Nota Bene - Экономический интернет-журнал - Архив Статей;

                     

КОМПЛЕКС МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(на примере Ульяновской области)

 

Сальников Олег Вячеславович

 Статья является частью научного исследования редактора журнала. За бесплатными консультациями и полным текстом работы «Комплекс мер по поддержке малого предпринимательства» Вы можете обращаться по e-mail: oleg_salnikov@mail.ru

Малое предпринимательство - сектор Народного хозяйства, который определяется деятельностью малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица на рынке товаров, работ и услуг.

В своей деятельности субъекты малого предпринимательства сталкиваются с огромным количеством проблем и препятствий для развития: недостаток ресурсов (финансовых, информационных, кадровых, имущественных и других), несовершенство законодательства и политики в сфере малого бизнеса, неблагоприятная деловая среда. Эти трудности, из-за очевидных особенностей субъектов малого бизнеса, не могут быть преодолены ими самостоятельно и требуют целенаправленной государственной поддержки.

Как самостоятельное социально-экономическое явление малый бизнес в России существует уже свыше 15 лет. К настоящему времени уже сформировано законодательство, направленное на государственную поддержку малых бизнеса с целью создания благоприятных условий для его функционирования. Периодически разрабатываются Федеральные, областные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства. В них определяются основные направления, цели, задачи, а также конкретные мероприятия для реализации политики в данной сфере.

Меры содействия развитию малого бизнеса разрабатываются и выполняются с применением комплексного подхода к решению проблем, то есть  представляют собой совокупность взаимодополняющих мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, которые обеспечивают её цельное качественное функционирование. Если упустить один из обязательных аспектов (организационный, экономический, правовой или другой), то проблема не будет полностью решена.

В силу специфики малого бизнеса, который имеет ярко выраженную региональную ориентацию и действует исходя из возможностей и потребностей местного рынка, приведём показательный пример поддержки малого предпринимательства в Ульяновской области.

В Ульяновской области индивидуальное и малое предпринимательство ещё только проходят этап своего первоначального становления, однако их влияние на региональную экономику и рынок труда уже сейчас нельзя игнорировать, а в перспективе состояние в этом секторе Народного хозяйства будет определяющим для всего региона.

Проблемы малого предпринимательства в Ульяновской области не являются оригинальными, они во многом схожи с проблемами малого бизнеса во многих регионах. Основными из них являются: отсутствие целенаправленной и последовательной  политики в сфере малого бизнеса,  неразвитость финансово-кредитных механизмов и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Основным инструментом реализации региональной политики по поддержке малого бизнеса на современном этапе является Программа развития малого предпринимательства в Ульяновской области  на 2002 – 2004 годы. Программа представляет собой комплекс мероприятий, сгруппированных в направления, реализация которых обеспечивает создание благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса на территории области и активизация предпринимательской деятельности  в сельских районах.

Приоритетными сферами деятельности, поддержка которых осуществляется вследствие их повышенной значимости для экономического и социального развития области, являются: промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство.

Комплекс мероприятий представлен пятью направлениями, которые обеспечивают улучшение предпринимательской среды, совершенствуют саму политику в сфере малого предпринимательств, реализуют территориальные и специальные программы, способствующие развитию малого предпринимательства. Именно вследствие комплексности реализуемых мер, деление на эти направления является условным, так как эти мероприятия устремлены на решение одновременно нескольких проблем. Тем не менее, можно выделить основные признаки мероприятия, по которым его можно отнести к тому или иному направлению.

 

Оптимизация правовой среды предприятия

Механизмом реализации данного направления является оптимизация областных и муниципальных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы регистрации, лицензирования, сертификации, системы контроля и налогообложения. Подготавливаются предложения и рекомендации по преодолению необоснованных административных барьеров. В связи с этим требуется постоянный мониторинг нормативно-правовой базы на предмет её эффективности, а также на предмет соответствия областного законодательства федеральному. Очень важно принимать новые необходимые законы.

В сфере законодательно-нормативного регулирования малого бизнеса в последнее время приняты нижеследующие меры:

1. Внесение изменений и дополнений в закон «О едином налоге на вменённый доход для отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области».

2. Внесение изменений в закон «О ставках налога на игорный бизнес на территории Ульяновской области».

3. Временное положение "О порядке перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые на территории Ульяновской области".

4. Положение о порядке возмещения процентных ставок по кредитам малым предприятиям Ульяновской области.

 

Формирование благоприятного делового климата

Это направление представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие элементов деловой среды: повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обучение и подготовка кадров для малого бизнеса, создание положительного имиджа предпринимательства в обществе, содействие выставочно-ярмарочной деятельности.

Механизмы развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривают три типа структур: административные органы, общественные организации и базовые самоокупаемые структуры.

Основной задачей административных органов является развитие центров поддержки предпринимательства в районах области, их техническое оснащение и информационное обеспечение. Государственные и муниципальные служащие в сфере содействия развитию малого бизнеса участвуют в региональных, межрегиональных и всероссийских совещаниях по повышению эффективности их деятельности.

Общественные организации являются местом встреч и самоорганизации предпринимателей, они зачастую исполняют роль конструктивной оппозиции органам власти. На территории области действует около 20 общественных организаций и советов.

Базовые самоокупаемые структуры – это основные звенья инфраструктуры поддержки предпринимательства. В области действует более двух десятков предприятий, фондов и обществ, работающих в системе поддержки предпринимательства. Для решения отраслевых задач создаются ассоциации и союзы. Причём независимо от их формального статуса их представители работают в тесном сотрудничестве с Администрацией области.

Немаловажным элементом в системе государственной поддержки малого бизнеса является создание положительного имиджа и популяризация предпринимательской деятельности. В целях повышения информированности общественности о проблемах малого предпринимательства проводятся семинары и конференции по вопросам малого бизнеса. На все значимые мероприятия обязательно приглашаются журналисты. Издаются и распространяются сборники нормативных документов, брошюр и буклетов по проблемам малого предпринимательства, информируя тем самым население о нормативно-правовом и ресурсном обеспечении, передовом опыте работы субъектов малого бизнеса.

Результаты таких мероприятий уже ощутимы: 63,2 % респондентов, участвующих в уличном опросе, считают, что предприниматели положительно влияют на жизнь области. Кроме того, почти половина респондентов (47,5 %) хотели бы открыть своё дело, а 67 % - поддержали бы подобное желание близких. 

В целях содействия выставочно-ярмарочной деятельности в областном выставочном центре организуются выставки-ярмарки и стенды с продукцией малых предприятий. Регулярно через СМИ до субъектов малого предпринимательства доводится информация о проведении региональных, межрегиональных, общероссийских выставок-ярмарок, в том числе отраслевых, а также конкурсах на лучшее малое предприятие. Таким образом, предприниматели приобретают возможность продвижения своей продукции на новые рынки.

 

Ресурсная поддержка малого предпринимательства

Задачей региональной политики в этом направлении является упрощение доступа субъектов малого бизнеса к экономическим ресурсам - финансовым, имущественным, кадровым, информационным и другим.

Основные мероприятия для создания эффективной финансово-кредитной системы направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, кредитования и страхования, технологий микрофинансирования, лизинга и других механизмов. Вследствие крайнего дефицита областного бюджета активизируются частные инвестиционные ресурсы.

Разработан порядок возмещения малым предприятиям процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях Ульяновской области. Возмещение производится в виде субсидий за счёт средств областного бюджета для малых предприятий, которые заключили кредитный договор с банками и уже выплачивают процентную ставку.

В городе Ульяновске реализуется система микрокредитования, на которую в муниципальном бюджете в течение последних трёх лет закладывается порядка двух миллионов рублей ежегодно. Максимально возможная сумма кредита – 250 тысяч рублей, под 12 % годовых. Ежегодно порядка десяти предпринимателей имеют возможность получить этот бюджетный кредит, что позволяет им развивать свой бизнес. Принципиально важно, что все до единого кредиты возвращаются.

Достаточно эффективно работает система лизинга. Только в 2003 году через лизинг освоено порядка 40 миллионов рублей более чем по 30 сделкам. Развитие системы лизинга – это реальное упрощение доступа малого бизнеса к основным фондам.

Для расширения доступа к имущественным ресурсам разрабатываются и реализуются различные экономические механизмы поддержки: участие субъектов малого бизнеса в приватизации государственного и муниципального имущества, долгосрочная аренда, перевод помещений из жилых в нежилые и другие.

Обеспечивается доступ к информации по направлениям: бухгалтерский учёт и налогообложение, сертификация, лицензирование, консалтинговые услуги, техническая и нормативно-справочная информация. Предоставляется доступ к сетям маркетинговой информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах России и за рубежом, что содействует усилению межрегионального обмена товарами и услугами и выходу субъектов малого бизнеса на новые рынки.

Одной из приоритетных задач является кадровое обеспечение малого бизнеса посредством обучения предпринимательской деятельности. Основное внимание уделяется организации и проведению семинаров в районах области по организации и ведению бизнеса, а также профессиональной подготовке различных групп населения (сельское население, безработные, бывшие военнослужащие, молодёжь, женщины и др.) для работы в этой сфере.

Эффективным средством упрощения доступа субъектов малого бизнеса к потребительским рынкам является государственный и муниципальный заказ. На сегодняшний день в городе Ульяновске с помощью муниципального заказа порядка 50 % бюджетных средств на ремонт школ, больниц, продуктов питания, ремонт дорог и других работ осваивается  предпринимателями, выигравшими тендер 2. Малый бизнес начал активно завоёвывать эту нишу, превосходя муниципальные предприятия по качеству и ценам.

 

Совершенствование политики в сфере малого бизнеса

Политика в этой сфере должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки. Поэтому важное место отводится проведению исследований и созданию информационно-аналитической базы, которая позволила бы принимать обоснованные решения о целесообразности тех или иных мер.

В целях выработки единой политики в сфере малого предпринимательства проводятся семинары и конференции для служащих в сфере поддержки малого бизнеса.

Одно из серьёзных направлений поддержки малого бизнеса - развитие научно-технического потенциала, повышение инновационной активности малых предприятий. Задачей в данном направлении является дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, финансирование научных разработок в вузах, создание условий для коммерциализации результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.

В целях поступательного и эволюционного развития предпринимательства разрабатываются и реализуются программы поддержки малого бизнеса на последующие периоды.

 

Реализация территориальных и специальных программ в сфере малого бизнеса

Областные и муниципальные органы власти осуществляют совместные мероприятия по развитию предпринимательства в районах области. В результате их сотрудничества разрабатываются и реализуются территориальные программы развития бизнеса.  Осуществляется апробация механизмов поддержки малого бизнеса в районах с разным уровнем развития малого бизнеса и инфраструктуры его поддержки для последующего распространения полученного опыта на районы с аналогичным уровнем развития.

Разрабатываются специальные программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодёжи, незанятого населения, уволенных в запас военнослужащих и других категорий населения.

Разрабатываются и реализуются совместные программы с другими регионами, государствами и международными организациями. Изучается и используется передовой зарубежный опыт поддержки малого бизнеса.

 

Предложения по развитию малого бизнеса

Опыт реализации данного комплекса мер в предыдущие годы показал, что Ульяновская область на верном пути. Доля малых предприятий в общем объёме промышленного производства по итогам первого полугодия 2004 года превышает 4,5 % - это вдвое больше показателя 2000 года. Налоговые поступления в консолидированный бюджет области от субъектов малого предпринимательства только за первое полугодие 2004 года более чем в 2 раза превысили показатель всего 2000 года. Общее количество субъектов малого бизнеса достигло 40 000, а доля занятых в этом секторе экономики составила 6,5 %. Таким образом, практически по всем ключевым показателям развитие малого бизнеса в Ульяновской области характеризуется стабильным, однако недостаточным ростом. То же, впрочем, можно сказать и про экономику региона в целом.

Для устойчивого развития малого бизнеса, соответствующего общероссийскому уровню, необходим качественный толчок. Для этого нужно выделить приоритетные направления поддержки малого бизнеса с целью их реализации в рамках Программы развития малого предпринимательства в Ульяновской области на 2005-2010 г.г. Среди таких приоритетных направлений, обусловленных региональной спецификой, можно предложить нижеследующие.

            Во-первых, это производственная кооперация малого и крупного бизнеса. Государственной власти области необходимо максимально увязать интересы малого бизнеса и крупных промышленных, транспортных и строительных компаний.

             Во-вторых, это развитие инновационного предпринимательства. При той структуре региона, когда более 50 % всех налогов промышленности даёт машиностроение, когда больше половины нашего экспорта – это машины и оборудование, когда на территории области работают значительное количество конструкторских бюро, крупных промышленных предприятий, выпускающих инновационную продукцию, именно инновационное предпринимательство является одним из самых интересных и перспективных направлений развития малого бизнеса.

            Ещё одно направление – программа ипотечного кредитования и связанное с ней оживление на вторичном и первичном рынках жилья. В настоящее время очень важна поддержка Законодательного Собрания области. Если в бюджете 2005 года отдельной строкой будет выделено финансирование в размере 20 миллионов рублей на эту программу, то уже к весне 2005 года в регион будут дополнительно привлечены от 250 до 400 миллионов рублей из федерального бюджета. Около тысячи жителей региона смогут купить себе жильё. Реализация этого направления подтолкнёт к развитию риэлторские конторы и строительные компании. Тот факт, что работающие на этом рынке фирмы не покидают его, а, наоборот, развиваются, говорит о перспективности ипотечного кредитования.

Перспективное направление для развития малого бизнеса – участие в реформировании жилищно-коммунального комплекса. Сегодняшние ЖЭКи – фактически готовые в будущем частные компании с готовым сегментом рынка обслуживания. В настоящее время руководство области только подступает к данной теме и внимательно изучает опыт соседей. Как показывает практика, качество повышается, а цены за обслуживание снижаются там, где в ЖКХ возникает конкуренция. Есть убеждение, что и у нас приход малого и среднего бизнеса в ЖКХ позволит резко изменить качественные характеристики его деятельности.

            Очень важным направлением также является участие малого бизнеса в вопросах приватизации. Речь идёт о 39 областных государственных унитарных предприятий (ОГУП), которые планируется акционировать уже в будущем году. На торги будут выставлены и областные пакеты акций 17 организаций. Приход частных средств во многие ОГУПы позволит вдохнуть в них новую жизнь.

            Необходимо развивать систему кредитования малого бизнеса. Сегодня предпринимателям необходимы банки, которые бы реализовывали программы микрокредитования на максимально упрощённых условиях. Это тоже дало бы толчок развитию малого бизнеса. Важно и то, что работа через банковские кредиты даёт дополнительный "цивилизующий" эффект. Предприятия, претендующие на банковский кредит, должны иметь удовлетворяющий банк баланс, показывать реальную прибыль, сокращать долю неучтённых средств в обороте, обеспечивать финансовую прозрачность. Таким образом, развитие системы кредитования решает сразу несколько проблем.

            Ещё одно перспективное направление - частичная компенсация процентов по банковским кредитам. К сожалению, два последних года эти затраты не финансировались из бюджета, хотя эффективность их очень высока. Согласно расчётам, 1 миллион рублей, отправленный на компенсацию банковских ставок, позволяет привлечь в реальный сектор экономики 20-25 миллионов рублей 4. Это наиболее эффективный экономический путь содействия развитию малого бизнеса. На 2005 год на реализацию этого направления предусмотрено 3 миллиона рублей, то есть речь идёт о привлечении в сферу малого бизнеса дополнительно 65 – 75 миллионов рублей.

            Поддержка также должна заключаться в ликвидации административных барьеров. Административные барьеры в Ульяновске – это реальность, с которой нужно считаться. По результатам опроса руководителей 10 % всех малых предприятий региона, расходы на их преодоление колеблются в пределах 7-13 % от конечной стоимости продукции. Необходимо снизить этот показатель до уровня 3-5 %, что в итоге не только улучшит правовую среду предприятий, но и приведёт к снижению стоимости самого продукта.

Нужно разрабатывать и реализовывать целевые программы, которые могли бы содействовать развитию бизнеса в определённых отраслях. В качестве примера можно привести разработанную программу по развитию въездного туризма на территории области, согласно которой фирмы, работающие на рынке туристических услуг, при реализации целого ряда своих проектов могут рассчитывать на софинансирование из областного бюджета.

Таким образом, для устойчивого развития малого бизнеса, повышения его роли в социально-экономическом развитии Ульяновской области необходимы значительно более активные и скоординированные комплексные действия законодательной и исполнительной власти всех уровней, объединений бизнесменов, научных организаций.

 назад

 

Hosted by uCoz