Инвентаризация основных
средств. До начала инвентаризации
целесообразно проверить наличие и состояние документов и регистров
аналитического учета основных средств, а также наличие документов на объекты,
сданные или принятые организацией в аренду или на ответственное хранение. При
отсутствии последних необходимо обеспечить их получение или оформление. Обнаруженные расхождения и неточности
в регистрах аналитического учеты должны быть ликвидированы путем
соответствующих исправлений и уточнений. При инвентаризации основных средств
комиссия осматривает объекты основных средств и составляет инвентаризационную
опись ф. №ИНВ-1, указывая в ней наименование, назначение, инвентаризационные
номера и основные технические или эксплуатационные показатели основных средств.
Инвентаризационные описи по форме ИНВ-1 составляются в двух экземплярах
отдельно по группам основных средств (производственного и непроизводственного
назначения). Графа 9 «Номер паспорта» заполняется на основные средства,
содержащие драгоценные металлы и камни. На основные средства, принятые в
аренду, опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому арендодателю
с указанием срока аренды. Один экземпляр инвентаризационной описи высылают в
адрес арендодателя. При инвентаризации объектов
недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право
собственности организации на эти объекты. По объектам, не
принятым на учет, а также объектам, по которым в регистрах бухгалтерского учета
отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия
должна включить в опись правильные сведения и их технические показатели. Например, по зданиям – указать их
назначение, основные материалы, площадь, число этажей, год постройки и др. Оценка выявленных инвентаризацией
неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ
определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением
сведений об оценке и износе соответствующими актами. Если объект основных средств
подвергался восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и
вследствие этого изменилось основное его значение, то он вносится в опись под
наименованием, соответствующим новому назначению. Если комиссия установит, что работы
капитального характера или частичная ликвидация строений и сооружений не
отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить
сумму увеличения или снижения стоимости объекта и привести в описи данные о
производственных изменениях. Машины, оборудование и транспортные
средства заносятся в опись с указанием заводского номера,
организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. Однотипные предметы хозяйственного
инвентаря, инструменты и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в
одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной
карточке группового учета, в описях отражаются по наименованиям с указанием
количества этих предметов. Основные средства, которые в момент
инвентаризации находятся вне места нахождения организации, инвентаризуются до
момента временного их выбытия. На основные средства, не пригодные к
эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия
составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин,
приведших эти объекты к непригодности. Одновременно с инвентаризацией
собственных основных средств проверяются основные
средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным
объектам составляется отдельная опись, в которой делается ссылка на документы,
подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду. |