Учет товарно-материальных ценностей
на складе и отчетность материально ответственных лиц по операциям с
товарно-материальными ценностями Учет товарно-материальных ценностей
ведет заведующий складом или другой работник (МОЛ). Такой учет может быть
организован по-разному в зависимости от способа хранения ценностей (партионный
или сортовой). При партионном способе каждая партия
ценностей хранится отдельно. Под партией понимается кол-во ценностей,
поступивших одновременно по одному транспортному документу. При сортовом
способе хранения каждый вновь приобретенный материал (товар) определенного
сорта присоединяют к ранее поступившему материалу (товару) того же наименования
и сорта, т.е. ценности хранят по сортам. При любом способе хранения
материально ответственные лица ведут учет товарно-материальных ценностей, как
правило, только в натуральном измерении на основании приходных и расходных
документов. Однако можно учитывать движение ценностей в натуральном и
стоимостном измерениях одновременно. При партионном способе хранения на
каждую партию ценностей МОЛ выписывает партионную карту (ф. №МХ-10) в двух
экземплярах, где указываются наименование, артикул, сорт, цена и кол-во (масса)
ценностей. Партионные карты регистрируют в специальных книгах. Порядковый номер
регистрации в такой книге является номером данной партии. Один экземпляр
партионной карты остается на складе и служит регистром складского учета, второй
– передают в бухгалтерию. По мере отпуска МОЛ указывает в партионной карте дату
отпуска, номер расходного документа и кол-во (массу) отпущенного материала.
Одновременно в расходном документе указывают номер партионной карты. После полного выбытия данной партии
партионную карту передают в бухгалтерию для проверки. Если при проверке по
данной партии выявляется недостача, то, не ожидая инвентаризации, недостачу в
пределах норм естественной убыли списывают за счет организации, а сверх норм
естественной убыли взыскивают с МОЛ. Излишки ценностей, выявленные при
проверке, приходуют. Партионный учет, обеспечивая выявление
недостач или излишек сразу после отпуска каждой партии, способствует усилению
контроля за сохранностью ценностей. Вместе с тем партионный способ хранения и
учета имеет недостатки. Менее рационально используется складская площадь и
емкость хранилищ, ухудшается возможность оперативного управления запасами
ценностей, поскольку затрудняется получение информации о наличии тех или иных
ценностей из-за того, что они могут храниться в нескольких местах, а
следовательно, остатки по ним отражаются в нескольких партионных картах. При сортовом способе хранения
материально ответственное лицо ведет учет в товарных книгах сортового учета или
на карточках формы № М-17. на каждое наименование и сорт ценностей открывается
одна или несколько страниц в книге или отдельная карточка. Для сокращения числа
аналитических счетов ценности различного наименования, имеющие одинаковую цену,
могут учитываться на одной странице или карточке. В заголовке страницы книги
(карточки) указывают наименование, артикул и т.д. в остальной части страницы
(карточки) отражают приход, расход и остатки ценностей. Записи в товарные книги (карточки)
делают на основании каждого приходного и расходного документа, а при большом
объеме операций для сокращения записей -
на основании итогов предварительно составленных накопительных
документов. Работники бухгалтерии обязаны
систематически (но не реже одного раза в декаду) осуществлять непосредственно
на складах в присутствии МОЛ проверку своевременности и правильности оформления
первичных документов по складским операциям, а также своевременности и
правильности заполнения книги учета (карточки), произведенных МОЛ. Проверку
записей операций и выведенных остатков работник бухгалтерии подтверждает своей
подписью в карточках (книгах). В организациях, располагающих вычислительной
техникой, учет ТМЦ осуществляется автоматически на основании введенной в
компьютер информации. МОЛ может в любой момент получить необходимую информацию
о приходе, расходе, остатках любого вида ТМЦ. Важнейшим элементом обеспечения
сохранности ценностей и материальной ответственности за них является составление
МОЛ отчетности о наличии и движении ТМЦ. На основании первичных документов,
которыми оформлялись поступление и выбытие ТМЦ, на складе МОЛ периодически
составляют отчетность и сдают ее в бухгалтерию. Администрация организации
использует эту отчетность для контроля за действиями МОЛ и управления ТМЦ. Сроки представления отчетности
устанавливает администрация организации. Приемка-сдача первичных документов по
операциям с основными средствами, материалами, малоценными и
быстроизнашивающимися предметами оформляется, как правило, составлением и
сдачей в бухгалтерию формы №М-13 с указанием в ней наименований, количества и
номеров сдаваемых документов. Сданные документы в бухгалтерию проверяются и обрабатываются. В организациях торговли наиболее
распространенным видом отчетности о наличии и движении товаров является
товарный отчет ф. № ТОРГ-29. В адресной части товарного отчета
указываются наименование организации, структурного подразделения, ФИО МОЛ, дата
составления, номер отчета, период, за который составляется отчет. Товарные отчеты
нумеруют с начала и до конца года. Составляется товарный отчет в стоимостном
выражении. Предметная часть товарного отчета раскрывает структуру товарного
баланса. Он + П = Р + Ок где Он – остаток товаров на начало
отчетного периода, П – приход товаров за отчетный
период, Р – расход товаров за отчетный
период, Ок – остаток товаров на конец
отчетного периода Остаток товаров на начало отчетного
периода берут из предыдущего отчета или из инвентаризационной описи (если отчет
составляют впервые после проведения инвентаризации). В приходной части отчета каждый
приходный документ записывают отдельно и подсчитывают общую сумму
оприходованных товаров за данный период, а также итог прихода с остатком на
начало периода. При этом выделяют: источник поступления товаров, номер и дата
документа, сумма поступивших товаров. В расходной части отчета также
отдельно записывают каждый расходный документ и подсчитывают общую сумму
израсходованных товаров за отчетный период. Затем определяют остаток товаров на
конец периода (+) приход, (-) расход. Таким же образом в товарном отчете отражаются
остатки и движение тары. Для удобства обработки документы в отчетах
следует записывать в определенной последовательности. Внутри каждого вида
прихода и расхода документы надо располагать в хронологическом порядке. Общее
число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают
прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает МОЛ, а при бригадной
материальной ответственности – бригадир или его заместитель и один из членов
бригады поочередно. Товарный отчет составляют в двух
экземплярах. Первый экземпляр скрепляют с оправдательными первичными документами.
МОЛ должны сдавать отчеты в бухгалтерию в строгом соответствии с графиком. В
графике указывается время, когда отчет должен быть сдан. Это, как правило, с 9
до 12 часов дня, следующего за отчетным периодом. Принимая отчет, бухгалтер в
присутствии МОЛ проверяет, все ли указанные в нем документы приложены,
соответствуют ли их даты отчетному периоду, правильно ли оформлены
документы, а так же сам отчет. Бухгалтер
расписывается в обоих экземплярах в приемке отчета и указывает дату. Первый
экземпляр отчета вместе с документами остается в бухгалтерии, а второй
передается МОЛ. Затем каждый документ проверяют с точки зрения законности совершенных
операций, правильности цен и т.д. Если среди первичных документов,
приложенных к отчету, бухгалтер обнаружит документ, которым оформлен факт
хозяйственной жизни, с его точки зрения, не совместимый с законом, он должен
потребовать письменное объяснение у МОЛ. Если бухгалтер сочтет это объяснение
неудовлетворительным, то он должен сообщить об этом руководству. Правильность начального остатка в
товарном отчете устанавливается путем сличения данного отчета с конечным
остатком предыдущего отчета, который считается правильным. Правильность цен должна быть заверена
экономистом по ценам или же устанавливается бухгалтером по договорам поставки. Правильность таксировки выверяют
путем умножения кол-ва товара каждого наименования на его цену. В результате
устанавливается стоимость товаров данного наименования, которая должна совпадать
с величиной, указанной в первичном документе. Если при проверке цен, таксировки и
подсчетов будут выявлены ошибки, их исправляют корректурным способом. Об
изменении остатка товаров на конец отчетного периода ставят в известность МОЛ,
которое своей подписью в конце отчета должно удостоверить правильность
внесенных изменений и нового остатка товаров. При проверке отчетов следует обращать
особое внимание на своевременность и полноту оприходования товаров, а также на
правильность списания их в расход. При несвоевременном или неполном оприходовании
товаров сумма прихода, а следовательно, и остаток товаров на конец периода,
указанные в отчете, искусственно уменьшаются. величина товарного остатка может
также искусственно увеличиваться при несвоевременном списании товара в расход.
Все это в ряде случаев позволяет МОЛ временно скрыть недостачу или излишек
товаров. Решающее значение при проверке
товарных отчетов имеет встречная сверка документов. Именно это позволяет
установить своевременность и полноту оприходования и списания товаров. При проверке отчетов необходимо
выделить три основных вида встречной сверки: 1.
в
организациях розничной торговли при учете товаров по продажным ценам указанную
в отчете сумму товаров, реализованных за наличный расчет, сверяют с суммой
выручки по кассовому отчету. Благодаря этому бухгалтер контролирует, с одной
стороны, правильность списания реализованных товаров МОЛ, с другой –
правильность оприходования кассиром выручки за этот товар. 2.
при
перемещении товаров внутри организации следует взаимно сверять документы
товарных единиц, отпустивших товары, с документами торговых единиц, их
получивших, это дает возможность бухгалтеру контролировать правильность
оприходования товаров МОЛ и их списания другим. 3.
товарные
документы на поступление товаров от поставщиков, приложенные к товарному отчету,
сопоставляют с экземпляром расчетного документа на эту же партию товара,
поступившего через банк или кассу, это позволяет установить полноту и
своевременность оприходования товаров. Проверив товарный отчет, бухгалтер
ставит на нем дату проверки и расписывается. Товарные отчеты используют не только
для контроля за движением ценностей, но и для наблюдения за состоянием товарных
запасов. Наблюдение осуществляется путем сопоставления фактических остатков
товаров с нормативом, который приводится в отчете. При выявлении случаев
значительного отклонения фактических товарных запасов от норматива принимаются
меры к оптимизации остатков товаров. На некоторых складах составляют
товарные отчеты, в которых остатки, приход и расход товаров отражаются не
только по сумме, но и по количеству. На базах и складах с небольшим
ассортиментом в товарных отчетах остатки, приход и расход указывают не только в
целом, но и по каждому наименованию товаров. Все это позволяет усилить контроль
за сохранностью ценностей и иметь информацию об остатках отдельных товаров. На складах в ряде случаев с
разрешения руководителей организации вместо товарного отчета материально
ответственные лица могут составлять сопроводительные реестры ф. № ТОРГ-31. В реестре указывают только
наименования документов, их число и номера. Сданные по реестру документы в
бухгалтерии проверяются и соответствующим образом обрабатываются. Реестры составляют так же, как и товарные – отчеты, в
двух экземплярах, первый вместе с документам и в бухгалтерии, второй с подписью
бухгалтера о приемке реестра возвращается МОЛ. Применение данной формы отчетности о
наличии и движении товаров по сравнению с товарным отчетом менее
предпочтительно, поскольку остатки, приход и расход товаров в сопроводительном
реестре не указывают. Это ослабляет контроль за сохранностью ценностей и
усложняет управление товарными запасами. |