ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ Основные
средства - часть имущества, используемая при производстве продукции,
выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией
в течение периода, превышающего 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств
в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо
от их стоимости, а также предметы стоимостью на дату приобретения не
более стократного установленного законом минимального размера оплаты труда
(МРОТ) за единицу независимо от срока их полезного
использования и иные предметы, исходя из положений по бухгалтерскому учету. К
основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и
оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная
техника, транспортные средства, инструменты, производственный и
хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения
и прочие основные средства. Единицей учета основных
средств является инвентарный объект. Инвентарный
объект основных средств - это относящееся к основным средствам
имущество со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный
конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения
определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс
конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое,
предназначенный для выполнения определенной работы. В
случае наличия у одного объекта нескольких частей,
имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть
учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Для
организации учета и обеспечения контроля за сохранностью
основных средств каждому инвентарному объекту независимо от того,
где он фактически находится (в эксплуатации, в запасе или на консервации),
присваивается соответствующий инвентарный номер. Этот номер может быть
обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской
или иным способом. При этом, если инвентарный
объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного
использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные
объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Инвентарный
номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на
весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные
номера списанных объектов основных средств не присваиваются вновь
поступившим объектам в течение пяти лет по окончании года списания. Объект
основных средств, поступивший в организацию в соответствии
с договором аренды, может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному
арендодателем. Пообъектный учет основных средств
ведется в бухгалтерии на инвентарных карточках учета основных
средств (ф. № ОС-6). Инвентарная карточка открывается на каждый
объект. В организации, имеющей небольшое количество объектов
основных средств, пообъектный учет можно осуществлять
в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных
средствах. Заполнение
инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основании актов
(накладных) приемки-передачи основных средств (ф. №
ОС-1), актов на списание основных средств (ф. № ОС-4), актов
на списание автотранспортных средств (ф. №ОС-4а) и других
документов на поступление и выбытие основных средств. В инвентарных
карточках (инвентарной книге) должны быть приведены основные
данные по объектам: срок полезного использования, выбранный организацией
способ начисления амортизации, индивидуальные особенности объекта и др.
Инвентарные карточки, как правило, составляются в одном экземпляре и хранятся в
бухгалтерии. На
основе соответствующих данных бухгалтерского и оперативного учета, а также
технической документации в организации осуществляется оперативный контроль за использованием основных
средств. К показателям использования основных средств, в частности,
относятся: данные о наличии собственных и арендованных основных
средств, установленных и неустановленных. Действующих и неиспользуемых, данные
о простоях объектов основных средств и др. Пообъектный учет
основных средств ведется в рублях. Принятие объектов
основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется
на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной)
приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый
отдельный инвентарный объект Общим актом (накладной) может оформляться
приемка однотипных объектов одинаковой стоимости и принимаемых
бухгалтерией и учету одновременно. Один
из экземпляров вышеуказанного акта вместе с технической
документацией передается в бухгалтерию, которая открываем соответствующую инвентарную
карточку. Техническая документация по основным средствам может передаваться по месту эксплуатации
объекта с соответствующей отметкой в инвентарной карточке] Приемка
законченных работ по достройке, дооборудованию! реконструкции
оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных,
реконструированных и модернизированных объектов (ф.
№ ОС-3). Если в результате реконструкции и модернизации увеличивается
стоимость основных средств, делаются соответствующие записи в прежней
инвентарной карточке. Если отражение всех изменений в данной карточке
затруднено, открывается новая инвентарная карточка (с
сохранением ранее присвоенного номера). Оборудование,
не требующее монтажа и требующее монтажа, принимается к бухгалтерскому
учету на основании акта о приемке оборудования (ф. № ОС-14). Для
списания основных средств приказом руководителя
создается комиссия, в состав которой включаются соответствующие должностные
лица, в том числе те, на которых возложена ответственность за сохранность основных
средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители
соответствующих инспекций. В компетенцию комиссии, в частности, входит:
• установление
причины списания объекта; • выявление
лиц, по вине которых произошло преждевременное • анализ
возможности использования отдельных узлов, деталей, • контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и
драгоценных металлов, определение их массы и сдача на соответствующий
склад. Акты
на списание основных средств (ф. № ОС-4 и ф. № ОС-4а) составляются в двух экземплярах,
подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем
организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается
у материально ответственного лица и является основанием для
сдачи на склад оставшихся в результате списания запчастей, материалов,
металлолома и т.п. Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных
ценностей от выбытия основных средств отражаются в специальном разделе актов.
На основании актов на списание основных средств бухгалтерия делает
отметку в инвентарной карточке (инвентарной книге) о выбытии объекта.
Инвентарные карточки хранятся в течение срока, определяемого
руководителем организации, но не менее 5 лет. Ликвидация
отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок
полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные
объекты, оформляется в вышеизложенном порядке. Перемещение
объектов основных средств между структурными подразделениями организации
оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (ф. №
ОС-1). |