ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С
МАТЕРИАЛАМИ 6.1. Общие положения Необходимыми предпосылками действенного контроля
за сохранностью
материалов являются: наличие должным образом оборудованных складов или площадок
(для материалов открытого хранения); размещение материалов по отдельным группам (типам,
сортам, размерам и т.п.) таким образом, чтобы обеспечить
возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия;
в местах хранения каждого вида материалов следует прикреплять
ярлык с указанием данных о находящихся здесь материалах; оснащение мест хранения материалов необходимым весовым хозяйством,
измерительными приборами и мерной тарой, обеспечение
их периодического переосвидетельствования и клеймения; установление круга лиц, ответственных за приемку и отпуск
материалов (заведующих складами, кладовщиков и др.), за
правильное и своевременное оформление этих операций, а также за
сохранность вверенных им материальных ценностей; определение перечня должностных лиц, которым
предоставлено право подписывать документы на
отпуск со складов материалов, а также выдавать разрешения на вывоз с
предприятия материальных ценностей. Для обеспечения рациональной организации учета материалов целесообразно
применять номенклатуры-ценники, в которых материалы систематизируются
по основным учетным группам с присвоением каждому наименованию материалов
условных цифровых обозначений - номенклатурных номеров. Количество знаков в номенклатурных номерах должно быть минимальным,
что облегчает проставление их в первичной документации и учетных регистрах, а
также перенос на магнитные носители информации. 6.2. Документальное оформление поступления материалов Все операции, связанные с поступлением, перемещением и отпуском
материалов, оформляются соответствующими первичными документами, формы которых
утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71-а. Сдача грузов, доставленных уполномоченными
лицами на предприятие, осуществляется на соответствующий склад под расписку заведующего
складом (кладовщика) на транспортном документе или на сопроводительном
документе поставщика. Все поступившие материалы должны подвергаться
тщательной проверке в отношении соответствия их ассортименту,
количеству и качеству, указанным в сопроводительных
документах, и своевременно приходоваться на склад. Материалы должны быть оприходованы в
соответствующих единицах измерения (по массе, объему, счету и
т.п.). Если материал поступает в одной единице измерения (по
массе), а расходуется по другой (по счету), то его оприходование
и отпуск должны отражаться в документах и регистрах аналитического учета
одновременно в двух единицах измерения. Приемка и оприходование
материалов, поступающих от поставщиков, оформляются путем
составления приходных ордеров (ф. № М-4), выписываемых на
основании сопроводительных документов поставщиков. Приходный ордер составляет
материально ответственное лицо в одном экземпляре в день
поступления ценностей на склад с указанием фактически принятого
количества материалов по каждому номенклатурному номеру, учетной цены и суммы.
Графа «Номер паспорта» заполняется при оформлении
хозяйственных операций по материальным ценностям, содержащим драгоценные металлы
и камни. При отсутствии расхождений между видами
материалов по документам поставщика и номенклатурными позициями их в соответствии
с действующей на предприятии номенклатурой-ценником приемка
может оформляться проставлением на сопроводительных Документах
штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном
ордере. При перевозке грузов автотранспортом штамп проставляется на
товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя. При установлении несоответствия поступивших
материалов ассортименту, качеству и количеству, указанным
в документах поставщика, составляется акт о приемке
материалов (ф. № М-7). Он является юридическим основанием для
предъявления претензий поставщику или отправителю. Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии с
обязательным участием материально ответственного лица и
представителя поставщика или представителя незаинтересованной
организации. Акт с приложением документов
(транспортных накладных и др.) передают: один экземпляр в бухгалтерию
организации для учета движения материальных ценностей, другой
экземпляр прилагают к претензионному письму поставщику. Графа «Номер паспорта»
заполняется только в случаях обнаружения расхождений при оформлении
хозяйственных операций по поступлению материальных ценностей, содержащих
драгоценные металлы и камни. При наличии акта о приемке материалов приходный ордер не составляется. Акт о приемке материалов (ф. №
М-7) составляется также при поступлении материалов без сопроводительных
документов. Поступление на склад материалов из других
структурных подразделений (от других материально ответственных лиц
организации) оформляется выписыванием требования-накладной (ф. №
М-11) в двух экземплярах. Данный документ составляет
материально ответственное лицо структурного подразделения,
сдающего материальные ценности. Один экземпляр
требования-накладной служит передающему складу основанием для списания
ценностей, а второй -принимающему
складу для оприходования ценностей. Этими же,
накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из
производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по
требованию, а также операции по сдаче отходов и брака. Накладную подписывают
материально ответственные лица соответственно сдатчика и
получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов. Для оформления оприходования
материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и
сооружений, пригодных для использования при производстве работ или
продаже, составляется акт об оприходовании
материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже
зданий и сооружений (ф. № М-35). Акт составляется
в трех экземплярах комиссией. 6.3. Документальное оформление отпуска материалов Материальные ценности отпускаются со складов на
производственные и хозяйственные нужды и для выполнения ремонтных и строительных
работ. Утвержденные руководителем организации и
согласованные с главным бухгалтером списки лиц, которым
предоставлено право требовать со склада материалы, а
также образцы их подписей должны быть сообщены соответствующему
заведующему складом. Для обеспечения возможности контроля за рациональным расходованием материалов
целесообразно устанавливать лимиты их отпуска на основании предварительного
нормирования расходования. При наличии лимитов отпуска материалов
систематически используемых при изготовлении продукции
оправдательным документом для списания их со склада является лимитно-заборная карта (ф.
№ М-8). Лимитно-заборная карта выписывается в двух
экземплярах на одно наименование материалов (номенклатурный номер). Один
экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению
- потребителю материалов, второй - складу. Отпуск материалов в производство
осуществляется складом при предъявлении представителем структурного
подразделения своего экземпляра лимитно-заборной
карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество
отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному
номеру материала. Материально ответственные лица склада и структурного подразделения,
получившего материалы, расписываются в обоих экземплярах лимитно-заборной карты. Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних
видов материалов другими допускается только после разрешения
руководителя организации или лиц, на это уполномоченных. Изменение
лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право его устанавливать. После использования лимита лимитно-заборные
карты сдают в бухгалтерию. По лимитно-заборной
карте может вестись также учет материалов, не использованных в
производстве (возврат). При этом никаких Дополнительных документов
не составляется. Для сокращения количества первичных документов можно оформлять отпуск
материалов непосредственно в карточках учета материалов
(ф. № М-17). В этом случае расходные документы на отпуск
материалов не оформляются. Лимит отпуска можно указать в самой карточке.
Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается
непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной
карте расписывается кладовщик. Если лимиты отпуска материалов не устанавливаются, отпуск
оформляется требованиями-накладными (ф. № М-11); получатели материалов
заполняют графу «Затребовано», а материально ответственные
лица - графу «Отпущено». Для учета отпуска материальных ценностей
хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории (внутрифирменный
отпуск), или сторонним организациям применяется накладная
на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15). Накладную выписывают
в двух экземплярах, первый их которых передают складу, второй -
получателю материалов. Отпуск на сторону производится при
предъявлении получателем материалов доверенности на получение ценностей. 6.4.
Особенности документального оформления операций с малоценными и быстроизнашивающимися предметами Выбытие МБП может оформляться, в частности, следующими
документами: Акт выбытия МБП (ф. № МБ-4), который
применяется для оформления поломки и утери МБП, составляется
в двух экземплярах: один остается в структурном
подразделении, а второй сдается в бухгалтерию. При предъявлении акта выбытия
работнику взамен негодного или утерянного предмета выдается годный.
Об этом делается запись в карточке учета МБП (ф. № МБ-2). Акты выбытия впоследствии
прикладываются к актам на списание (ф. № МБ-8). Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных предметов в
индивидуальное пользование (ф. № МБ-7), применяется
для учета выдачи вышеуказанных предметов в индивидуальное
пользование (при автоматизированной обработке учетных данных). Заполняется в
двух экземплярах кладовщиком структурного подразделения. Один
экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у кладовщика. Акт на
списание МБП (ф. № МБ-8) применяется для оформления
списания изношенных и непригодных для дальнейшего
использования МБП. Составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи
списанных предметов на склад (в кладовую) для утиля акт с распиской кладовщика
сдается в бухгалтерию. Акт о бое, ломе и утраты посуды и приборов (ф. №
ОП-8) применяется в организациях общественного питания для оформления возникшего
по тем или иным причинам боя, лома и утраты столовых
посуды и приборов. Для учета МБП, выданных под
расписку работнику для длительного пользования, применяется карточка
учета МБП (ф. № МБ-2), которая заполняется в одном экземпляре
кладовщиком на каждого работника, получившего эти предметы. В организациях общественного питания для учета столовой посуды
и приборов применяется журнал учета столовой посуды и
приборов, выдаваемых под отчет работникам организации (ф.
№ОП-19). Он ведется лицом, ответственным за сохранность столовой
посуды и приборов (заместителем директора, распорядителем зала, бригадиром
официантов и т.д.). Журнал подписывается материально ответственным
лицом и работниками, которым выдается под отчет столовая посуда и приборы. В организациях общественного питания составляется также ведомость
учета движения посуды и приборов (ф. № ОП-9). В ней по каждому
наименованию посуды и приборов отражается остаток на начало
отчетного периода, поступление, выбытие (в том числе по видам) и остаток на
конец отчетного периода. Ведомость составляется материально ответственным
лицом в двух экземплярах. Один экземпляр ее сдается в бухгалтерию,
второй остается у материально ответственного лица. |