ПРОБЛЕМЫ
И ПОДДЕРЖКА
МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Сальников
Олег Вячеславович
Статья
является частью научного исследования
редактора журнала. За бесплатными
консультациями и полным текстом работы «Комплекс
мер по поддержке малого
предпринимательства» Вы можете обращаться
по e-mail:
oleg_salnikov@mail.ru
1.
Проблемы малого бизнеса в России
Многие характерные
особенности малого предпринимательства
напрямую связаны с основными проблемами,
мешающими развитию нормальных рыночных
отношений и частного предпринимательства в
целом.
Их
деятельность и развитие зависит от
множества факторов, среди которых:
-
налоги;
-
законодательство;
-
экономическая ситуация в целом;
-
возможность получения кредита и его ставка;
-
платежеспособность партнёров;
-
политическая ситуация;
-
действия правительства, местных властей,
Центрального Банка;
-
уровень коррупции;
-
наличие площадей и возможность их
арендовать;
-
наличие информации, опыта и
квалифицированных кадров.
-
криминальная обстановка;
-
общественное отношение к предпринимателям
и другие.
В
2004 г. Всемирный Банк опубликовал доклад "Ведение
бизнеса: понимание правил". По его данным,
в России не самые благоприятные условия для
ведения бизнеса. Анализ возможности
ведения бизнеса рассматривался по пяти
позициям. Так, было учтено время и средства,
необходимые для того, чтобы открыть дело,
набрать и уволить рабочую силу, заключить
контракт, получить кредит и закрыть дело.
Для того чтобы открыть бизнес, в России
необходимо пройти 12 процедур, на Украине - 14
процедур, а в Белоруссии 19. В то же время, в
США необходимо пройти всего 5 процедур, а в
Канаде и Австралии – лишь 2.
По
данным Госкомстата, количество малых
предприятий в России составляет около
миллиона, общая численность занятых на них
работников – порядка 13 миллионов человек.
Таким образом, на 1000 жителей в России
приходится в 6 раз меньше малых предприятий,
чем в Германии, в 7,5 - чем в Великобритании, в
13 раз - чем в США. Более половины малых
предприятий в России сосредоточено в 8
субъектах РФ, половина от этой половины - в
Москве. Подавляющие большинство - в сфере
торговли и общепита. Доля теневого сектора
составляет от 30 до 50 % реального оборота
субъектов малого предпринимательства в
нашей стране.
Дело
в том, что малые предприятия в России в
своей деятельности сталкиваются c
большими проблемами.
Основная
проблема — недостаточная ресурсная база,
как материально-техническая, так и
финансовая. Практически государству
предстоит создать новый широкий сектор
Народного Хозяйства почти на пустом месте.
В течение десятилетий такой сектор у нас в
существенной степени отсутствовал. Это, в
частности, означало и отсутствие
подготовленных предпринимателей. У
основной массы населения, жившей в условиях
крайнего недостатка средств, не могло
образоваться резерва, требующегося для
того, чтобы начать собственное дело. Эти
средства надлежит сейчас отыскать. Ясно,
что предельно напряженный государственный
бюджет их источником стать не может.
Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но
и они крайне трудно реализуемы из-за отсутствия
у большинства из частников необходимого
залогового обеспечения и кредитных историй
Следующая
проблема - это та законодательная база,
на которую сейчас может опираться малое
предпринимательство. Пока она несовершенна,
а во многих очень существенных положениях
вообще отсутствует. На
практике до настоящего времени не решена
проблема по устранению необоснованных
административных барьеров, в первую
очередь - со стороны контролирующих (надзорных)
органов, сдерживающих развитие
предпринимательства. В 2003 году был
принят закон, устанавливающий трехлетний
мораторий на проверки контролирующими
органами предприятий малого бизнеса.
Однако запрет не распространяется на
налоговиков, таможню и милицию, а также на
внеплановые проверки, от которых "малыши"
больше всего страдают.
Еще
одна важная проблема — кадры. В России
ощущается недостаточный
уровень профессиональной подготовки
организаторов предпринимательской
деятельности.
Комплекс
непростых проблем связан и с социальной
защитой предпринимательской
деятельности. Известно, что ранее
существовавшая система социальных
гарантий и социального обеспечения в
современных условиях оказалась
практически подорванной. Требуется, по сути,
строить эту систему заново по отношению ко
всему обществу, а по отношению к
предпринимателям — новому социальному
слою — тем более.
Среди
важных проблем можно выделить и группу
трудностей, связанных с функционированием
предприятия. Сфера предпринимательства в
современной России в значительной степени криминализована.
Существует теневой сектор экономики,
показатели которого вышли за пределы
допустимых параметров вследствие большой
налоговой нагрузки на малый бизнес.
Известны многочисленные факты проявления
недобросовестной конкуренции на товарных
рынках по отношению к малым предприятиям (навязывание
невыгодных условий договоров, нарушение
установленного порядка ценообразования,
изъятие товаров с рынка с целью создания
дефицита и препятствий доступу на рынок,
установление монопольно низких цен).
Все
эти и другие проблемы являются причиной
отсутствия заметной динамики в развитии
малого предпринимательства в России,
свидетельствуют о наличии определенных
препятствий, ограничивающих реализацию
больших потенциальных возможностей
развития малого бизнеса, имеющихся в стране.
2.
Комплексный подход к поддержке малого
бизнеса
Малый
бизнес в России как самостоятельное
социально-экономическое явление
существует уже свыше 15 лет. К настоящему
времени уже разработаны законодательные и
нормативно-правовые акты, направленные на
государственную поддержку малых
предприятий с целью создания благоприятных
условий для их функционирования.
В 1995
г. был принят федеральный закон “О
государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации”, определивший общие положения
поддержки, формы и методы государственного
стимулирования, а также регулирования
деятельности субъектов малого
предпринимательства.
Периодически
разрабатываются Федеральные программы
государственной поддержки малого
предпринимательства. В них определяются
основные направления, цели и приоритеты в
данной области, включая совершенствование
законодательства, развитие системы
финансово-кредитной поддержки,
информационное и консультационное
обеспечение малых предприятий, содействие
в реализации контрактов для обеспечения
государственных нужд и др.
Меры
содействия малого бизнеса разрабатываются
и выполняются с применением комплексного
подхода к решению проблем, то есть
представляют собой совокупность
взаимодополняющих мероприятий по
государственной поддержке малого
предпринимательства, которые обеспечивают
её цельное качественное функционирование.
Если упустить один из обязательных
аспектов (организационный, экономический,
правовой или другой), то проблема не будет
полностью решена.
Реализация
комплекса мер позволяет обеспечить
поступательное развитие сектора малого
предпринимательства в стране, устранить
недостатки в системе государственной
поддержки малого бизнеса.
Комплекс
мероприятий предусмотрен в среднесрочной
Программе по поддержке малого
предпринимательства (2003-2005 г.г.). Он
подразумевает несколько взаимозависимых
направлений, реализация которых должна
вывести отечественный малый бизнес на
новый уровень развития.
а)
Совершенствование нормативно-правовых
основ регулирования малого бизнеса
Необходимо
совершенствовать нормативно-правовое
регулирование и государственную поддержку
малого предпринимательства в части:
регистрации, осуществления хозяйственной
деятельности, налогообложения и
бухгалтерского учета.
Государство
стремится уточнять и оптимизировать
критерии отнесения субъектов
хозяйственной деятельности к малым
предприятиям. В 2003 году субъекты малого
бизнеса уже были разделены на самые
маленькие, собственно малые и средние.
Предприятия с числом работающих до 9
человек считаются микропредприятиями, до 100
человек - малыми, до 250 – средними. Правда, в
отсутствие решения налоговой проблемы
такая классификация имеет больше
статистическое значение.
При
формировании федеральных целевых программ
следует предусматривать специальные
разделы, направленные на привлечение
субъектов малого бизнеса к реализации их
мероприятий.
В
бюджетах всех уровней нужно законодательно
установить обязательное выделение
отдельной строкой финансовых средств на
поддержку малого предпринимательства в
размере не менее 0,5 % от доходной части
соответствующего бюджета.
В
2005-2006 г.г. планируется проведение сплошного
статистического обследования
индивидуальных предпринимателей для
формирования сводной информации об их
количестве и структуре.
Перед
Правительством России также стоит задача
сокращения номенклатуры товаров и услуг,
подлежащих обязательной сертификации.
б)
Оптимизация налогообложения, упрощение
налоговой отчетности
Ставки
налогов должны быть снижены до уровня,
обеспечивающего баланс интересов
государства и налогоплательщика,
соответствующего реально возможной
собираемости налогов. Это обеспечит
сокращение теневого сектора экономики и
значительную декриминализацию малого и
среднего предпринимательства.
Сферу малого бизнеса
должна регулировать система
налогообложения с максимальным упрощением
исчисления налогов, сокращением их
величины, освобождением от налогообложения
средств, направляемых на развитие
производства.
Кроме того, необходимо
продолжить работу по упрощению форм
налоговых деклараций, а также
совершенствовать Налоговый Кодекс в части
применения НДС, единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности, а
также упрощенной системы налогообложения.
Напомним,
что с 2003 года вступила в силу упрощенная
система налогообложения. Однако реального
уменьшения налогового бремени не произошло,
так как под "порог" 15 миллионов рублей,
установленный законом для возможности
применения системы, попали только самые
мелкие предприятия, в основном,
индивидуальные предприниматели. Но если
ранее они платили 13% с чистой прибыли, то для
них новые ставки - как 15% с прибыли, так и 6% с
оборота - оказались выше прежних. Кроме
того, если при нормальном режиме
налогообложения перечни возможных доходов
и расходов являются открытыми, то для
малого бизнеса упрощённая система "закрыла"
перечень расходов. Если расходы "выходят"
за рамки списка, то предприниматель
вынужден оплачивать их из прибыли. Но
самый неприятный сюрприз малому бизнесу
принесло освобождение от уплаты НДС. Так
как "малыши" освобождены от уплаты
этого налога, то их партнеры не могут
зачитывать входящий НДС, то есть "малыши"
рвут посредническую цепочку и потому
являются нежелательными партнерами для
своих более крупных коллег.
Правительству
предстоит проанализировать практику
применения систем налогообложения и внести
изменения и дополнения в Налоговый Кодекс.
В отношении упрощённой системы
целесообразно рассмотреть вопрос об
изменении параметра годового дохода,
ограничивающего возможность её применения,
с 15 миллионов до 100 миллионов рублей.
в)
Упрощение доступа к финансовым ресурсам
По
мнению федеральных органов власти,
развитие системы финансово-кредитного
содействия малому предпринимательству
связано с решением задач доступности
банковских кредитов, активного участия
отечественных финансовых институтов в
кредитовании малого бизнеса. Расчёт на то,
что приемлемый уровень кредитных ставок
для “свободных предпринимателей”
сформируется самим рынком, не оправдал себя.
По экспертным оценкам банковскими
кредитами пользуется лишь 1 % малых
предприятий.
В
целях расширения возможностей доступа
малых предприятий, в том числе начинающих, к
источникам финансовых средств, необходимых
для их развития, нужно организовать
выполнение комплекса мер по следующим
основным направлениям:
1.
Разработка механизма государственных
гарантий, обеспечивающих разделение рисков
между государством, кредитными
организациями и малыми предприятиями.
2.
Развитие механизмов микрофинансирования
субъектов малого предпринимательства, в
первую очередь - микропредприятий и
начинающих предпринимателей.
3. Для
облегчения доступа субъектов малого
предпринимательства к банковскому
кредитованию необходимо развитие системы
формирования кредитных историй
предприятий, создание условий для
накопления специализированными
организациями информации, характеризующей
платежную дисциплину предприятий.
4.
Большое значение в развитии системы
поддержки малого предпринимательства
имеет сотрудничество государственных
органов исполнительной власти с
международными организациями.
г)
Развитие инновационного
предпринимательства
Малое
инновационное предпринимательство в
научно-технической сфере является наиболее
динамичным сектором инновационной
экономики, способным оперативно
реагировать на потребности рынка
наукоёмкой высокотехнологичной продукции,
мобильно перестраивать свое производство,
эффективно осваивать создание на основе
новых знаний наукоемкую продукцию и услуги.
Особую
организационную форму интеграции науки,
образования и производства представляют
собой технопарки. Эти организации
функционируют на специально отведенной
территории, где работникам предоставляется
жилье, возможность учиться, условия для
отдыха и ряд социальных льгот.
Технопарки
являются эффективным механизмом генерации
предпринимательских структур в научно-технической
сфере, соединения научной и инновационной
деятельности, соединения потенциалов науки,
производства, финансовых структур и
органов власти (особенно местной).
Несмотря
на рост числа технопарков и инновационно-технологических
центров, число малых компаний в научно-технической
сфере составляет около 40 тысяч при
ориентировочной потребности в них
несколько сотен тысяч. В последние годы
число таких малых компаний не
увеличивается. Одной из основных причин
этого является отсутствие звена
инфраструктуры, обеспечивающего создание и
развитие на начальном этапе малых компаний.
Как показывает мировая практика, этап
становления и начального развития малых
высокотехнологичных компаний не может
эффективно осуществляться без
государственной поддержки, поскольку
является затратным.
В
этой связи для стимулирования развития
малого инновационного предпринимательства
в научно-технической сфере представляется
целесообразным принять со стороны
государства комплекс первоочередных мер.
Для
оказания финансовой поддержки малым
высокотехнологичным компаниям на ранних
стадиях развития в регионах России
необходимо, используя мировой опыт,
создавать систему поддержки. Эта система
должна включать посевные, стартовые,
гарантийные и венчурные фонды, учреждаемые
с участием государства. Эти фонды должны
быть способны обеспечить инвестиции,
необходимые для развития
высокотехнологичного инновационного
бизнеса.
В
этих целях возможно использование уже
отработанного на практике механизма
осуществления поддержки малых
инновационных предприятий с участием Фонда
содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере.
Участие
Фонда в разрабатываемой схеме
предоставления государственных гарантий
может включать выявление инновационных
проектов для кредитования,
софинансирование их отдельных компонентов
и мониторинг.
Одной
из актуальных задач является создание
условий, при которых действующие
инновационные структуры могли бы решать
задачи регионального и федерального уровня
по выпуску и реализации наукоемкой,
конкурентоспособной продукции. Её решение
возможно путем создания инновационно-промышленных
комплексов, которые являются логическим
продолжением уже существующих структур
поддержки малого инновационного
предпринимательства, стимулирования
участия российских промышленных компаний в
международных выставках и мероприятиях в
сфере высоких технологий, обеспечение
государственного патронажа российского
участия.
д)
Развитие инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства
В
результате реализации федеральных и
региональных программ поддержки малого
предпринимательства создана сеть базовых
объектов инфраструктуры содействия малому
бизнесу в оказании специализированных и
комплексных услуг. В регионах России
созданы и функционируют более 1300 объектов
инфраструктуры.
Большинство
таких объектов создано на региональном
уровне, но распределение их очень
неравномерно. Есть регионы, где подобные
объекты вовсе отсутствуют или существуют
формально, в то время как в других
наблюдается насыщенность ими, что приводит
к дублированию их функций. Однако в ряде
регионов России система институтов
инфраструктуры развития
предпринимательства стала обретать черты
комплексности и завершенности.
Одним
из важных компонентов комплекса
государственных мер поддержки и развития
малого предпринимательства является
содействие в интеграции и стратегическом
партнёрстве малого бизнеса с крупными
предприятиями в интересах устойчивого
развития промышленности и научной сферы, а
также создание условий для привлечения
малых предприятий к поставкам продукции,
товаров и услуг для государственных нужд.
Информационная
поддержка предпринимательской
деятельности осуществляется различными
ведомственными, региональными и
коммерческими информационными структурами,
созданными в рамках различных проектов и
слабо взаимодействующими между собой.
Консолидацию разобщенных элементов
информационного обеспечения малого
предпринимательства целесообразно
осуществлять на базе государственных
информационных ресурсов. Примером может
служить создаваемый Минэкономразвития
России в сети Интернет “Информационный
портал малого предпринимательства”.
Ожидаемый
результат внедрения создаваемой системы –
это информационная проницаемость между
органами власти, субъектами малого бизнеса
и субъектами инфраструктуры его поддержки.
Необходимо
также развивать негосударственную
инфраструктуру поддержки частного
бизнеса. Она
может быть представлена как коммерческими,
так и некоммерческими организациями,
которые создаются в любой разрешенной
законом организационно-правовой форме. Формируя
и развивая такие организации, государство
осуществляет поддержку малого бизнеса не
только косвенно, но и напрямую – ведь
большинство их является малыми
предприятиями.
За
последние годы созданы различные
негосударственные структуры поддержки
малого бизнеса, которые оказывают все более
значительное влияние на развитие
предпринимательства. К их числу
принадлежат, например, Российское
агентство поддержки малого и среднего
бизнеса, Российская ассоциация маркетинга,
Международный фонд поддержки
инновационных предприятий «Инносоюз»,
Институт малого предпринимательства
Высшей школы экономики, общественные
объединения предпринимателей и многие
другие.
Следует
также отметить роль лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов,
производственно-технологических и учебных
центров, страховых компаний, кредитных
организаций, которые оказывают различные
услуги предпринимателям. Быстрыми темпами
развивается программа бизнес-консалтинга,
которая предусматривает создание
независимых аудиторских и консалтинговых
фирм на местах.
Таким
образом, основные функции
негосударственных структур заключаются в
следующем:
-
консультирование предпринимателей по
вопросам экономической, финансовой,
инвестиционной, налоговой,
внешнеэкономической, таможенной политики
и ведению собственного бизнеса;
-
помощь в регистрации предприятия,
лицензировании деятельности, разработке и
оформлении учредительных документов;
-
правовое обслуживание;
-
рекламные и издательские услуги.
-
реализация инновационных проектов и
программ в различных областях науки и
техники;
-
решение социально-экономических проблем
регионов путем создания малых наукоёмких
и высокотехнологичных производств.
е)
Использование государственного и
муниципального имущества для развития
малого бизнеса
В
настоящее время основная задача в этой
сфере - обеспечение постоянного обновления
сведений, содержащихся в реестре
федерального имущества, передаваемого в
пользование субъектам малого
предпринимательства по тем или иным
основаниям, и контроль за его
использованием.
Необходимо
сохранить и развивать действующие
механизмы, такие как:
порядок
принятия решений о сдачи в аренду
федерального имущества;
при
регистрации аренды объектов федеральной
собственности обязательно требовать
свидетельство о внесении его в реестр
федерального имущества;
контроль
за использованием по назначению и
сохранностью федерального имущества,
используемого малыми предприятиями.
Почти
все субъекты России в соответствии с
рекомендацией Правительства приняли
нормативные акты, устанавливающие
аналогичный порядок учета
государственного имущества. Установлен
схожий порядок учета и большинством
муниципальных образований. Это облегчает
доступ к информации по объектам различных
форм собственности, необходимого для
создания или развития малого
предпринимательства.
Малым
предприятиям, на которых производство
собственной продукции составляет не менее
75 % общего объема реализуемых ими товаров и
услуг, установлена арендная плата за
использование государственного и
муниципального имущества на уровне
бюджетных организаций.
Многие
регионы ввели для индивидуальных
предпринимателей и малых предприятий
понижающие коэффициенты при определении
стоимости аренды. Они устанавливаются в
отраслях, развитие которых наиболее
востребовано в регионе, таких как
общественное питание, бытовое обслуживание,
строительство, медицинские услуги.
Несмотря
на принимаемые меры по повышению
эффективности управления государственной
собственностью, остаются нерешенными
многие проблемы, которые должны быть решены
с помощью следующих мер:
Предоставление
доступа малых предприятий к новым
имущественным ресурсам (в том числе
введение его в оборот и приватизация для
малых предприятий), имея в виду такие
механизмы:
-
доступ к информации о конкретном адресе и
условиях предоставления площадей, которые
предполагается передать или сдать в аренду;
-
упрощенные процедуры заключения договоров
аренды, разрешительных документов;
-
установление детальных процедур
предоставления объектов недвижимости.
Например, передача помещений в аренду, в
доверительное управление, достройка
объектов недвижимости, их консервация. Этот
вопрос необходимо законодательно
урегулировать.
Законодательно
установить на весь срок договора аренды
правило, по которому стоимость аренды будет
устанавливаться фиксировано (с учетом
инфляции), при этом минимальный срок аренды
должен быть не менее трех лет.
назад
|