ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ФАКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК
ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОВ Данные
первичных учетных документов, важнейших элементов юридического оформления
хозяйственных операций, являются единственным основанием возложения на
работников реальных (конкретных) объемов материальной
ответственности за сохранность ценностей предприятия. Поэтому важное
значение имеет знание норм законодательства, устанавливающих порядок создания
и отражения в учете документов, оформляющих ответственность участников
хозяйственных операций, агентов организации. Основные
правила документального оформления хозяйственных операций организаций
устанавливаются Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете». В нем в п. 1 ст. 9 «Первичные учетные документы» закреплено
непреложное правило: «Все хозяйственные операции, проводимые организацией,
должны оформляться оправдательными документами. Эти документы
служат первичными учетными документами, на основании которых
ведется бухгалтерский учет». Хозяйственная
операция - в сущности, традиционный бухгалтерский термин, означающий результат
бухгалтерского отражения фактов хозяйственной жизни. В свою очередь факт хозяйственной
жизни есть действие или событие, меняющее: или состав актива (средств
организации); или состав пассива (источников образования средств);
или состав актива и пассива одновременно. Под
действиями понимают целенаправленные факты хозяйственной
жизни (покупку товаров, их продажу, начисление заработной платы
и т. д.), совершение которых зависит от воли (волеизъявления)
участников хозяйственных отношений; под событиями - неожиданные,
непредполагаемые факты (потери от стихийных бедствий,
вследствие растрат и хищений и т.п.), т.е. факты, не зависящие от
волеизъявления организации. Следует
обратить внимание на то, что понятие «первичные учетные документы»
шире понятия «оправдательные документы» Хотя
в большинстве случаев на практике они отождествляются, иногда первичные
учетные документы составляются для оформления бухгалтерских процедур.
Сюда следует отнести: расчет суммы реализованной торговой
надбавки, величины издержек обращения, относящихся к
остатку товаров на конец месяца; исправительные записи;
документы, оформляющие оценку остатка готовой продукции
товаров, материалов. Вместе с тем главный бухгалтер может столкнуться с ситуацией,
когда необходимо сделать запись по счетам, но первичного документа нет;
тогда он обязан составить справку и подписать ее. Эта справка квалифицируется
как первичный учетный документ бухгалтерского оформления. При этом
важное значение имеет трактовка собственно термина «документ». Документ,
или документированная информация, - это зафиксированная на
материальном носителе информация по реквизитам, позволяющим ее идентифицировать.
Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом
органами, ответственными за организацию делопроизводства,
стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской
Федерации. Документ, полученный из автоматизированной
информационной системы, приобретает юридическую силу после
его подписания должностным лицом (или лицом, выполняющим управленческие функции
в коммерческих и иных организациях) в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Юридическая сила
документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью
автоматизированных и телекоммуникационных систем, может
подтверждаться электронной цифровой подписью. Пункт
2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержит
требования к форме первичных документов. В соответствии с
ним первичные учетные документы принимаются к учету, если они
составлены по форме, приведенной в альбомах унифицированных форм первичной
учетной документации. В целях реализации
данного положения Федерального закона «О бухгалтерском учете»
Постановлением Правительства РФ от 08.07.97 № 835 «О первичных
учетных документах» на Госкомстат РФ возложены функции по
разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации. В
настоящее время Госкомстатом РФ утверждены следующие унифицированные формы
первичной учетной документации: а) Постановлением от
30.10.97 № 71-а - по учету труда и его оплаты, основных средств и
нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся
предметов, работ в капитальном строительстве; б) Постановлением от
18.08.98 № 88 - по учету кассовых операций
и результатов инвентаризации; в) Постановлением от 25.12.98 № 132 - по учету денежных рас г) Постановлением от 09.08.99 № 66 -
по учету продукции, товарно-материальных
ценностей в местах хранения. В
дальнейшем по тексту будут указаны номера форм первичных учетных
документов из альбомов, утвержденных вышеуказанными постановлениями
Госкомстата РФ. Постановлением
от 24.03.99 № 20 Госкомстата РФ утвержден порядок применения унифицированных форм
первичной учетной документации. В соответствии с этим порядком в утвержденные
унифицированные формы документов (кроме форм по учету кассовых операций)
организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом
все реквизиты утвержденных Госкомстатом России форм первичной учетной
документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа).
Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые
изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным
документом организации. Форматы бланков,
указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации,
являются рекомендуемыми и могут изменяться. При изготовлении
бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной
документации допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и
строк с учетом значности показателей, включения
дополнительных строк (включая свободные) и вкладных листов для удобства размещения
и обработки необходимой информации. Буквальное прочтение
Федерального закона «О бухгалтерском учете» может привести к выводу о том, что
действительными считаются только те первичные документы, которые заполнены на
утвержденных бланках, представленных в альбомах унифицированных
форм. Указанные альбомы издает Госкомстат РФ, однако законодатель
называет его как единственный орган, обладающий право
издавать такие альбомы. Следовательно, возможно использовать
и альбомы, выпущенные другими ведомствами, или, придерживаясь
обязательных реквизитов, создавать собственные формы первичных документов
(если для оформления какого-то факта хозяйственной жизни в альбомах
нет соответствующего документа). При этом документы,
создаваемые организацией, согласно ст. 9 Федерального закона «О
бухгалтерском учете» в обязательном порядке должны включать следующие
реквизиты: наименование документа; дату составления документа;
наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание
хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в
натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц,
ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее
оформления; личные подписи указанных лиц. Пункт
3 ст. 9 Закона содержит предписание, согласно которому перечень лиц, имеющих
право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем
организации по согласованию с главным бухгалтером. Необходимо обратить внимание
на то, что передача права подписи и делегирование полномочий дают человеку,
получившему их, дополнительные права, но не освобождают от ответственности
за последствия таких подписей ни руководителя организации, ни ее главного
бухгалтера. В
перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов,
включаются работники организации (начальники структурных подразделений,
мастера, табельщики, работники плановых, финансовых и иных отделов,
подотчетные лица, работники бухгалтерской службы и др.), создающие и
представляющие первичные учетные документы, относящиеся к
сфере их деятельности, в соответствии с графиком документооборота. Понятие
графика документооборота раскрывается в разделе 5 «Порядок
организации документооборота» Положения о документах и
документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина СССР от
29.07.83 № 105, согласно п. 5.3 и 5.4 которого график должен
устанавливать в организации рациональный документооборот, т. е.
предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для
прохождения каждого первичного Документа, определять минимальный срок
его нахождения в подразделении. График документооборота может быть
оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке
и обработке документов, выполняемых каждым подразделением
организации, а так же всеми исполнителями с указанием их
взаимосвязей и сроков выполнения работ. В
соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском
учете» график документооборота является обязательной составляющей
приказа об учетной политике организации. И здесь нужно учитывать
второе предписание п. 3 ст. 9 Закона, согласно которому документы, оформляющие
операции с денежными средствами, подписываются как руководителем организации
или уполномоченным им лицом, так и главным бухгалтером, что делает бухгалтера ответственным
за законность данных операций. Согласно
п. 5 ст. 9 Закона внесение исправлений в кассовые и банковские
документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления
могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных
операций, что должно быть подтверждено подписями лиц, которые подписали
документы, с указанием даты внесения исправлений. Императивное
запрещение внесения исправлений в кассовые и банковские документы (приходные и
расходные кассовые ордера, платежные поручения, чеки и т.д.)
означает, что в указанные документы исправления нельзя вносить ни при
каких обстоятельствах. Если в процессе составления кассового или банковского
документа допущена ошибка, такой документ должен быть уничтожен и оформлен
заново. Поскольку
кассовые и банковские документы непосредственно оформляют движение денежных
средств, требования законодательства и других нормативных актов,
предъявляемые к оформлению этих документов, являются особенно
детальными и жесткими. Так, правила оформления кассовых документов в
настоящее время устанавливаются Порядком ведения кассовых
операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ
от 22.09.93 № 40. Порядок
исправления ошибок, допущенных в первичных документах (за
исключением кассовых и банковских), устанавливается разделом
4 «Исправление ошибок в первичных документах и учетных
регистрах» Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете. В
тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренные
исправления не допускаются (п. 4.1 Положения). Ошибки в первичных документах,
созданных вручную (за исключением кассовых и банковских), исправляются
следующим образом: зачеркиваются неправильный текст или суммы и
над зачеркнутым надписываются исправленный текст и (или) суммы.
Зачеркивание выполняется одной чертой так, чтобы можно было прочитать
исправленное (п. 4.2 Положения).
Исправление ошибки в первичном
документе должно быть оговорено надписью «Исправлено»,
подтверждено подписью лиц, первоначально подписавших документ, а
также должна быть проставлена дата исправления (п. 4.3 Положения). Пункт
6 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» поводит
различия между собственно первичными учетными документами
и сводными учетными документами. В нем устанавливается
что для упорядочения контроля обработки данных о фактах хозяйственной
деятельности на основе первичных учетных документов составляются
сводные учетные документы. Хотя различие между первичными и сводными
документами кажется сугубо теоретическим, однако из него
вытекает большая практическая проблема в тех случаях, когда данные
первичных учетных документов не равны данным сводного учетного документа.
Здесь возможно принять следующие меры: а) если в сводном
учетном документе итог посчитан неверно, то б) если в сводном
учетном документе записаны одни числа, а в в) если в сводном учетном документе
указан первичный учетный г) если в сводном учетном документе
не указан первичный документ, который
приложен к сводному, то главный бухгалтер обязан В
соответствии с п. 7 ст. 9 Закона первичные и сводные учетные документы
могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем
случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов
на бумажных носителях для других участников хозяйственных
операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в
соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и
прокуратуры. Данный перечень является исчерпывающим. Всем остальным
заинтересованным юридическим и физическим лицам такие документы могу, быть
представлены только при согласии организации, оформляющей факты хозяйственной
деятельности на бумажных и машинных носителях. При
предоставлении копий документов должны соблюдаться требования Положения о документах
и документообороте; отраслевых руководящих указаний о придании
юридической силы документам на магнитной ленте и бумажном носителе,
создаваемым средствами вычислительной техники (с 01.07.87 был введен в
действие специальный ГОСТ 6.10.4-84); общеотраслевых руководящих
методических материалов по созданию и внедрению
автоматизированного бухгалтерского учета в составе АСУ предприятий, учреждений
и других нормативных актов. Согласно
п. 8 ст. 9 Федерального закона первичные учетные документы
могут быть изъяты только органами дознания, предварительного
следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и
налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии
с законодательством Российской Федерации. Главный
бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе
с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие документов,
снять с них копии с указанием оснований и даты изъятия. Изъятие
оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему
должностному лицу организации. Если
изымаются недооформленные тома документов (неподшитые, непрошнурованные
и т.д.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих
изъятие, соответствующие должностные лица могут дооформить
эти тома, составить опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать,
заверить своей подписью, печатью. Прежде
всего следует обратить внимание на то, что в п. 8 ст. 9 Федерального закона «О
бухгалтерском учете» установлен исчерпывающий
перечень органов, которые вправе изымать на основании своих
постановлений первичные учетные документы. Никакие другие
органы и организации не вправе изымать документы, о которых упоминается в
данной норме Закона. В
соответствии со ст. 117 Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации органами дознания являются: а) милиция; б)
командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений
- по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными
им военнослужащими, а также военнообязанными во время
прохождения ими сборов; по делам преступлений, совершенных рабочими
и служащими вооруженных сил, в связи с исполнением служебных
обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
в) органы федеральной службы безопасности - по делам,
отнесенным законом к их ведению; г) начальники исправительно-трудовых
учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых
профилакториев и воспитательно-трудовых профилакториев - по делам о преступлениях
против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками
этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в
расположении указанных частей; д) органы
государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушениях
противопожарных правил; е) органы пограничной службы Российской Федерации - по
делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного
режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а
также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе
Российской Федерации; ж) капитаны морских судов, находящихся в
дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей
с зимовкой; з) федеральные органы налоговой полиции -
по делам, отнесенным законом к их ведению; и) таможенные органы -
по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188, 189, 190,
193 и 194 УК
РФ. Предварительное
следствие по уголовным делам проводится следователями: прокуратуры,
органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и федеральных
органов налоговой полиции (ст. 125 У ПК РФ). Пункт
3 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» устанавливает,
что требования главного бухгалтера по документальному
оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию
необходимых документов и сведений обязательны для всех
работников организации. Это традиционное положение, которое
далеко не всегда соблюдалось. Однако если главный бухгалтер сможет
доказать, что он обращал внимание руководителя на недопустимость
неправильного оформления хозяйственных операций и внутренних
отчетов, то вся ответственность ложится на руководителя
организации. |