ПОРЯДОК ПРИЕМА ЦЕННОСТЕЙ МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЛИЦАМИ 4.1.
Общие положения по приему ценностей Основным
источником поступления в организации товарно-материальных
ценностей является приобретение их у поставщиков -юридических лиц или граждан
по заключаемым с ними договорам купли-продажи (поставки) и мены или
получение товаров по договорам комиссии, поручения и агентирования. Согласно
ст. 454 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи
одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой
стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и
уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Основным видом
договора купли-продажи, заключаемого с поставщиками
товаров, является договор поставки, который определяется ст.
506 ГК РФ как договор, по которому поставщик - продавец, осуществляющий
предпринимательскую деятельность, обязуется передать в
обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары
покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных
целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В
соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон
обязуется передать в собственность другой стороны один товар
в обмен на другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже,
если это не противоречит специальным нормам ГК РФ о мене и существу
данного вида сделок. В договоре мены каждая из сторон признается
продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который
она обязуется принять в обмен. При этом, если законом или договором
мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары
переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве
покупателей, одновременно после исполнения обязательств
передать соответствующие товары обеими сторонами. Статья
971 Гражданского кодекса РФ определяет договор поручения как сделку, по
которой одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за
счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия.
Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно
у доверителя. В
соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер)
обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить
одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По
сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и
становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван
в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по
его исполнению. Согласно
ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент)
обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой
стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени,
но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По
сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за
счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент,
хотя принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом
в непосредственные отношения по исполнению сделки. Поставщики,
отгружая ценности, выписывают сопроводительные документы, основными из
которых являются счет-фактура и товарно-транспортная накладная. Товарно-транспортная
накладная выписывается при доставке товарно-материальных
ценностей автомобильным транспортом. В остальных случаях используются
счета-фактуры. В зависимости от особенностей конкретных видов материалов
(товаров) к товарно-транспортной накладной или счету-фактуре
могут прилагаться и другие документы, подтверждающие массу (количество)
ценностей (кипные карты, упаковочные ярлыки, отвесы и т.п.) и/или качество (качественные
удостоверения, сертификаты, справки о результатах лабораторных анализов и
т.п.). Следует отметить, что обязанность продавца одновременно с
передачей вещи (товара) «передать покупателю ... относящиеся к ней документы
(технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.)»
устанавливается ст. 456 ГК РФ. При доставке товаров от иногородних
поставщиков по железной дороге или водным путем
транспортной организацией выписывается соответственно железнодорожная
или водная накладная. Данные документы следуют вместе с товаром от
станции (пристани) отправления до станции (пристани) назначения, где их выдают
получателю. Порядок приема
товарно-материальных ценностей и его документальное оформление
зависят: от места приема (на складе поставщика, от транспортной
организации, на складе покупателя), характера приема (по
количеству, качеству и комплектности), степени соответствия условиям
договора и сопроводительным документам, наличия или отсутствия сопроводительных
документов. Статьей
513 ГК РФ на покупателя возлагается обязанность по проверке
количества и качества получаемых от поставщиков товаров в
порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями
делового оборота. Прием
по количеству - это прием материалов (товаров) в установленные
сроки по массе нетто и количеству единиц, поставляемых
без тары или в открытой таре, или по массе брутто и числу мест ценностей,
поставляемых в таре, с последующей проверкой массы нетто и количества единиц в
каждом месте. Порядок приема товарно-материальных ценностей
по количеству устанавливается Инструкцией о порядке приема
продукции производственно-технического назначения и товаров народного
потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража
при Совете Министров СССР от 15.06.65 № П-6. Прием
по качеству - это проверка в установленные сроки сохранности
качества и наличия комплектности ценностей, соответствия требованиям стандартов,
технических условий, образцам, рецептурам и другим условиям,
предусмотренным договором поставки. Порядок приема
товарно-материальных ценностей по качеству устанавливается Инструкцией о
порядке приемки продукции производственно-технического назначения и
товаров народного потребления по качеству, утвержденной
Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.66 №
П-7. Порядок
приема материалов (товаров) тесно связан с моментом возникновения
материальной ответственности, который совпадает с моментом приема ценностей по
количеству материально ответственными лицами. В
соответствии со ст. 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором
купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю
считается исполненной в момент: «Вручения
товара покупателю или указанному им лицу, если договором
предусмотрена обязанность продавца по доставке товара» (п.
1 статьи). В данном случае прием товара покупателем и его документальное оформление
производится непосредственно на складе покупателя; «Предоставления
товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан
покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара» (там же).
В данном случае прием приобретаемого у поставщика товара
производится организацией- покупателем на складе поставщика. Пунктом
2 ст. 458 ГК РФ устанавливается, что «в случаях, когда из
договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или
передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца
передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи
товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю,
если договором не предусмотрено иное». В случае исполнения обязанности
продавца передать товар таким образом прием покупаемых ценностей и
его документальное оформление производится на станции железной
дороги, пристани или в аэропорту в зависимости от того, каким
видом транспорта осуществляется доставка товаров до места назначения. 4.2.
Прием товарно-материальных ценностей по доверенности В
случае если прием товаров осуществляется не на складе покупателя,
т.е. на складе поставщика, станции железной дороги, пристани
или в аэропорту, то организация уполномочивает своего работника, с которым,
как правило, заключен договор о полной материальной ответственности',
на получение ценностей, выдавая ему доверенность. Напомним,
что согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ «доверенностью признается
письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу
для представительства перед третьими лицами». Пунктом 5 ст.
185 ГК РФ устанавливается, что доверенность от имени юридического
лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на
это учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Доверенность от имени юридического лица, основанного на
государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег
и других имущественных ценностей (последний случай рассматривается нами) должна быть
подписана также главным (старшим)
бухгалтером этой организации. Порядок выдачи
доверенностей на получение ценностей непосредственно со склада
поставщика и их регистрации бухгалтерией организации-покупателя устанавливается
Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение
товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, утвержденной
МФ СССР по согласованию с ЦСУ СССР 14.01.67 № 17. В соответствии с названным
нормативным документом доверенности на получение товарно-материальных
ценностей выдаются должностным лицам предприятий, организаций и
учреждений на бланках формы № М-2 и М-2а. Последнюю форму применяют организации,
у которых получение материалов (товаров) по доверенности носит массовый характер. Выдача доверенностей
лицам, не работающим на данном пред-; приятии (в организации,
учреждении), не допускается. Доверенности, как
указано выше, подписываются руководителем (заместителем
руководителя) и главным бухгалтером предприятия (организации, учреждения)
или лицами, на то уполномоченными. В тех случаях, когда бухгалтерский
учет в соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском
учете» ведется специализированной организацией, доверенности на
получение товарно-материальных ценностей подписываются
руководителем (заместителем руководителя) предприятия, учреждения и
организации, обслуживаемого этой организацией, и главным
бухгалтером специализированной организации или лицами, на то
уполномоченными. Право
подписи доверенности лицами,
уполномоченными на то руководителем и главным (старшим)
бухгалтером предприятия, организации, учреждения, оформляется приказом. Доверенности
выдаются на получение товарно-материальных ценностей, отпускаемых
поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению или
другому заменяющему их документу. В случаях, когда доверенное лицо должно
получать требуемые товары, материалы или продукты в одном месте (с одного
склада), но по нескольким нарядам, счетам и другим заменяющим их документам, ему
может быть выдана одна доверенность с указанием в ней номеров и
дат выдачи всех нарядов, счетов и других аналогичных документов
или несколько доверенностей, если товарно-материальные ценности
следует получать на нескольких складах. Доверенности
регистрируются бухгалтерией организации. При выписке доверенностей
следует иметь в виду, что перечень подлежащих получению
товарно-материальных ценностей, предусмотренный на оборотной
стороне доверенности, заполняется в случаях, когда в документе на
отпуск (соглашении и т.п.) не приведены наименования и количество
ценностей, подлежащих получению. Если же в указанных документах
приводятся наименования и количество товарно-материальных ценностей,
подлежащих получению, перечень ценностей на оборотной стороне доверенности
прочеркивается. Выдача
доверенностей, полностью или частично незаполненных, и доверенностей
без образцов подписи лиц, на имя которых они выписаны, не допускается;
такие доверенности считаются недействительными. Срок
действия доверенности устанавливается в зависимости от возможности
получения и вывоза соответствующих ценностей по наряду, счету, накладной
или другому заменяющему их документу, на основании которого выдана
доверенность, но, как правило, не более чем на 15 дней.
Доверенности на получение товарно-материальных ценностей,
расчеты за которые производятся в порядке плановых платежей, например на
систематическое получение продуктов питания для детских учреждений,
допускается выдавать на весь календарный месяц. При
лишении доверенного лица права на получение ценностей по выданным ему
доверенностям, срок действия которых еще не истек, доверенности у этого
лица отбираются, при этом получатель товарно-материальных ценностей немедленно
ставит в известность поставщика об аннулировании соответствующих
доверенностей. С момента получения такого извещения отпуск
ценностей по аннулированной доверенности прекращается. При
выдаче доверенности бухгалтерия организации регистрирует
ее в корешке книжки доверенностей. В книжке доверенностей до начала
выдачи из нее доверенностей должны быть пронумерованы все
листы. На последнем листе книжки за подписью главного бухгалтера
делается запись: «В настоящей книжке пронумеровано... листов». Количество
листов указывается прописью. Организации,
у которых получение товарно-материальных ценностей по доверенностям носит
массовый характер, регистрацию Доверенностей могут производить в
заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных
доверенностей следующей формы:
Книжки
доверенностей и журналы учета выданных доверенностей должны храниться
у лица, ответственного за регистрацию доверенностей. Лицо,
которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого
получения ценностей независимо от того, получены
ли товарно-материальные ценности по доверенности полностью или частями,
представить в бухгалтерию предприятия, организации, учреждения документы о выполнении поручений и о сдаче на склад (кладовую) или соответствующему
материально ответственному лицу
полученных им товарно-материальных ценностей. Неиспользованные доверенности
должны быть возвращены выдавшему их предприятию
(организации, учреждению) на следующий день после истечения срока действия
доверенности. О возвращении неиспользованной
доверенности делается отметка в корешке книжки доверенности или в журнале учета выданных доверенностей (в
графе «Отметки о выполнении поручений»).
Возвращенные неиспользованные доверенности
погашаются надписью «Не использована» и хранятся до конца отчетного года у лица, ответственного за их
регистрацию. По окончании года неиспользованные доверенности уничтожаются с составлением об этом соответствующего акта. Лицам,
которые не отчитались в использовании доверенностей, по которым истек срок
действия, новые доверенности не выдаются. Главный
бухгалтер предприятия, организации, учреждения обязан
обеспечить: контроль
за соблюдением правил оформления, выдачи и регистрации доверенностей; инструктаж
лиц, получающих доверенности, о порядке представления бухгалтерии
документов о выполнении поручений по доверенности; своевременный
контроль за использованием доверенностей, осуществляемый на основе приходных
документов (приходных ордеров, приемных актов и т.п.); контроль
за своевременным представлением соответствующих приходных документов в
пределах срока действия доверенности или возвратом доверенности при
ее неиспользовании. Отпуск
товарно-материальных ценностей организациями не производится в
случаях: предъявления
доверенности, выданной с нарушением установленного порядка ее заполнения
или с незаполненными реквизитами; предъявления
доверенности, имеющей поправки и помарки; непредъявления
паспорта, указанного в доверенности; окончания срока, на
который выдана доверенность; получения
сообщения получателя продукции (товара) об аннулировании
доверенности. Доверенности независимо
от срока их действия отбираются поставщиком при первом
отпуске товарно-материальных ценностей. В случае отпуска товарно-материальных
ценностей частями на каждый частичный отпуск составляется накладная
(приемо-сдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием
в ней номера доверенности и даты ее выдачи. В этих случаях один экземпляр
накладной (или заменяющего ее документа) передается получателю товарно-материальных
ценностей, а другой подкладывается к оставшейся у поставщика доверенности и
используется для наблюдения и контроля за исполнением отпуска
ценностей согласно доверенности, а также для предъявления счета потребителю.
По окончании отпуска товарно-материальных ценностей доверенность
сдается в бухгалтерию вместе с документами на отпуск последней
партии Ценностей по сдаваемой доверенности. Далее
рассмотрим особенности порядка приема товаров в зависимости
от места ее осуществления. 4.3.
Прием товарно-материальных ценностей на станции железной дороги
(пристани), в аэропорту Для
приема грузов организации выделяют материально ответственных
лиц (кладовщиков, экспедиторов и т.п.), которые должны хорошо
знать правила приема материалов (товаров) от транспортных
организаций. Уполномоченному на получение ценностей лицу выдаются
доверенность, распоряжение на получение груза и грузовая
квитанция. Предъявив паспорт и указанные документы
представителям транспортной организации, материально
ответственное лицо получает от нее соответствующие сопроводительные
документы. Представители организации-получателя,
уполномоченные для приема товарно-материальных ценностей от транспортной организации,
должны тщательно ознакомиться с полученными сопроводительными документами и проверить,
действительно ли данный груз направлен в адрес получателя, в каком
порядке принят груз к перевозке, за чьими пломбами доставлен
груз, не нарушен ли срок его доставки, номера транспортных средств и
т.д. Затем совместно с представителем транспортной организации (либо без его
участия) устанавливается, была ли обеспечена сохранность груза при перевозке.
С этой целью проверяют целостность вагона, правильность закрытия дверей,
целостность люков, крыш и т.п. на транспортных средствах (вагонах, цистернах,
барже, трюме судна и т.п.) или контейнерах, наличие и целостность пломб, ясность
оттисков на них, исправность тары и упаковки и т.д. При
обнаружении каких-либо нарушений в процессе приема грузов создается
возможность для предъявления определенных требований к
доставлявшей товарно-материальные ценности транспортной организации.
Если в ходе осуществления указанных действий представителями
организации-покупателя никаких повреждений не обнаружено, получатель
делает об этом отметку в транспортном документе. Если органы
транспорта выдают груз без проверки массы, то это отмечается в
транспортном документе. Незатаренные
грузы при приеме перевешивают. При этом выписывается специальный
документ- отвес (ф. №ТОРГ-17), в котором указывают состояние груза, его
количество согласно транспортным документам и фактически
принятое. Факт приема груза удостоверяется подписью представителя
получателя, а представитель транспортной организации
подтверждает сдачу груза своей подписью в транспортном документе. В
случае установления при приеме поступивших товаров каких-либо нарушений,
повреждений упаковки, тары, порчи груза, несоответствия наименования
и массы груза или количества мест, несоблюдения сроков доставки и
температурного режима (при перевозке скоропортящихся ценностей), а также в
других случаях, предусмотренных правилами, действующими на транспорте,
представители получателя должны потребовать от транспортной организации
обязательной проверки количества мест, массы и состояния
груза либо взвешивания части груза и проверки содержимого каждого
поврежденного места (по кипным картам, упаковочным ярлыкам, описям и другим
документам). Если в результате проверки будут установлены факты
утраты (недостачи), повреждения или порчи груза, представители
получателя должны потребовать от органов транспорта составления
коммерческого акта. В
тех случаях, когда выявленные недостачи не превышают установленных норм естественной
убыли, коммерческий акт не составляется, а о недостаче
делают отметку в транспортном документе. Такая недостача
возмещается, как правило, за счет организации-покупателя и включается ею в
состав затрат. Составленный
в указанных выше случаях коммерческий акт является основанием для
предъявления организацией-получателем иска (претензии)
транспортной организации либо поставщику-грузоотправителю, если
организация транспорта не виновна в возникновении ущерба,
установленном при приеме товаров. 4.4.
Прием товарно-материальных ценностей , на складе поставщика Ценности
на складе поставщика принимает, как правило, материально ответственное лицо
покупателя по доверенности путем проверки соответствия
количества и качества товарно-материальных ценностей данным
выписываемых организацией-поставщиком сопроводительных
документов. При этом затаренные ценности принимаются по количеству мест и
массе брутто или количеству товарных единиц и массе нетто по трафарету. В этих
случаях необходимо тщательно проверить исправность тары и маркировки.
Если при приеме будет установлена неисправность тары и маркировки,
получатель должен потребовать вскрытия тары и проверки содержимого
по количеству единиц, массе нетто и качеству (по товарам, где так проверка
представляется возможной). При этом следует отметить что в
случаях, когда подлежащий затариванию и (или) упаковке груз передается
покупателю без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей
таре и (или) упаковке, покупатель вправе потребовать о продавца
затарить и (или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую
тару и (или) упаковку, если иное не вытекает из договора, существа
обязательства или характера
ценностей (п.1.ст. 482 ГК
РФ). Данной статьей ГК устанавливается также, что покупатель в
этом случае вправе предъявить продавцу требования, вытекающие из
передачи товара ненадлежащего качества. Их состав определяется
ст. 475 ГК РФ, предписывающей, что покупатель в данном случае вправе
по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения
покупной цены или безвозмездного устранения недостатков
товара в разумный срок. Пунктом
2 ст. 475 ГК РФ устанавливается также, что «в случае существенного нарушения
требований к качеству товара покупатель вправе по своему выбору: отказаться
от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата
уплаченной за товар денежной суммы; потребовать
замены товара ненадлежащего качества товаром(| соответствующим
договору». При
приеме затаренных ценностей на сопроводительных документах
необходимо сделать надписи: «Ценности приняты по массе брутто
и количеству мест без фактической проверки» и «Ценности приняты
по качеству согласно документам поставщика без фактической
проверки» за подписями лица, сдавшего и принявшего ценности. Эти
отметки лишают поставщика возможности отрицать факты недостачи,
несоответствия качества, некомплектности ценностей, которые
могут быть установлены покупателем после вскрытия тары, со ссылками
на то, что ценности были приняты по количеству (и качеству) согласно данным сопроводительных
документов и подписям. Товарно-материальные
ценности без тары или в открытой таре принимают на складе
поставщика по количеству единиц, массе нетто и по качеству (комплектности). Прием
(сдачу) ценностей на складе поставщика оформляют распиской
в сопроводительном документе материально ответственных лиц получивших
и сдавших ценности. Момент подписи документа и
сдачи груза для перевозки является, если иное не предусмотрено договором
купли-продажи (поставки), моментом перехода права собственности на передаваемые
ценности к покупателю, а также моментом возникновения материальной
ответственности лица, получившего ценности. Грузы, принятые как на
станции железной дороги (пристани, аэропорта), так и непосредственно
на складе поставщика, могут доставляться не только организацией-получателем
самостоятельно, но и транспортной организацией, осуществляющей
автомобильные перевозки, с которой покупателем заключается
соответствующий договор. В последнем случае немаловажное значение
приобретает вопрос надлежащего
документального оформления и организации контроля за
сохранностью грузов при доставке на склад покупателя. Перевозка
грузов автомобильным транспортом оформляется выпиской товарно-транспортной
накладной. Прием груза к перевозке транспортной организацией удостоверяется подписью
шофера-экспедитора во всех экземплярах накладной, один из
которых остается у грузоотправителя. Доставленный груз
шофер-экспедитор сдает материально ответственным лицам предприятия-покупателя.
Грузы, прибывшие в исправных контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами
грузоотправителя, выдают получателю
без проверки массы, состояния и количества мест. Ценности,
поступившие в исправной таре, принимаются от перевозчика по числу мест и массе
брутто или количеству единиц и массе нетто по трафарету. При
обнаружении в ходе приема грузов нарушения целостности тары, а также других повреждений
(прибытие в неисправном кузове, с нарушенными пломбами или без них на
фургоне, контейнере и т.п.) груз проверяется в поврежденных местах.
При установлении порчи или повреждения ценностей составляют акт.
Этот факт отмечается в товарно-транспортной накладной. Сдача
груза покупателю оформляется подписью водителя и получателя
и штампом грузополучателя в товарно-транспортной накладной, один экземпляр
которой остается у получателя, а два у шофера-экспедитора. Претензии по иску за
утрату, недостачу, порчу или повреждение грузов по вине перевозчика
на основании соответствующих актов покупатель предъявляет
организации автотранспорта. Если же перевозчик не виновен, то
претензии (иски) предъявляются грузоотправителю. 4.5.
Прием товарно-материальных ценностей на складе покупателя Порядок
приема грузов на складе покупателя во многом зависит от того, поступают ли
ценности в таре или без таковой. Если
ценности поступили без тары, то их принимают по массе нетто,
количеству товарных единиц с одновременной проверкой сохранности
качества (комплектности), т.е. количественный и качественный
прием в данном случае совпадают по времени. Если груз поступил в
исправной таре, то его принимают от автотранспорта по количеству
мест и массе брутто. Прием грузов, поступивших в исправной таре, по массе
нетто, количеству единиц в каждом месте, по качеству и комплектности
осуществляется, как правило, непосредственно в момент вскрытия тары. Прием
грузов производится материально ответственными лицами.
Если в ходе приема обнаруживается недостача ценностей или/и несоответствие качества,
комплектности, маркировки поступивших ценностей, тары или упаковки требованиям
стандартов, технических условий, образцам (эталонам), условиям договора или
данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, то
дальнейший прием приостанавливается. В данном случае необходимо
обеспечить сохранность принимаемых ценностей, выполнив
условия, предотвращающие ухудшение их качества и возможность смешивания
с другими однородными ценностями. О
выявленной недостаче составляется акт первичной приемки за подписями
лиц, ее производивших. В случаях, когда при
приеме ценностей выявлено несоответствие массы брутто отдельных
мест массе, указанной в транспортных' или сопроводительных документах
либо на трафарете, получатель не должен производить вскрытие тары и
упаковки. Если при правильности массы брутто недостача продукции
устанавливается при проверке массы нетто или количества единиц в
отдельных местах, то получатель обязан приостановить приемку
остальных мест и сохранить до дальнейшей приемки тару и упаковку
вскрытых мест и ценности, находившиеся внутри этих мест. Одновременно
с приостановлением приема груза организация-покупатель вызывает представителя
одногороднего поставщика для участия в продолжении приема ценностей
и составления двустороннего акта. Вызов представителя иногороднего
поставщика обязателен лишь в случаях, когда это предусмотрено особыми
условиями поставки или договором. При
неявке представителя поставщика в положенный срок или, если его вызов не
является обязательным, дальнейшая приемка товаров по количеству и составление
акта по форме №ТОРГ-2 по отечественным товарам и форме №ТОРГ-3 по импортным
товарам осуществляются с участием представителя сторонней организации
либо представителя общественности организации-получателя, назначенного
руководителем, или односторонне предприятием-получателем, если поставщик дал
на это согласие. При
установлении несоответствия качества (комплектности) данным
сопроводительных документов и в случае неявки представителя поставщика (либо
если вызов его не является обязательным условием для проведения дальнейшей
приемки груза по качеству) ценности принимают по качеству и составляют
акт с участием представителя соответствующей инспекции по
качеству. Акты вместе с
соответствующими сопроводительными документами служат основанием для
оприходования товарно-материальных ценностей, фактически поступивших
на предприятие. Кроме того, акты, составленные после оприходования
ценностей, являются основанием для списания по ним сумм с материально
ответственных лиц и предъявления претензий (исков) поставщикам. Материальные
ценности, по которым не установлены расхождения, в акте не перечисляются,
о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: «По остальным
товарно-материальным ценностям расхождений не установлено». О составлении акта
делают запись в сопроводительном документе. Одновременно
с приемкой материалов (товаров) принимают по количеству и качеству
поступившую с товаром тару. При этом проверяют ее маркировку, категорийность
мешков, целостность тары, соответствие количества и вида тары данным сопроводительных
документов. Тару, не указанную отдельно в документе поставщика и не
подлежащую оплате, приходуют на основании составляемого акта по форме №ТОРГ-5
по цене возможной реализации. Согласно
ст. 514 ГК РФ в случае когда покупатель (получатель) в соответствии с законом,
иными правовыми актами или договором купли-продажи (поставки) отказывается от
переданного (ст. В
случае поступления товаров без сопроводительных документов поставщика
или с их частичным отсутствием прием таких товаров осуществляется
комиссией и оформляется приемным актом. В акт записывают данные о
фактически принятых по количеству и качеству товарах. Если определить
стоимость поступивших товаров не представляется возможным
(например, исходя из условий договора поставки), в акте указывают цены
последнего поступления данных товаров или оценивают их по рыночной
стоимости. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых
направляется поставщику просьбой срочно выслать сопроводительные
документы на поступившие товары. 4.6.
Особенности приема и документального оформления поступления
товаров в розничной торговле Некоторые
продовольственные товары, по которым при подготовке их к продаже
образуются безвозвратные отходы, приходуются за вычетом данных
отходов по нормам. Сюда относятся, например, отходы по колбасным
изделиям (шпагат, нитки, узлы оболочек, обязательно удаляемые при
реализации), мясокопчености и рыботовары, которые реализуют
нарезанными (кости окороков, головы рыб и т д.). Списание сумм данных
отходов производится за счет издержек обращения торговой организации (п. 2.13
Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в
издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях
торговли и общественного питания, утвержденных письмом Роскомторга от 20.04.95
№ 1-550/32-2). Существует
особенность в оформлении приемки тканей. Нередко в поступающих
кипах (кусках) длина тканей не соответствует указанной в ярлыке. Поэтому ткани,
поступающие в кипах и кусках, до продажи могут перемериваться. Перемеривание
производится комиссией в составе товароведа, представителя общественности
предприятия и материально ответственного лица. Результаты перемеривания тканей
оформляются актом минимум в двух экземплярах (один передается материально
ответственному лицу, второй - в бухгалтерию). Установленная при перемеривании
куска длина ткани проставляется на фабричном ярлыке и
подписывается членами комиссии с указанием номера и даты акта.
Излишки тканей приходуются материально ответственным лицом. В случае установления
недостачи на основании составленного акта предъявляется претензия поставщику. Стеклянная
посуда (бутылки, банки и др.), поступившая от поставщиков вместе с
товаром, приходуется аналогично поступившему товару. Стоимость
порожней стеклянной посуды, принятой от населения, оплачивается
через кассу или же через приемщиков пунктов приема посуды. На
принятую и оплаченную посуду составляется приходная накладная. |