Nota Bene - Экономический интернет-журнал - Архив Статей;

                     

ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

Садертдинова Эльвира Фаруковна

 

Корпоративная культура – это система ценностей и правил поведения, которые разделяются всеми сотрудниками и определяют общий настрой и психологический климат в коллективе. В любом обществе есть свои принципы, нормы и ритуалы, которыми руководствуются люди, его составляющие. Культуру компании можно увидеть, услышать, почувствовать: дизайн интерьера, внешний вид сотрудников, манера общения, факты из истории компании, корпоративные праздники. Зачастую мероприятия по изменению корпоративной культуры начинаются именно с изменения внешней атрибутики введения форменной одежды, ремонта офиса, новой формы общих собраний.

Сердцевину корпоративной культуры составляют ценности, принципы работы и нормы поведения, декларируемые руководством и разделяемые рядовыми сотрудниками. Можно сказать, что корпоративная культура почти всегда – отражение системы ценностей и стиля управления высшего руководства компании. Как ведет себя руководитель (директор), так и будут вести себя сотрудники. Если руководитель считает возможным повышать голос и провоцировать конфликтные ситуации, то и сотрудники будут считать это допустимым. Если руководитель всегда подтянут, аккуратен и пунктуален, ему под стать будут его подчиненные.

В основании корпоративной культуры лежат установки, суждения и верования, которые воспринимаются людьми на подсознательном уровне как правильные и им свойственные. В идеале нужно, хотя и не всегда возможно, подобрать людей так, чтобы они были схожи именно по этим базовым характеристикам. Корпоративная культура не бывает плохой или хорошей: она может способствовать или, наоборот, препятствовать эффективной работе персонала и достижению компанией своих стратегических целей.

Закреплению и определению желаемой корпоративной культуры могут способствовать следующие составляющие:

- миссия  и принципы работы;

- корпоративный кодекс или иной аналогичный документ

- стандарты работы;

- корпоративная газета;

- музей истории компании;

- внерабочие мероприятия по сплочению коллектива и т.п.

Задача руководителя предприятия – формирование такой корпоративной культуры, которая будет способствовать достижению поставленных целей. Это не простая задача, особенно если коллектив уже сложился и имеет свои традиции. Разрабатывая новые правила «как жить в коллективе», следует позаботиться о том, чтобы они были действительно принятыми сотрудниками, а не остались пустыми лозунгами и ненужными бумажками.

Функциями корпоративной культуры являются:

Воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, продуцирование новых ценностей и их накопление;

Оценочно нормативная функция (на основе сравнения реального поведения человека, группы, корпорации с нормами культурного поведении);

Регламентирующая и регулирующая функция культуры – применение культуры как индикатора и регулятора поведения;

Познавательна фикция (например, познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работник);

Смыслообразующая функция. Корпоративная культура влияет на мировоззрение человека, зачастую корпоративные ценности превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт;

Коммуникационная функция – через ценности принятые в корпорации нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимоотношение работников и их взаимодействие;

Функция общественной памяти, сохранение и накопление опыта корпорации;

Рекреативная функция – восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности  корпорации возможно лишь в случае высоконравственного потенциала корпоративной культуры, причастности работников к ней и разделения ее ценностей.

 назад

 

Hosted by uCoz