РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ
ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ
ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Бесхмельницын
Михаил
Ситуация
с обеспечением населения России жильем в
настоящее время является довольно сложной.
Один из наиболее острых моментов
заключается в том, что большинство граждан,
проживающих в ветхих и аварийных домах, не
в состоянии самостоятельно приобрести или
получить на условиях найма жилье
удовлетворительного качества.
Современные
преобразования в этой области были начаты в
рамках государственной целевой программы «Жилище»,
одобренной постановлением Совета
министров — Правительства РФ от 20 июня 1993 г.
№ 595. В результате осуществления намеченных
мер созданы правовые и организационные
основы государственной жилищной политики,
определены ее приоритетные направления и
отработаны механизмы их реализации. За
прошедший период принято более 230 законодательных
и иных нормативных правовых актов,
регулирующих вопросы, связанные с жилищным
строительством и ЖКХ, обеспечением прав
собственности и сделками в данной сфере.
Проведенные
мероприятия позволили осуществить поворот
от планово-административных методов
регулирования к рыночным механизмам при
соблюдении социальных гарантий жилищных
прав малоимущих граждан и иных категорий
населения, установленных российским
законодательством. Право собственности на
жилье, а также рынок жилья стали
неотъемлемой частью отношений нашей жизни.
При этом кардинальным образом изменилась
структура жилищного фонда по формам
собственности — создан новый слой
собственников как социальная база реформы
в данной сфере. Кроме того, в рамках реализации
централизованной политики в других
областях (демографической, миграционной и т.д.)
государством принимаются обязательства по
содействию в улучшении жилищных условий
некоторым категориям граждан.
Нерешенные
проблемы
Однако
ряд поставленных задач осуществить в
полном объеме не удалось. Кроме того,
появились новые
проблемы, требующие обязательного решения.
Основной
их является недостаток государственных
средств. В связи с резким ухудшением в 90-е
годы общей экономической ситуации были
значительно снижены государственные
капитальные вложения в строительство жилья,
а его ввод за счет средств населения
сдерживается низким уровнем доходов.
Остается нерешенной и проблема обеспечения
доступности жилья для граждан с разным
уровнем дохода.
Свертывание
объемов строительства государственного и
муниципального жилья и соответственно
уменьшение количества квартир,
предоставляемых очередникам бесплатно,
приватизация большей части жилищного
фонда и переход на рыночные принципы
функционирования оказались не обеспечены
необходимыми юридическими нормами, а также
финансовыми и организационными мерами.
Права квартиросъемщиков остаются
практически равнозначными правам
собственников, что подтверждается резким
замедлением в последние годы темпов
приватизации жилья. Отсутствие реальных
договорных отношений препятствует
осуществлению прав и тех и других.
Очень
медленно развивается частный арендный фонд,
отсутствуют механизмы долгосрочного
ипотечного кредитования граждан на
приобретение жилья, что в перспективе может
серьезно ограничить миграционные процессы
и развитие рынка рабочей силы.
В
рассматриваемой сфере до сих пор величина
расходов, связанных с оформлением сделок,
составляет значительную долю от стоимости
жилья (до 10%), а процедура их оформления
занимает длительное время. Решение этой
проблемы требует участия федерального
центра в определении соответствующих прав
граждан (собственности, найма, аренды,
ипотеки) и выработке механизмов их
реализации, а также прав малоимущих граждан
на обеспечение жильем бесплатно или за
доступную плату по договору социального
найма и на получение субсидий. Нужно разработать
законодательные основы развития
инфраструктуры рынка жилья и кредитно-финансовых
механизмов приобретения его гражданами.
Отмечу, что существующая в большинстве
регионов страны система
праворегулирования и землепользования не
стимулирует привлечение частных
инвестиций в жилищное строительство.
Возможности
рационального перераспределения
жилищного фонда и объемы нового
строительства в целом не соответствуют
платежеспособному спросу населения. Решение
этой проблемы требует участия федерального
центра в формировании необходимой
нормативно-правовой базы с целью упрощения
процедур предоставления земельных участков
под застройку и получения разрешения па
строительство и создания иных благоприятных
условий для привлечения инвестиций.
Ранее
принятые решения во многом не
соответствуют бюджетным возможностям государства,
что снижает не только уровень обеспечения
социальных гарантий, но и степень доверия
граждан к ним. Следует уточнить и
обязательства государства по обеспечению
жилыми помещениями отдельных категорий
граждан, а также сформировать единые
принципы и механизмы оказания поддержки
различным слоям населения за счет
бюджетных средств.
Общие
характеристики состояния жилищной сферы
Жилищный
фонд страны сегодня насчитывает свыше 2850
млн. м2, в том числе муниципальный -
642,5 млн. (22,5 %), государственный - 199,2 млн. (7%),
частный - 1980 млн. (69,4%),общественный- 1,5 млн.
(0,1%), смешанной формы собственности — 29,6
млн. м2 (1%).
Средняя
обеспеченность жильем одного гражданина
России составляет 19,9 м2 в том время
как в Швеции и Канаде — 40, а в США — 70. По
оценке Госкомстата, размер жилой площади,
приходящейся на одного россиянина,
постоянно увеличивается. Так, в 1998 г. по
сравнению с 1990 г. он вырос на 14,6% (с 16,4 до 18,8 м2),
а в 2002 г. по сравнению с 1998 г. - на 5,8%.
Однако за 1998-2002 гг. жилищный
фонд страны расширился лишь на 4,2%, а показатель
обеспеченности жильем улучшился в
значительной степени за счет уменьшения
численности населения (на 1,02%). Очередь
нуждающихся в жилье включает 4,5 млн. семей.
Для большинства россиян она по времени
растягивается на 15-20 лет, и лишь треть
ожидающих обеспечивается жильем в течение
10 лет.
В
последние годы (с 2000 г.) в жилищном
строительстве наметилась положительная
тенденция роста, хотя количество вводимой
площади по-прежнему остается ниже уровня 1990
г: так, в 2002 г. введено 33,8 млн. м2 (54,7% от
объема 1990 г.), в 2003 г. - 36,3 млн. м2 (58,8%).
Отмечу, что за три последних года стоимость
жилья на первичном рынке возросла на 50, а
на вторичном рынке — даже на 70%. В объеме
ввода существенно повысилась доля жилых
домов, построенных населением за свой счет
и с помощью кредитов (с 9,7% в 1990 г. до 41,9% в 2003 г.).
Общая
потребность в жилье сегодня составляет 1,57
млрд. м2, т.е. имеющийся жилищный фонд
должен быть увеличен более чем в 1,5 раза.
Одновременно следует решать и проблему
замены ветхого и аварийного жилищного
фонда, поскольку в стране около 62% жилых
домов старше 30 лет, а износ жилого фонда в
среднем составляет 60%, причем ветхий и
аварийный фонд постоянно растет.
Несколько
общих замечаний о роли государства
В
условиях переходного периода развитие жилищной
сферы невозможно без участия федерального
центра как через совершенствование
законодательной и нормативно-правовой базы
и стимулирование проведения на местах
соответствующих организационных мероприятий,
так и через непосредственное использование
средств государственного бюджета для
решения некоторых основных задач.
Осуществление
принципа доступности жилья, восстановление
социально оправданного соотношения
доходов граждан и стоимости приобретения,
оплаты содержания и ремонта жилища
являются важнейшими направлениями
воздействия государства на экономические
процессы в данной сфере.
Для
сравнения: в 1987 г., который был пиковым для
жилищного строительства в СССР, этот
показатель составлял 80 млн. м2.
Одна из самых
распространенных на практике форм
государственного участия в реализации
гражданами права на жилье - предоставление
его по договору социального найма в домах
государственного и муниципального
жилищного фонда. В России
предусматривается и в дальнейшем сохранить
практику бесплатного предоставления
такого жилья наиболее нуждающимся
категориям граждан, хотя и не в таких
объемах, как это было прежде.
Сегодня
государственная поддержка в вопросах
обеспечения жильем должна, прежде всего,
быть ориентирована на нужды как социально
незащищенных групп населения, так и
основной части работающих, располагающих
средними доходами (накоплениями) и имеющими
жилье в собственности в результате
бесплатной приватизации. Главным способом
решения жилищной проблемы для последних
должно стать долгосрочное ипотечное
кредитование. В настоящее время в России
появились предпосылки для его организации.
Федеральная
целевая программа «Жилище»
Преобразования
в рассматриваемой сфере осуществляются в
рамках государственной (ныне — федеральной)
целевой программы «Жилище», срок действия
которой рассчитан на 2002-2010 гг. На
финансирование программы из федерального
бюджета намечено направить 137,5 млрд. руб.,
при этом размер государственных
капвложений составит 136,5 млрд., а на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы будет направлено
70,5 млн. руб.
В
программе реализуются некоторые новые
подходы к содержанию государственной
жилищной политики. Они, в частности,
заключаются в следующем:
-
определены четыре стержневых направления
продолжения преобразований - ЖКХ,
обеспечение доступности жилья, жилищное
строительство, текущие обязательства государства
по обеспечению жильем отдельных категорий
граждан;
-
роль государства ограничена регулированием
отношений в области осуществления прав на
недвижимость, установлением строительных
норм и правил и основных принципов
градорегулирования;
-
средства федерального бюджета намечено
направлять исключительно на обеспечение
жильем определенных категорий граждан и
социальную защиту населения в соответствии
с законодательством РФ. Органы местного самоуправления
должны отвечать за содержание и
использование муниципального жилищного
фонда.
В
качестве наиболее эффективной формы
исполнения государством обязательств по
обеспечению граждан жильем выбрано
предоставление бюджетных субсидий на
приобретение жилья с задействованием механизма
жилищных сертификатов.
Цель
программы — улучшение жилищной
обеспеченности и условий проживания
населения — соответствует Градостроительной
хартии СНГ. Последняя (подписана в Минске 4
июня 1999 г.) разработана с учетом положения
ряда международных актов: программы «Повестка
дня на XXI
век», которая была принята на международной
конференции ООН по окружающей среде и
развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), а также
документов Международной конференции ООН
по устойчивому развитию населенных пунктов
ХАБИТАТ II
(Стамбул, 1996 г.), материалов заседаний
Комиссии ООН по населенным пунктам (Найроби,
1997 г.) и т.п.
Мероприятия
ФЦП «Жилище», связанные с финансированием
из федерального бюджета, направлены на
исполнение государственных обязательств
по обеспечению жильем отдельных категорий
граждан. Большинство из них будет
реализовано в рамках самостоятельных
подпрограмм.
1.
Существующая практика подтвердила, что
наиболее эффективная форма исполнения
государством своих обязательств в данной
сфере — предоставление гражданам
бюджетных субсидий на приобретение жилья с
использованием механизма сертификатов. Это
направление реализуется через федеральную
целевую программу «Государственные
жилищные сертификаты» (ГЖС). Ее целью
является обеспечение постоянным жильем
граждан, уволенных или увольняемых с
военной службы, из органов внутренних дел,
учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции РФ, а также
граждан, подлежащих переселению из
закрытых и обособленных военных городков,
путем предоставления им бюджетных
субсидий в виде ГЖС.
За
1998-2002 гг. намечалось выдать 210 тыс.
сертификатов (в том числе: 160 тыс. — уже
уволенным и 50 тыс. — увольняемым с военной
службы). В реальности за этот период
выпущено около 102 тыс. сертификатов: 1998 г. —
12,8 тыс.; 1999 г. - 16,3 тыс.; 2000 г. - 25 тыс.; 2001 г. -21,3
тыс.; 2002 г. - 27 тыс. В 2003 г. выдано 18 тыс.
сертификатов. За указанные годы на
финансирование программы из федерального
бюджета было направлено 39,7 млрд. руб.
Срок
действия данной программы продлен до 2010 г.
Объем предусматриваемых расходов на ее
выполнение в 2004-2010 гг. за счет средств
федерального бюджета превышает 114,5 млрд.
руб. Исходя из планируемого финансового
обеспечения расчетное число граждан,
получивших сертификаты, должно составить
125 тыс. семей.
2.
На обеспечение
жильем граждан,
принимавших участие в ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС и
производственном объединении «Маяк», а
также ветеранов подразделений особого
риска нацелена подпрограмма «Обеспечение
жильем участников ликвидации последствий
радиационных аварий и катастроф». Ее
финансирование в 2002-2010 гг. за счет средств
федерального бюджета запланировано на
уровне 1,24 млрд руб. Кроме того, органам
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного
самоуправления, заинтересованным
в реализации
подпрограммы, рекомендуется принять
участие в ее финансировании за счет средств
соответствующих бюджетов.
3.
Немаловажное значение придается
подпрограмме «Обеспечение жильем беженцев
и вынужденных переселенцев в Российской
Федерации», в рамках которой осуществляется
государственное обеспечение жильем
вынужденных переселенцев, имеющих в
соответствии с жилищным законодательством
право на первоочередное и внеочередное его
получение. Объем предусматриваемых по ней
расходов из федерального бюджета - 8 млрд.
руб.
4.
С помощью отдельной подпрограммы
реализуется Федеральный закон «О жилищных
субсидиях гражданам, выезжающим из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей», на что предусмотрено выделение
14,23 млрд. руб. из федерального бюджета.
Жилищные субсидии предоставляются в
зависимости от стажа работы в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях в
размере от 75 до 100 % средней рыночной
стоимости 1 м2 общей площади жилья.
5.
Подпрограмма «Обеспечение жильем
граждан Российской Федерации, подлежащих
отселению с комплекса «Байконур» касается
увольняемых и уже уволенных военнослужащих,
проходивших службу в Вооруженных Силах
Российской Федерации на территории
данного космодрома, а также россиян,
постоянно работающих на нем. Указанным
категориям граждан
за счет
средств федерального бюджета
предоставляются безвозмездные субсидии на
приобретение жилья, в том числе путем
выдачи ГЖС.
В
соответствии с названной подпрограммой
строительство жилья финансируется с
использованием государственных инвестиций,
а также внебюджетных средств. В 2002-2013 гг.
предусматривается обеспечить жильем 8106
семей (22877 человек), в том числе за счет
федерального бюджета — 6487 семей (около 80%
общего числа семей, подлежащих отселению).
Общий объем финансирования составляет 2388,3
млн. руб., из них средства федерального
бюджета - 1909,8 млн. руб.
6.
Задачей подпрограммы «Обеспечение
жильем молодых семей» является создание
системы государственной поддержки молодых
семей в решении их жилищных проблем в целях
улучшения демографической ситуации в
стране. Общий объем финансирования — 173,4
млрд. руб. Из федерального бюджета предусмотрено
затратить лишь 536 млн.
руб. (0,3%). Кроме того, в рамках реализации
региональных программ предполагается
выделить не менее 68,8 млрд. руб. (39,7%) из
бюджетов субъектов Российской Федерации, а
также привлечь около 104 млрд. (60%) внебюджетных
средств, 43 млрд. руб. (24,8%) из которых должны
составить личные средства граждан (молодых
семей).
7.
Цель подпрограммы «Переселение граждан
Российской Федерации из ветхого и аварийного
жилищного фонда» — обеспечение жильем
граждан, проживающих в домах, признанных
непригодными для постоянного проживания.
Данной подпрограммой намечено осуществить
до 2010 г. ликвидацию существующего
аварийного жилищного фонда. На эти цели
предусматривается направить 32,0 млрд. руб., в
том числе из федерального бюджета - 845,0 млн.
(2,6%), бюджетов субъектов Российской
Федерации - 18,35 млрд. (57,4), внебюджетных
средств — 12,8 млрд. (40,0%), из них средства
предприятий и организаций составят 9,41
млрд., кредитные средства - 3,12 млрд.,
средства населения - 0,27 млрд. руб.
8.
Продолжается реализация мероприятий
программы по
обеспечению жильем
иных категорий населения. Объем расходов на
эти цели за счет средств федерального
бюджета предусмотрен в размере 4,4 млрд. руб.
В частности для сохранения и развития научного
потенциала страны государство оказывает
поддержку в решении жилищной проблемы
молодым ученым.
9.
Подпрограмма «Реформирование и
модернизация
жилищно-коммунального комплекса
Российской Федерации» направлена на
повышение устойчивости и эффективности
функционирования данного комплекса,
улучшение качества оказываемых им услуге
одновременным снижением нерациональных
затрат (в том числе за счет реализации
мероприятий по энергосбережению). Еще одна
задача, решаемая с помощью этой
подпрограммы, адресная социальная зашита
населения в части оплаты жилищно-коммунальных
услуг.
Неотъемлемыми
частями подпрограммы является система мер
по повышению инвестиционной
привлекательности отрасли на основе
развития рыночных механизмов ее
функционирования и мероприятия по финансовой
стабилизации, включая решение проблемы
накопленной задолженности. В ее рамках
бюджетные средства выступают не только
источником капитальных вложений, но и
инструментом, позволяющим отработать и
запустить рыночные механизмы финансирования
отрасли, которое в будущем станет
осуществляться преимущественно за счет
частных прямых и заемных инвестиций. Общий
объем средств на реализацию под
предусматривается в сумме 510,47 млрд. руб., из
них из федерального бюджета - 4,93 млрд.
Представленными
подпрограммами определены основные
направления и объемы использования
бюджетных средств по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан и повышению
эффективности жилищно-коммунального
комплекса. По итогам реализации программы
«Жилище» за 2003 г. можно отметить, что
некоторые включенные в нее подпрограммы
выполнялись весьма успешно. Прежде всего,
это относится к подпрограмме «Государственные
жилищные сертификаты» — она получила
необходимое финансирование из
федерального бюджета, разработана ее
новая концепция, упорядочен контроль и учет
использования сертификатов. Подпрограмма
«Обеспечение жильем молодых семей» при
федеральном финансировании в 0,5 млрд. руб.
смогла консолидировать около 13 млрд.
региональных, муниципальных и иных
средств. В 2004 г. планировалось привлечь 16
млрд. руб. и обеспечить жильем 33,2 тыс.
молодых семей, что предоставит им
возможность жить и растить детей в
достойном, комфортном жилье.
Ипотека
В
сложившейся экономической ситуации особую
актуальность приобретает развитие
механизмов ипотечного жилищного кредитования,
что, с одной стороны, будет способствовать
увеличению платежеспособного спроса на
квартиры и развитию жилищного
строительства, а с другой - позволит улучшить
жилищные условия россиян, и, следовательно,
повысить качество жизни населения, что
положительно скажется на социальной
обстановке в стране. Опыт развитых государств
свидетельствует о перспективности таких
механизмов. В России ипотека только
начинает формироваться.
Образованное
правительством в октябре 1997 г. открытое
акционерное общество «Агентство по
ипотечному жилищному кредитованию» со 100%-ным
государственным капиталом (далее -
Агентство) призвано содействовать
формированию рынка долгосрочного
ипотечного жилищного кредитования в
России. Единственный его акционер -
правительство.
Перед
Агентством поставлена задача создать
условия для развития массового
кредитования населения на приобретение
жилья с помощью механизма привлечения
долгосрочных финансовых ресурсов в жилищную
сферу. На него также возложена функция
рефинансирования ипотечных кредитов. В
частности, по его заимствованиям
предусмотрено предоставление государственных
гарантий в размере до 9 млрд. руб., а также
финансирование за счет средств бюджетов
всех уровней жилищных субсидий на оплату
жилищно-коммунальных услуг.
Счетная
палата РФ регулярно проводит проверки
деятельности данного акционерного
общества и предоставления государственных
гарантий за счет средств федерального
бюджета на развитие ипотечного жилищного
кредитования. Так, по результатам проверки,
проведенной Счетной палатой в 2001 г.,
Минимуществом РФ был сделан вывод о недостаточно
активном осуществлении Агентством
уставной деятельности и, как следствие,
низком доходе от нее.
В
настоящее время в России общий риск
ипотечного кредитования достаточно высок,
и многие банки не занимаются данным видом
деятельности. Поэтому одной из целей
создания федеральной системы ипотечного
жилищного кредитования было
перераспределение рисков между
участниками процесса ипотеки таким образом,
чтобы риск каждого из участников был
адекватен собственному капиталу и
ожидаемой доходности. Абсолютно
необходимое условие для ее реализации —
принятие части рисков федеральным и
региональными бюджетами. Названная
функция является важным направлением
государственной поддержки системы ипотечного
кредитования.
Практика
поддержки со стороны государства в
развитии ипотечного кредитования присутствует
в опыте ряда развитых стран. Она
оказывается как кредиторам, так и гражданам-заемщикам,
и особенно на этапе становления системы
ипотеки. Однако таких больших масштабов,
как у них, ипотека в России, на мой взгляд, в
обозримом будущем не достигнет.
У
нас имеется четыре серьезных тормоза
развития ипотеки:
-
бедность подавляющего большинства
населения. Даже те, кто имеет работу и
добросовестно трудится всей семьей, не
может при существующем постоянном и
повсеместном росте цен как на жилье, так и
в целом на товары и услуги, заработать на
сносное жилье;
-
отсутствуют долгосрочные дешевые кредиты;
-
затруднен доступ к ипотеке тем, кому платят
по «серой» схеме;
-
существует дефицит нового жилья. Квартиры
раскупаются без ипотечного кредита еще на
этапе строительства, потому что цена на
этом этапе значительно ниже, чем после
ввода дома в эксплуатацию. А недостроенную
квартиру (дом) в залог не берут.
На
фоне недостаточного для удовлетворения
спроса ввода жилых домов и высоких темпов
роста удельного веса ветхого и аварийного
жилого фонда ситуация с внедрением
массового ипотечного кредитования
осложняется тем, что рынок жилья является
неликвидным (длительная процедура
регистрации, несовершенство налоговой
системы, недостаточное качество работы
риэлторов). Именно поэтому особую актуальность
в сложившейся ситуации приобретает
развитие механизмов ипотечного жилищного
кредитования, в том числе совершенствование
нормативно-правовой базы. Так, новые
решения содержатся в подписанном в
августе 2004 г. Федеральном законе «О
накопительно-ипотечной системе жилищного
обеспечения военнослужащих». В нем
предусматривается переход от накопления
обязательств по предоставлению жилья
военнослужащим к накоплению реальных
финансовых средств для их жилищного
обеспечения.
Для
существенного увеличения количества
объектов и повышения качества жилищного
строительства, а также развития рынка жилья
прежде всего необходимо снять существующие
организационные, административные
нормативно-правовые ограничения. С этой
целью был подготовлен пакет из 27 законопроектов,
направленных на повышение платежеспособного
спроса населения, снижение процентных
ставок по ипотечным кредитам, увеличение
предложения в данном секторе рынка,
уменьшение издержек по сделкам, а также
защиту прав собственности на жилье и прав
граждан, вкладывающих средства в его
строительство.
В
конце 2004 г. были приняты: новый Жилищный
кодекс, законы «О жилищных накопительных
кооперативах», «О кредитных историях», «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об
ипотечных ценных бумагах», «О внесении
изменений в Гражданский кодекс Российской
Федерации и Федеральный закон «О
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним», «Об
участии в долевом строительстве
многоквартирных домов и иных объектов недвижимости
и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации»,
«О внесении изменений в Федеральный закон
«Об ипотеке (залоге недвижимости)» и
другие, определяющие правовые,
экономические и организационные основы
деятельности по привлечению и использованию
денежных средств граждан на приобретение
или строительство жилых помещений.
Указанные
законы можно разделить на 5 блоков:
-
первый (базовый) блок — новый Жилищный
кодекс предлагает три варианта использования
жилья: частная собственность, коммерческий
и социальный наем;
-
второй направлен на создание условий для
развития ипотеки и других форм жилищного
финансирования;
-
третий нацелен на формирование условий
для увеличения объемов жилищного
строительства;
-
четвертый касается отмены налога на
добавленную стоимость операций по
реализации жилых помещений и земельных
участков, а также снижения налогов на
прибыль и подоходного налога при
инвестициях в ипотечные ценные бумаги;
-
пятый блок законов сориентирован на
упрощение сделок с недвижимостью.
Принятие
этих законов позволит увеличить ввод
жилья до 70-80 млн. m2
ежегодно и
довести обеспеченность им до 21,7 м2 на
человека.
По
прогнозным оценкам правительства к 2010 г. в
30 раз вырастут и объемы жилищного
кредитования (до 350 млрд. руб.).
На
сегодня главная задача состоит в том, чтобы
эти законы заработали.
назад
|