СОТиЗ

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Основные средства - часть имущества, используемая при произ­водстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 ме­сяцев.

Не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости, а также предметы стоимо­стью на дату приобретения не более стократного установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвен­тарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние наса­ждения и прочие основные средства.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект.

Инвентарный объект основных средств - это относящееся к основным средствам имущество со всеми приспособлениями и при­надлежностями или отдельный конструктивно обособленный пред­мет, предназначенный для выполнения определенных самостоя­тельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитыва­ется как самостоятельный инвентарный объект.

Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту независимо от того, где он фактически находится (в эксплуатации, в запасе или на консервации), присваивается соответствующий инвентарный номер. Этот номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом. При этом, если инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный ин­вентарный номер.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной органи­зации.

Инвентарные номера списанных объектов основных средств не присваиваются вновь поступившим объектам в течение пяти лет по окончании года списания.

Объект основных средств, поступивший в организацию в соот­ветствии с договором аренды, может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

Пообъектный учет основных средств ведется в бухгалтерии на инвентарных карточках учета основных средств (ф. № ОС-6). Инвентарная карточка открывается на каждый объект. В организа­ции, имеющей небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет можно осуществлять в инвентарной книге с ука­занием необходимых сведений об основных средствах.

Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) произ­водится на основании актов (накладных) приемки-передачи основ­ных средств (ф. № ОС-1), актов на списание основных средств (ф. № ОС-4), актов на списание автотранспортных средств (ф. №ОС-4а) и других документов на поступление и выбытие основ­ных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены основные данные по объектам: срок полезного ис­пользования, выбранный организацией способ начисления аморти­зации, индивидуальные особенности объекта и др. Инвентарные карточки, как правило, составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии.

На основе соответствующих данных бухгалтерского и опера­тивного учета, а также технической документации в организации осуществляется оперативный контроль за использованием основ­ных средств. К показателям использования основных средств, в частности, относятся: данные о наличии собственных и арендо­ванных основных средств, установленных и неустановленных. Действующих и неиспользуемых, данные о простоях объектов ос­новных средств и др.

Пообъектный учет основных средств ведется в рублях.

Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект Общим актом (накладной) может оформляться приемка однотипных объектов одинаковой стоимости и принимаемых бухгалтерией и учету одновременно.

Один из экземпляров вышеуказанного акта вместе с технической документацией передается в бухгалтерию, которая открываем соответствующую инвентарную карточку. Техническая документация по основным средствам может передаваться по месту эксплуатации объекта с соответствующей отметкой в инвентарной карточке]

Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию! реконструкции оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3). Если в результате реконструкции и модернизации увеличивается стоимость основных средств, делаются соответствующие записи в прежней инвентарной карточке. Если отражение всех изменений в данной карточке затруднено, открывается новая инвентарная карточка (с сохранением ранее присвоенного номера).

Оборудование, не требующее монтажа и требующее монтажа, принимается к бухгалтерскому учету на основании акта о приемке оборудования (ф. № ОС-14).

Для списания основных средств приказом руководителя создается комиссия, в состав которой включаются соответствующие должностные лица, в том числе те, на которых возложена ответст­венность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих ин­спекций.

В компетенцию комиссии, в частности, входит:

 

     установление причины списания объекта;

     выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное
выбытие объектов основных средств, внесение предложений о при­
влечении этих лиц к ответственности, установленной действующим
законодательством;

     анализ возможности использования отдельных узлов, деталей,
материалов списываемого объекта и их оценка исходя из возможностей использования и/или продажи;

контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их массы и сдача на соответст­вующий склад.

Акты на списание основных средств (ф. № ОС-4 и ф. № ОС-4а) составляются в двух экземплярах, подписываются членами комис­сии и утверждаются руководителем организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у материально от­ветственного лица и является основанием для сдачи на склад остав­шихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п. Затраты по списанию, а также стоимость поступивших матери­альных ценностей от выбытия основных средств отражаются в спе­циальном разделе актов. На основании актов на списание основных средств бухгалтерия делает отметку в инвентарной карточке (инвен­тарной книге) о выбытии объекта. Инвентарные карточки хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации, но не менее 5 лет.

Ликвидация отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, оформляется в вышеиз­ложенном порядке.

Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями организации оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1).


Hosted by uCoz