Nota Bene - Экономический интернет-журнал - Архив Статей;

                     

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ КАНАЛОВ СБЫТА

Сальников Олег Вячеславович

Статья является частью научного исследования редактора журнала. За бесплатными консультациями и полным текстом работы «Эффективное управление каналами сбыта» Вы можете обращаться по e-mail: oleg_salnikov@mail.ru

Сбыт (реализация, продажа, дистрибуция) произведённой продукции представляет собой самостоятельную и довольно значительную по объёму выполняемых процедур сферу деятельности субъектов рынка.

           Процесс сбыта может включать в себя физическое перемещение, складирование и (или) владение продуктом, предпродажное обслуживание, сделку и послепродажное обслуживание, обработку заказа, кредитование и получение денег, а также различные услуги сервисной поддержки [6, с. 4].

            Главная цель сбыта — получение прибыли продавцом в результате удовлетворения платежеспособного спроса потребителей. Таким образом, результативность сбыта решающим образом влияет на рентабельность фирмы-продавца. Поэтому эффективные продажи просто невозможны без хорошей организации торгового дела, без проектирования организационных структур, предназначенных исключительно для осуществления движения товаров от производителя (продавца) к потребителю.

            Одним из основных понятий этих структур является «канал сбыта» товаров. Основная цель каналов -  сделать товар доступным для потребителей.

           Наряду с товаром, ценой и продвижением, каналы сбыта (место распространения) входят в число основных элементов комплекса маркетинга (4 P). Таким образом, канал сбыта является одним из маркетинговых инструментов получения желаемой реакции целевого рынка.

            В литературе, наряду с понятием «каналы сбыта», можно встретить также термины «каналы распределения (дистрибуции)», «маркетинговые каналы», «логистические каналы» и другие. Все они обозначают практически одно и то же. Выбор термина зависит от профессиональной специализации автора. Маркетологи предпочитают слова «маркетинговые каналы» и «каналы распределения (дистрибуции)», логисты – «логистические каналы», специалисты же по продажам используют термин «каналы сбыта».

            Классическое определение каналов распределения принадлежит Филипу Котлеру: «Канал распределения – это совокупность независимых организаций, участвующих в процессе продвижения товара или услуги от производителя к потребителю, который использует этот товар или услугу либо непосредственно, либо для производства на их основе других товаров или услуг. Это все организации, через которые должен пройти товар с момента его изготовления до момента потребления» [1, с. 842 - 843].

            Другое традиционное определение даёт российский учёный Б. А. Аникин. Он определяет каналы распределения как «совокупность организаций или отдель­ных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производи­теля к потребителю» [2, с. 192].

            Среди современных определений каналов сбыта (распределения), которые раскрывают их сущность, можно привести следующие:

канал сбыта – это все места, в которых продаётся (оптом или в розницу) или могла бы продаваться продукция фирмы [3];

канал распределения (дистрибуции, цепочка поставок) – есть метод доставки товара потребителям [4, с. 308];

канал распределения – это все организации, выступающие как посредники или участники сбыта, принимающие на себя или помогающие передать другому лицу право собственности на товар. Это путь, по которому товары движутся от поставщика к конечному потребителю [5, с. 52];

канал (сеть продаж) – группа независимых или взаимозависимых организаций, участвующих в процессе продажи, а также в доставке товаров и услуг конечному потребителю [6, с. 6].

Анализируя приведённые понятия, становится очевидным, что в настоящее время не существует единого определения каналов сбыта. Как правило, используется определение «каналы распределения (дистрибуции)», ориентированные, прежде всего на маркетинг.

Недостатком большинства определений является то, что в качестве каналов подразумеваются посредники (организации или лица). В действительности же, товары могут достигать конечного потребителя не только посредством привлечения предприятием-изготовителем сторонних организаций, но и напрямую (прямой маркетинг). Поэтому в качестве обозначения участников канала целесообразно использовать слово «путь».

            Предлагаем в качестве канала сбыта понимать путь, по которому товары от продавца достигают конечного потребителя.

Данное определение является, на наш взгляд, наиболее целостным и одновременно лаконичным, а также в большей степени ориентированным на торговлю.

  

Список литературы

 

1) Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.: Вильямс, 2001. – 944 с. 

2) Аникин Б. А. Логистика: Учебник / Под ред. Б. А. Аникина: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 352 с. 

3) Ларионов В. Управление каналом сбыта - прописные истины, которые работают / www.m-marketing.ru/articles/info/article12.html 

4) Ньюмен Э., Каллен П. Розничная торговля. Организация и управление / Пер с англ. под ред. Ю. Каптуревского – СПб.: Питер, 2005. – 416 с. 

5) Хованов А.А. Управление каналами распределения в оптовой торговле // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 3. с. 52-60.

 6) Горчелс Л., Мариен Э., Уэст Ч. Управление каналами дистрибуции – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2005. –248 с.

 назад

 

Hosted by uCoz