т. е. наднациональных ор­ганов, по мере необходимости их учреждении. В частности, планируется создать Секретариат глав государств, где предусматривается принятие решений на основе консенсуса. Наднациональным органом должна стать единая регулирующая межгосударственная независимая Комиссия по торговле и тарифам, в которой решения будут приниматься с учетом экономического веса государств.

Указанные особенности формирования ЕЭП предполагают уровень экономической и торговой интеграции более высокий, чем в других сравни­тельно успешных региональных торговых объединениях, таких как НАФТА.

Очевидны и выигрыши от формирования Единого экономического простран­ства для бизнес-сообщества. Прежде всего, это улучшение условий работы на рынках стран-участниц. Снижаются риски ведения бизнеса в силу появления международных правовых гарантий. Создаются правовые условия для процес­сов укрупнения деловых структур в ходе слияний и поглощений.

Важно подчеркнуть, что разработка правовой базы ЕЭП осуществляется на основе норм и правил ВТО и опыта интеграции Европейского союза, что в перспективе делает совместимым Единое экономическое пространство Рос­сии, Белоруссии, Казахстана и Украины с Общим европейским экономичес­ким пространством (ОЕЭП).

 

Основные проблемы формирования ЕЭП

Одной из основных проблем остается особая позиция Украины по ключевым вопросам интеграции в рамках ЕЭП. Новая политическая элита Украины до сих пор сомневается, совместимо ли ЕЭП с "европейским выбором страны". Для Украины преимущества евроинтеграции очевидны. Взятый курс на форсированное вступление в европейские политические и экономические структуры вряд ли может быть принципиально скорректирован в ближайшие годы. Украина сегодня имеет более тесные связи с Европейским союзом, чем со странами СНГ и более активно развивает с ним торгово-экономические связи. Кроме объективных факторов, определяющих европейский выбор Украины, действует и ряд сильных субъективных факто­ров, этнопсихологического характера.

При разработке документов ЕЭП изначально Украина выступала за создание только зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, полагая, что достичь этого можно без унификации правовой базы, в том числе во внешнеэкономичес­кой сфере, сфере регулирования инвестиций, конкурентной политики и субсиди­рования, защиты интеллектуальной собственности и др. Поэтому ряд документов, которые подписывали страны-участницы имели оговорки с украинской стороны. Это касается, прежде всего, Соглашения о формировании единого экономического пространства и подписания двух пакетов документов из 15 и 29 соглашений, утвержденных президентами стран-участниц и направленных на углубление интеграционных процессов по формированию ЕЭП.

Серьезной проблемой остается координация позиций стран ЕЭП по услови­ям вступления в ВТО. Переговоры о вступлении являются приоритетными для всех стран-участниц проекта. Эти страны испытывают давление в вопросе расширенного доступа к рынкам, прежде всего энергоресурсов, сельскохозяй­ственной и промышленной продукции, как условия одобрения вступления в организацию со стороны других членов.

Самостоятельное вступление одного из государств ЕЭП будет означать закрепление (связывание) режима внешней торговли. Другие государства оста­нутся свободными отданных обязательств.

Наибольшую озабоченность также вызывает позиция Украины, которая форсирует вступление в ВТО, за счет усту­пок, которые могут иметь непредсказуемые последствия. Правительство Украины планирует до конца текущего года стать членом ВТО. Ее активно поддерживают США, ЕС и другие страны.

Однако условия, на которых Украина может стать членом ВТО, вынудят Россию, а возможно и Белоруссию защищать свои рынки путем введения тамо­женных ограничений, что соответственно ставит под вопрос идею Украины о создании в рамках ЕЭП зоны свободной торговли без изъятий и ограничений.

Примерно такая же проблема возникает в связи с присоединением России к Киотскому протоколу, который вступил в силу в феврале 2005 г. Этот протокол озна­чает принятие Россией обязательств в вопросах согласования сокращения выбросов углекислого газа с целью приведения их к уровню, который должен быть ниже зафиксированного в 1990 г. Таким образом, международные аспекты формирования ЕЭП могут оказать заметное влияние на ход всего переговорного процесса.

Современные тенденции в интеграционных процессах на постсоветском пространстве позволяют сделать ряд выводов. Тесная экономическая интеграция со странами СНГ по-прежнему отвечает стратегическим интересам России. Одна­ко она должна носить более активный и прагматичный характер. При реорганиза­ции СНГ надо сохранить его как "политическую площадку" для обсуждения вопросов взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом, безопасности, взаимодействия правоохранительных органов, гуманитарного и культурного сотрудничества. В этой связи радикальная экономическая реформа СНГ нецелесооб­разна, поскольку за последние годы были созданы новые интеграционные объеди­нения, которые в отличие от Содружества Независимых Государств имеют четкие цели, задачи и механизмы их реализации. Речь идет о ЕврАзЭС, ЕЭП, Организа­ции договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Необходимо сосредоточить усилия на всемерном укреплении и поддержке ЕврАзЭС, где создана зона свободной торговли без изъятий и ограничений, реали­зуются многосторонние проекты, прежде всего в ключевых секторах экономики - энергетике и транспорте. До конца 2006 г. предстоит завершить подготовку к формированию Таможенного союза. В долгосрочной перспективе возможно обра­зование и валютного союза. Вопросы военно-политического характера полностью относятся к Организации договора о коллективной безопасности.

Импульс интеграционным процессам и активизации торгово-экономичес­кого сотрудничества в странах СНГ может дать реализация идеи создания Единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Каза­хстана. Чтобы создать такое пространство, надо сблизить хозяйственное, внешнеторговое и таможенное законодательство, механизмы ценообразования и налогообложения. Состыковать принципы приватизации и валютного регу­лирования. Унифицировать стандарты производства товаров и услуг, взаимно признать сертификаты их качества. Важно также иметь сопоставимые уровни инфляции и дефицита государственных бюджетов, внешних долгов и ставок рефинансирования, а также схожую социальную политику.

Если в рамках формирования Единого экономического пространства присту­пить к реализации механизмов, обеспечивающих свободу передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, то это позволит многократно увеличить объем торгово-экономических отношений и создать условия для более эффективного использования инвестиций в экономику стран-участниц. Следует подчеркнуть, что создание такого пространства не противоречит, а наоборот, наполняет реальным содержанием политику России по отношению к Европейскому союзу.

Россия четко обозначила европейский вектор своей политики в направлении формирования с ЕС "четырех общих пространств", в том числе и экономического. В соответствии с концепцией, одобренной на римском саммите России - ЕС в 2003 г., Общее европейское экономическое пространство (ОЕЭП) России и Евросоюза призвано содействовать: сближению правовых и экономических систем; углубле­нию инвестиционного взаимодействия; дальнейшему продвижению энергодиалога; решению вопросов сопряженности транспортных сетей; реализации крупных проектов, имеющих общеевропейское значение; развитию сотрудничества в инновационной и научно-технических областях.

В таком же формате могла бы готовиться к вхождению в Евросоюз и Украина, извлекая при этом двойную выгоду. Во-первых, пользоваться доступом к рынкам партнеров по Единому экономическому пространству и одновременно готовить для этого свою институциональную базу. К сожалению, проект Единого экономи­ческого пространства оказался для Украины чрезмерно политизированным. Однако шансы на принятие прагматичного решения еще остаются.

Вероятен и другой сценарий. Украина отказывается продолжить работу по формированию Единого экономического пространства или не соглашается идти в этих рамках дальше зоны свободной торговли и начинает процесс ускоренной подготовки к вступлению в Евросоюз. В этом случае вступает в силу сценарий разноскоростной интеграции. Единое экономическое пространство может реализовываться в формате трех стран с последующим возможным соединением с ЕврАзЭС на правовой базе ЕЭП. Осуществление такого проекта потребует большого объема работы по решению правовых, институциональных, техничес­ких, организационных и процедурных вопросов в ряде взаимосвязанных отрас­лей. Ключевое значение имеет правильная последовательность шагов, особенно с учетом предлагаемых сжатых временных рамок.

Очевидно, что в обеспечении прочности и устойчивости создаваемой интеграционной конструкции на Россию ложится не только значительная доля ответственности, но и неизбежные, особенно на первом этапе, дополнительные расходы. При этом следует иметь в виду, что интеграция - это, прежде всего, процесс оптимизации существующей экономической инфраструктуры объеди­няющихся государств и увеличение совокупного их ресурса, что повышает устойчивость и динамизм общей экономической системы.

 назад

 

Hosted by uCoz