ПОРЯДОК ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В соответствии с правилами,
установленными Методическими рекомендациями по инвентаризации имущества и
финансовых обязательств, ТМЦ заносятся в описи по каждому отдельному наименованию
с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных. Инвентаризационная опись составляется
в двух экземплярах на основании перерасчета, взвешивания, перемеривания ТМЦ и
подписывается всеми членами комиссии. Один экземпляр описи передается в
бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй – остается у
материально ответственных лиц. Результаты инвентаризации драгоценных
металлов и камней, природных алмазов и изделий из них оформляются составлением
актов инвентаризации: а) драгоценных металлов и изделий из
них (ф. № ИНВ – 8), б) драгоценных камней, природных
алмазов и изделий из них (ф. № ИНВ – 9). Результаты инвентаризации драгоценных
металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах)
оборудования, приборах и других изделиях оформляются инвентаризационной описью
по форме № ИНВ -8а. Инвентаризация ТМЦ, как правило,
проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении ТМЦ в разных
изолированных помещениях у одного МОЛ инвентаризация проводится последовательно
по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение запрещается, и
комиссия переходит для работы в следующее помещение. ТМЦ, поступающие во время проведения
инвентаризации, принимаются МОЛ в присутствии членов инвентаризационной
комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.
Эти ТМЦ заносятся в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, поступившие
во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование
поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество,
цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя
инвентаризационной комиссии делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой
на дату описи, в которую записаны эти ценности. При длительном проведении
инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения
руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации ТМЦ
могут отпускаться МОЛ в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти
ценности заносятся в отдельную опись «ТМЦ, отпущенные во время инвентаризации».
Оформляется опись по аналогии с документами на ТМЦ, поступившие во время
инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя
инвентаризационной комиссии или по его поручению членом комиссии. Если по условиям деятельности
организации инвентаризационная комиссия не имеет возможности в течение одного
дня произвести подсчет материальных ценностей и записать их в
инвентаризационную опись, то члены комиссии фактическое наличие ценностей
сначала отражают в инвентаризационном ярлыке ф. № ИНВ -2. он заполняется в
одном экземпляре и хранится вместе с пересчитанными ТМЦ по месту нахождения. В
дальнейшем данные формы № ИНВ-2 используются для заполнения инвентаризационной
описи ТМЦ (ф. № ИНВ – 3). Инвентаризация ТМЦ, находящихся в
пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах
других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих
счетах бухгалтерского учета. При оформлении инвентаризации
отгруженных товарно-материальных ценностей применяется одноименный акт ф. № ИНВ
– 4. На ценности отгруженные, срок оплаты
которых не наступил, и на ценности отгруженные, но не оплаченные покупателями в
срок, составляются отдельные акты. В графе «Примечание» на ценности отгруженные,
не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводится
наименование покупателя. Вышеуказанный акт составляется в двух
экземплярах: один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй – остается у
МОЛ. В случае перехода права собственности
на отгруженные товарно-материальные ценности в особом порядке (при
использовании счета 45 «Отгруженные товары») данные для заполнения графы 13
акта по форме № ИНВ-4 пересчитываются в договорные цены. В акте инвентаризации расчетов за
товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (ф.№ ИНВ – 6), по каждой
отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость,
дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти
ценности учтены на счетах бухгалтерского учета. Акт составляется в двух
экземплярах на основании документов, подтверждающих нахождение ценностей в
пути. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у комиссии. ТМЦ, хранящиеся на складах других
организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу
этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются
их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия
груза на хранение, место хранения, номера и даты документов. Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения
и МОЛ, на хранении у которых они находятся. В описи эти предметы заносятся по
наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете. При инвентаризации малоценных и
быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование
работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с
указанием в них ответственных за эти предметы лиц, по которым открыты личные
карточки, с распиской их в описи. Предметы спецодежды и столового
белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную
опись на основании сдаточных документов. Факт отправки должен быть удостоверен
организацией, осуществляющей вышеуказанные услуги. Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не
включаются. На них составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин
негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях. Тара заносится в описи по видам,
целевому назначению и качественному состоянию. На тару, пришедшую в негодность,
инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин
порчи. Инвентаризация кассы производится в
соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением
Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40 и сообщенным письмом Банка России от
04.10.93 № 18. При подсчете фактического наличия
денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги,
ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной
пошлины, вексельные марки и т.д.). Проверка фактического наличия бланков
ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по
видам бланков (например по акциям: именные, привилегированные, обыкновенные) с
учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому
месту хранения и МОЛ. Результаты проверки фактического
наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе
организации, записывают в акт инвентаризации наличных денежных средств (ф. №
ИНВ -15), который составляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта
передается в бухгалтерию организации, второй остается у МОЛ. При смене МОЛ акт составляется в трех
экземплярах: один – лицу сдавшему ценности, второй – принявшему, третий – в
бухгалтерию. Во время инвентаризации операции по
приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не
производятся. Результаты проверки фактического
наличия ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности записывают в
инвентаризационную опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности ф. № ИНВ –
16. |