Nota Bene - Экономический интернет-журнал - Архив Статей;

                     

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НЕЗАВИСИМЫХ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЦЕВ

Сальников Олег Вячеславович

Статья является частью научного исследования редактора журнала. За бесплатными консультациями и полным текстом работы «Как выжить независимому торговцу?» Вы можете обращаться по e-mail: oleg_salnikov@mail.ru

В России независимыми розничными торговцами, как правило, являются субъекты малого предпринимательства – малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Согласно законодательству, к таковым можно отнести организации с численностью работников не более 30 человек (для розничной торговли), а также предпринимателей без образования юридического лица.

Критерием независимости таких предприятий является условие, что доля участия в уставном капитале государства, его субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также никаких других юридических лиц не должна превышать 25%.

Главной особенностью независимых розничных торговцев является единство права собственности и непосредственного управления предприятием, то есть один человек является одновременно собственником и руководителем компании. Таким образом, руководителю принадлежит ключевая роль в функционировании такого предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования вследствие своей непосредственной включённости в процесс коммерческой деятельности.

Для того чтобы понять, как поступать независимым торговцам, чтобы не быть раздавленными сетями, в первую очередь, следует уяснить собственные слабости и конкурентные преимущества и сопоставить их со слабыми и сильными сторонами сетевиков.

Независимым ритейлорам весьма затруднительно конкурировать с интегрированными сетевыми организациями по целому ряду причин. Входя в крупные финансово-промышленные группы, розничные торговые сети обладают большими финансовыми возможностями. За счёт введения централизованных служб управления, снабжения, транспорта, учёта, рекламы в таких сетях снижаются накладные расходы. Закупки на льготных условиях крупных партий товаров приводят к снижению цен и улучшению положения на рынке.

Продажа товаров в таких организациях организована по принципу конвейера обслуживания клиентов. А формат самообслуживания позволяет получить большую выгоду от импульсных покупок. Кроме того, сетевики пользуются поддержкой местных властей. Властям легче договариваться о правилах игры с несколькими большими компаниями, чем с владельцами бесчисленного множества маленьких точек, они заинтересованы в снижении доли «базарной» торговли — неэстетичной и изобилующей нарушениями.

Вместе с этим, торговым сетям присущи и заметные недостатки. В таких организациях очень трудно точно контролировать издержки. Престиж торговой марки приходится поддерживать большими затратами на рекламу и связи с общественностью. Напряжённый график работы вызывает текучесть персонала, приводя к его  обезличиванию и инертности по отношению к покупателю. К тому же отчуждение менеджмента от собственности вызывает необходимость согласования интересов управленцев и владельцев.

Основной недостаток малого торгового бизнеса — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.

Описывая  другие минусы независимых торговцев, следует отметить, что сфера малого предпринимательства в современной России в значительной степени криминализована.

Вследствие большой налоговой нагрузки на малый бизнес многие ритейлоры продолжают работать в теневом секторе экономики.

Известны многочисленные факты проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках по отношению к малым предприятиям (навязывание невыгодных условий договоров, изъятие товаров с рынка с целью создания дефицита, препятствие доступу на рынок, установление монопольно низких цен).

Владельцам одиночных магазинов все сложнее конкурировать с крупными торговыми сетями. У них нет раскрученной марки, распределительных центров, инструментов давления на поставщиков и возможности привлечь стратегических инвесторов.

Таким образом, безусловно, независимый торговец не в состоянии составить серьёзную конкуренцию интегрированным торговым компаниям. Однако он может найти на рынке свою нишу и занять её. Для реализации этой стратегии он обладает несколькими ценными преимуществами.

Самое главное из них - территориальная близость к потребителям. Подсчеты маркетологов показывают: если до супермаркета приходится добираться больше 10 минут, большинство людей предпочтет сделать покупку в магазине, который находится поближе к их дому.

Особое конкурентное преимущество одиночных магазинов, которое не может быть реализовано ни в одном крупном супермаркете, - это особое отношение к клиенту. Так как контингент покупателей в небольших магазинах стабилен, их продавцы знают постоянных покупателей в лицо. И при желании можно легко запомнить предпочтения каждого человека.

Экономия времени покупки - еще один важный фактор, который можно использовать как конкурентное преимущество перед супермаркетом. Чтобы купить один пакет молока в супермаркете, человеку придется совершить путешествие от входа до стеллажей с молочными продуктами, сделать сложный выбор из 10-50 наименований, а затем еще проделать длинный путь к кассе, чтобы оплатить покупку. По этой причине многие люди стремятся совершать единичные покупки именно в "магазинах у дома", хотя цены на товары в них, как правило, оказываются на 5-10% выше, чем в сетевых супермаркетах.

К другим основным преимуществам одиночной розницы можно отнести:

             быстрота и инициатива, поскольку для того, чтобы принять решение, не нужно каждый раз согласовывать все вопросы с руководителем;

             специализация, поскольку независимый торговец точно знает, какие именно товары пользуются повышенным спросом, а какие нет;

             качество обслуживания, так как он точно знает, какие именно виды услуг необходимы покупателям.

Крупные фирмы не обладают отмеченными выше преимуществами, поэтому независимому розничному торговцу следует использовать их в максимальной степени, чтобы успешно развивать свой бизнес и увеличить доходы.

 назад

 

Hosted by uCoz