Назад в Требования Назад______Вперед (1) Наименование организации Организация юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеет самостоятельный баланс и смету и зарегистрировано в государственных органах юстиции в установленном порядке. Наименование организации, являющейся автором документа, должно соответствовать тому, которое закреплено в учредительных документах. При наличии вышестоящей организации ее наименование также указывается в документе (его помещают выше). Наименования организаций субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, печатают на двух языках русском и национальном. Сокращенное наименование организации приводят в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах организации, и помещают (в скобках) ниже полного. Наименование на иностранном языке воспроизводят в тех случаях, когда оно закреплено в уставе (положении об организации), и располагают его ниже наименования на русском языке. Наименование обособленного структурного подразделения организации (филиала, представительства и т.д.) указывают в том случае, если оно является автором документа, и располагают ниже наименования организации. Здесь необходимо привести некоторые пояснения. Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Та же статья ГК РФ содержит следующее определение представительства: представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Структурное подразделение организации официально выделенный орган управления частью организации с самостоятельными функциями, задачами и ответственностью за выполнение возложенных на него задач. Оно может быть как обособленным, так и не обособленным, т.е. не обладающим полными признаками организации (внутренним). В настоящем издании рассматриваются подразделения второго типа. Как правило, они являются результатом структурирования организации на отдельные элементы по принципу разделения задач и функций. К структурным подразделениям относятся:
В общем виде структуру производственной организации можно выразить в нижеприведенной схеме. Наряду с указанными могут быть образованы и иные самостоятельные подразделения служба документационного обеспечения, служба безопасности и другие. Самостоятельные подразделения в свою очередь могут быть разделены на более мелкие структурные единицы.
Например: 1. Главная бухгалтерия организации. Это подразделение, осуществляющее руководство бухгалтерским учетом, порядком составления отчетности и организацией контрольно-ревизионной работы в организации. Возглавляет данное подразделение главный бухгалтер. Главная бухгалтерия организации может подразделяться на отделы (секторы, группы):
Структурирование главной бухгалтерии может производиться и по иным основаниям, например:
2. Финансовый отдел. Основными функциями данного подразделения является разработка финансовых планов, проектов инвестиций, обеспечение их исполнения; определение кредитных взаимоотношений; обеспечение эффективного использования основных фондов и оборотных ресурсов организации. Финансовый отдел может быть структурирован на такие единицы, как:
3. Отдел кадров. Перед этим подразделением стоят следующие задачи: организация работы по подбору, расстановке и использованию кадров рабочих и служащих; ведение учета кадров; создание кадрового резерва; разработка и внедрение мер по повышению квалификации кадров; анализ текучести кадров и т. д. Отдел кадров может быть разделен на службы (секторы):
4. Канцелярия. Главными задачами канцелярии являются организация и ведение делопроизводства в организации. Это подразделение может быть также названо отделом документационного обеспечения. В состав канцелярии могут входить:
Пожалуй, различие между отделом документационного обеспечения и канцелярией состоит в том, что, как правило, в организации, где создан отдел, архив входит в его структуру, а при создании канцелярии архив образуется как самостоятельное структурное подразделение. В том случае, если архив представляет из себя отдельное структурное подразделение, в его состав может входить копировально-множительное, машинописное бюро, бюро учета документации и др. В свою очередь, копировально-множительное бюро может быть и самостоятельным структурным подразделением. Канцелярия или отдел документационного обеспечения может и не подвергаться дроблению, и функции этих подразделений будут выполнять отдельные специалисты специалист по входящей корреспонденции, специалист по регистрации документов и т.д. Для разработки должностных инструкций этих служащих могут быть использованы должностные инструкции заведующих бюро экспедиции, бюро входящей и исходящей документации, бюро контроля исполнения документов, пр. 5. Хозяйственный отдел. Основными задачами этого структурного подразделения являются:
Хозяйственный отдел может быть структурирован по такому основанию, как хозяйство структурных подразделений организации, например, хозяйство инженерного корпуса, пр. В зависимости от объема задач и размеров организации в состав хозяйственного отдела могут входить службы и отдельные специалисты, отвечающие за:
|