Nota Bene - Экономический интернет-журнал - Архив Статей;

                     

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 

РОССИИ В ПРЕДДВЕРИИ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

 

Тютюшкина Гельнур Самигулловна

 

В условиях динамичного развития российской экономики, протекающего на фоне широкомасштабных общемировых интеграционных процессов, в которых отечественные предприятия вынуждены уже сегодня вести конкурентную борьбу на рынке не только между собой, но и с западными производителями, неизбежной составляющей деятельности экономических субъектов становится ведение активной инновационной деятельности.

Актуальна эта задача и для отечественных предприятий легкой промышленности, для которых вступление России в ВТО должно послужить особым стимулом к инновационным преобразованиям с учетом всех факторов как положительного, так и отрицательного характера, связанных с данным интеграционным процессом.

При этом, выбирая путь инновационного развития, необходимо учитывать, что сегодня сфера существования на рынке предприятий легкой промышленности связана с целой группой макроэкономических и отраслевых факторов риска, в том числе продуцированных, и перспективами постепенного вступления России в единое мировое экономическое пространство, в условиях которого предприятиям этой сферы придется осуществлять свою деятельность и в дальнейшем. И от того, насколько выбранная стратегия развития будет адекватна открывающимся перспективам, будет зависеть не только успешность реализации инновационного проекта развития конкретного предприятия, но и жизнеспособность отрасли в целом.

Несмотря на то, что во всем мире именно рост производства продукции легкой промышленности (вслед за развитием пищевой отрасли) свидетельствует об успешном переходе от посткризисной стадии развития экономики к динамичному росту, в настоящее время, в преддверии вступления в ВТО, более характерным явлением для российской действительности является сокращение и ликвидация отечественных предприятий легкой промышленности, чем их профильная модернизация или развитие. Такое положение связано как с особенностями государственной политики в отношении отрасли, которая характеризуется сегодня состоянием неопределенности в выборе путей развития, так и со сложившимися традициями работы предприятий данной сферы, для которых устоявшейся проблемой является слабое применение принципов активного функционирования в рыночной среде.

В результате на сегодняшний момент деятельность предприятий легкой промышленности связана с целой совокупностью рисков фундаментального и генетического характера. Предприятия должны учитывать их при разработке концепции инновационного развития в современных условиях, успешно существовать в которых можно за счет выбора адекватной стратегии развития.

Сегодня возможные пути инновационного развития отечественных предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере производства и реализации продукции легкой промышленности, сводятся к выбору одной из общепринятых в мировой практике данной экономической сферы стратегий деятельности:

1) фокусирование на функциях производственного оператора;

2) фокусирование на функциях дизайнерско-сбытового комплекса;

3) организация комплексного производства и сбыта;

4) развитие собственной брендовой торговой сети.

Таким образом, у инновационно активных предприятий легкой промышленности есть четыре базовых варианта стратегии развития, в рамках которых осуществляют свою деятельность предприятия во всем мире.

Озаботившись задачей выживания и получения желаемого результата деятельности после вступления России в ВТО, реализовывать инновационные разработки они могут в рамках одной из следующих форм выбранной стратегии бизнеса:

 1) организация предприятия по принципу производственного оператора, ориентированного на формирование прибыли за счет инноваций в сфере оказания услуг по выполнению заказов (то есть работающих в рамках концепции «бизнес для бизнеса»),

2) организация бизнеса по принципу самостоятельного дизайнерско-сбытового комплекса: предприятие сосредоточено на разработке модельного ряда изделий и ответственно за их сбыт, при активном привлечении в качестве технического исполнителя продукта сторонних производственных операторов;

3) организация бизнеса по принципу единого конгломерата дизайнерско-сбытовой и производственной структур: деятельность последней ориентирована на обслуживание собственных нужд предприятия;

4)  создание собственного торгового дома с собственной брендовой политикой, чья деятельность сосредоточена на самостоятельном выборе дизайнерских марок и получении прибыли за счет создания добавочной стоимости товара в системе их продаж через собственные брендовые сети.

При этом нужно иметь в виду, что независимо от выбора той или иной стратегии предприятия легкой промышленности неизбежно будут сталкиваться с определенной совокупностью рисков при осуществлении деятельности, сущность и значение которых для различных концепций инновационного развития мы рассматриваем ниже.

При существующем выборе концепций инновационного развития отечественные предприятия легкой промышленности при переходе России в пространство ВТО будут сталкиваться как с общей для всех концепций развития группой рисков, так и с имеющей большее или меньшее влияние на деятельность предприятия в зависимости от выбранного направления развития.

Совокупно характеристика стратегий, которые могут рассматриваться отечественными предприятиями легкой промышленности с выделением наиболее критичных рисков как перспективных вариантов развития в условиях функционирования в условиях ВТО, представлена далее.

 

1) Концепция инновационного проекта

Организация производства по принципу производственного оператора

Организация единой системы разработки-производства и распространения товара

Создание собственного дизайнерско-сбытового комплекса

Организация самостоятельной сбытовой сети

 

2) Критические факторы успеха

Высокое качество исполнения заказа; оперативность; соответствие требований оборудования требованиям заказчика (современное технологическое оборудование и технологии)

Успешная маркетинговая ориентация дизайнерского департамента во взаимосвязи со способностью производственно-сбытовых сетей удовлетворять потребности по качеству и оперативности исполнения; высокий уровень менеджмента на предприятии в целом

Успешная маркетинговая ориентация дизайнерского департамента

Грамотно выбранная концепция продаж товара; успешно выбранная система взаимоотношений с поставщиком товара

 

3) Операционные риски

Риск выпуска продукции, не соответствующей по качеству требованиям заказчика из-за отсутствия соответствующей технологической базы; риск невозможности принятия заказа в производство из-за отсутствия требуемой квалификации персонала

Риск отсутствия достаточного количества квалифицированного персонала; риск отсутствия в производственной системе предприятия технологических элементов, позволяющих включать модель в разработку; риск ошибок в выборе производственного сырья и фурнитуры

Риск срыва запуска коллекции в продажу из-за нарушения обязательств со стороны производственных операторов, в том числе из-за перегрузки производственного оператора

Риск неэффективной организации торговой точки и выбора месторасположения; риски курсового колебания валют

 

4) Фундаментальные риски

Риск неритмичности загрузки производства из-за высокой зависимости от заказчика; риск высоких издержек производства; риск потери рынка в связи с растущей конкуренцией со стороны азиатских и латиноамериканских стран

Риск неокупаемости проекта из-за высокого уровня постоянных издержек; риск потери рынка в связи с общемировыми интеграционными процессами, в том числе вступлением в ВТО; риск подчинения деятельности комплекса одной из функций конгломерата в ущерб выполнения другой

Риски, связанные с высокой зависимостью спроса от потребительских предпочтений; риск неконкурентоспособности из-за роста цен и пошлин на импортный ценообразующий товар

Риск ошибки в прогнозировании потребительских предпочтений; риск выбора неверной целевой аудитории; риск увеличения издержек на формирование склада

 

5) Основные достоинства

Отсутствие необходимости нести риск реализации конечной продукции; гарантированный доход от заключенного заказа; отсутствие ответственности за неверно выбранную дизайнерскую концепцию

Возможность максимального извлечения прибыли за счет формирования добавочной стоимости на всех стадия создания и реализации продукта внутри компании; полный контроль над всеми стадиями создания продукта

Отсутствие необходимости содержания больших производственных площадей и технологического парка оборудования

Отсутствие затрат на разработку коллекции и производство и связанных с этим рисков

 

6) Основные недостатки

Сдержанный уровень рентабельности производства (заработок на технике исполнения, а не на продаже концепции)

Высокий уровень постоянных расходов; единоличное несение всей совокупности рисков; ограничения технологических решений

Затраты на формирование прибыли в системе стороннего производственного оператора

Невозможность покрыть убыток за счет других видов деятельности

 

Таким образом, в преддверии вступления в ВТО предприятия легкой промышленности вынуждены выбирать приемлемые для них формы инновационной деятельности не только с учетом фундаментального для данной отрасли риска изменчивости потребительского спроса, но и рисков, связанных со сложившимися тенденциями развития отрасли в России в настоящее время в целом, а также рисков, вызванных усиливающейся конкуренцией в связи с переходом России к политике активного участия в мировых интеграционных процессах.

 назад

 

Hosted by uCoz