Nota Bene - Экономический интернет-журнал - Архив Статей;

                     

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМАТЫ ТОРГОВЛИ

ДЛЯ ОДИНОЧНЫХ МАГАЗИНОВ

 

Сальников Олег Вячеславович

Статья является частью научного исследования редактора журнала. За бесплатными консультациями и полным текстом работы «Как выжить независимому торговцу?» Вы можете обращаться по e-mail: oleg_salnikov@mail.ru  

По единодушному мнению экспертов и игроков рынка, двумя самыми перспективными форматами для одиночных магазинов являются магазин - "специалист " и " магазин у дома".

Самая уязвимая группа независимых торговцев в борьбе за выживание – это небольшие магазины с универсальным ассортиментом. При столкновении с реальной угрозой банкротства таким предпринимателям можно порекомендовать специализироваться. Предприниматель может  ориентироваться либо на продаже ограниченного числа групп товаров, либо на чётко определённую группу постоянных покупателей (проезжающих мимо автомобилистов, прохожих, жителей 4-5 окрестных домов).

Главное — правильно выбрать специализацию и не пытаться, не будучи сетевой структурой, копировать то, что делают сети. Одиночным торговцам необходимо находить нестандартные решения, предлагать нетрадиционные услуги, сочетания разных форматов. Например, неплохие результаты могло бы принести совмещение магазина и кафе. Посетитель такой торговой точки сможет сначала попробовать продукт, а потом купить, если понравился.

Экспертами отмечено, что наиболее высок потенциал магазинов, продающих непродовольственные товары – процент наценки на них существенно превышает уровень наценки на продовольственные товары. Ведь если средняя наценка на продукты питания составляет 20%, то товары других групп продаются со средней наценкой 50%. А товары класса "люкс", продаются с наценкой до 1000%. Таким образом, остаётся возможность нормально зарабатывать, даже если норма прибыли начнет падать.

Один из перспективных вариантов – магазин, специализирующийся на хозяйственно-бытовых товарах, продуктах питания с длительным сроком годности и товарах для отдыха. Можно перейти в оригинальный формат, заняться торговлей экзотическими товарами из какой-либо страны или модными сегодня религиозными и мистическими фетишами. Однако такой путь доступен далеко не всем, так как требует наличия связей с поставщиками нетрадиционных товаров и влечёт за собой значительные расходы. Наконец, можно вообще уйти из розницы. Неплохую отдачу приносят предприятия сферы общественного питания.

С точки же зрения продовольственного ритейла самым перспективным для малого бизнеса является "соседский" формат. Это магазин, расположенный либо прямо в жилом доме, либо в непосредственной близости от него. Главная особенность "магазинов рядом с домом", или, как их называют за рубежом, convenient store, заключается в самом переводе слова – "удобный магазин".

Подобные магазины не отличаются широким ассортиментом или низкими ценами. Они удобны, в первую очередь, своим расположением - здесь можно купить многое, практически не выходя из дома. В таких магазинах - небольшое движение товара, и они не нуждаются в современных технологиях. Однако здесь продавцы знают покупателей в лицо, могут оставить заказанный товар или отпустить продукцию в кредит.

Главное для магазина такого формата - правильно выбрать расположение и изучить потребности потенциальных клиентов. На прилавках здесь должны быть только самые востребованные товары, всегда высокого качества и первой свежести.

У продавца появляется возможность предложить уровень сервиса более высокий, чем в гипермаркетах, через которые протекает огромный поток людей. В этом и есть основное преимущество магазинов по соседству. К тому же исследования показывают: если до супермаркета нужно добираться дольше 10 минут, большинство людей предпочтёт сделать покупку в магазине, который находится ближе к дому. Частые, но мелкие покупки в таком магазине - это привычка, с которой потребитель вряд ли быстро расстанется. И, вообще, "недельный" чек в таком магазине может оказаться даже больше, чем разовый в крупном супермаркете. Здесь работают и привычки, и лень, и, в целом, менталитет российского покупателя. Часто ведь банально не хочется ехать в супермаркет, а необходимый минимум товаров есть в ближайшем магазине.

Таким образом, у формата «магазин у дома» есть реальные шансы на выживание. Но  только в том случае, если это будет правильный магазин. Ключевой момент в "соседском" формате — общение с постоянными покупателями - "соседями", умение разговаривать с ними, запоминать в лицо, знать об их пристрастиях. Это полная противоположность крупного сетевого супермаркета и главный козырь "одиночек".

Крайне важна персонифицированная работа с клиентами, то есть внимание к людям, – это мощное орудие в борьбе за покупателя.  Когда продавец в магазине не только обращается по имени-отчеству к бабушке, но и напоминает ей, что сегодня она забыла купить творожный сырок, клиенты становятся его хорошими знакомыми, они придут покупать сюда, чтобы поддержать бизнес предпринимателя.

             Правда, и в случае выбора "соседского" формата без борьбы с сетевиками не обойтись, ведь сетевые структуры тоже начали активно развивать такой формат торговли. Но даже работая в малом формате, сеть не способна на такие проявления внимания о клиенте, как одиночные магазины. Чтобы выжить, небольшие магазины могут предоставлять своим клиентам уникальные услуги. К тому же, у сетей есть одно крайне уязвимое место - так называемая "болезнь роста". Чем больше разрастается сеть, тем труднее удержать на должной высоте качество обслуживания. А ведь в торговле самое важное - человеческий фактор, поскольку в рознице торговец продаёт не товары, а услуги по их продаже. Кроме того, в отдельном магазине всегда легче навести порядок. Всё упирается в деньги - если владелец их найдет и потратит грамотно, то проблемы выживания для его заведения не будет ни сейчас, ни в отдалённой перспективе.

 

назад

 

Hosted by uCoz