Nota Bene - Экономический интернет-журнал - Архив Статей;

                     

АНАЛИЗ СФЕРЫ УСЛУГ США: ФАКТОРЫ УСКОРЕНИЯ ДИНАМИКИ

 

Демидова Людмила Степановна

 

В современных условиях сфера услуг (или тре­тичный сектор) образует ядро постиндустриаль­ной экономики и во многом определяет ее основ­ные макроэкономические параметры.

Данная сфера функционально крайне разнородна и включает широчайший спектр отраслей - от транспорта, связи, торговли до финансовых, де­ловых и бытовых услуг, образования, науки, здра­воохранения, культуры. Тем не менее, они объе­диняются как формой конечного продукта в виде услуги, так и рядом общих черт и закономернос­тей хозяйственного развития. Особый интерес представляет сфера услуг США, лидирующая в развитом мире по многим показателям и позитив­ному воздействию на общехозяйственные про­цессы.

Анализ основных факторов ускорения дина­мики отраслей услуг в последние десятилетия, ее количественных и качественных аспектов позво­ляет более полно раскрыть ряд общих законо­мерностей и специфических особенностей эконо­мического роста на постиндустриальной стадии.

 

Источники экономического роста

Опережающий рост производства услуг и рас­ширение его позиций в структуре экономики - од­на из главных тенденций хозяйственного разви­тия США, как и многих других стран, в прошлом веке. В основе высокого динамизма третичного сектора хозяйства  лежит базовая закономерность развития общества - возвышение его потребностей по мере прогресса производительных сил, ус­ложнения экономики, повышения уровня жизни, образования и культуры населения и, соответст­венно, устойчивое расширение потребительского и производственного спроса на услуги, а также со­циальных запросов населения. В разное время действие этой основополагающей причины уси­ливалось или ослабевало под влиянием целого ря­да факторов - экономических, технологических, социальных, демографических и т.п. - и было временно прервано лишь в годы Второй мировой войны, когда чрезвычайная ситуация потребова­ла концентрации ресурсов в индустриальном сек­торе.

В первые послевоенные десятилетия сильный дополнительный импульс динамике отраслей ус­луг придавали такие массовые процессы, как ав­томобилизация страны, крупномасштабное во­влечение в производственную деятельность жен­щин, урбанизация и перемещение жителей городских центров в пригороды.

По мере взрос­ления поколения, рожденного в годы "бэби-бума", нарастали потребности населения в услугах сферы образования, здравоохранения, системы социального вспомоществования. С повышением ценности свободного времени увеличивался спрос на услуги бытового сервиса и культурно-развлекательного профиля. Набиравший мощь крупный бизнес под давлением конкуренции все больше нуждался в услугах научной сферы, мар­кетинга, менеджмента, рекламы и т.д. На многие отрасли, прежде всего социального профиля, се­рьезное воздействие оказал взятый государством курс на создание "общества всеобщего благоден­ствия", расширение системы социальных гаран­тий и соответствующих программ.

Крупные позиции сферы услуг в структуре хо­зяйства - к середине 70-х годов ее доля в ВВП и численности занятых приближалась к 2/3 - приве­ли многих исследователей к выводу о неизбежно­сти выравнивания уже в ближайшем будущем ди­намики материального производства и третично­го сектора и стабилизации их соотношений по основным показателям. Эти ожидания, однако, не оправдались: демонтаж в кризисных ситуациях 70-х годов индустриальной модели общественно-экономической организации и переход хозяйства на постиндустриальную стадию придали динами­ке сферы услуг сильное дополнительное ускоре­ние, и в последующий период, особенно в 90-е го­ды и в начале текущего десятилетия, разрыв в темпах прироста продукции двух секторов хозяйства заметно увеличился.

С вступлением сферы услуг в новую фазу дей­ствие базовых факторов ее динамики многократ­но усиливается в результате влияния ряда новых процессов. Темпы роста отдельных отраслей структурно весьма разнородного сектора разли­чаются очень существенно, тем не менее, на до­вольно мозаичном общем фоне выделяется це­лый ряд новых явлений, определяющих парамет­ры роста большинства или многих видов услуг. В их ряду по значимости выделяется научно-технический прогресс и, прежде всего, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). С ними связаны наиболее глубокие и многоплановые сдвиги в рассматриваемой сфере на протяжении всей ее длительной эволюции.

В отличие от предшествующих технологий прорывного характера, область действия кото­рых обычно ограничивалась отраслями матери­ального производства, современные информаци­онные технологии поистине универсальны в сво­ем применении. При этом они не просто распространяются на услуги, но находят здесь особенно благоприятную почву, в полной мере соответствуя специфике производства многих ви­дов нематериального продукта. Во многих отрас­лях, прежде всего с высоким уровнем информаци­онного содержания, ИКТ стали технологической основой производственных процессов и опера­ций. В последние 2-3 десятилетия практически все отрасли услуг, долгое время развивавшиеся как бы в стороне от технического прогресса, ока­зались в центре технологических преобразова­ний.

Для динамики рассматриваемой сферы прин­ципиальное значение имеет глубокая модифика­ция под воздействием ИКТ ряда харак­теристик производства услуг, таких как локаль­ная привязанность, совпадение производства и потребления во времени и пространстве, невоз­можность накопления продукта, его хранения, пе­редачи на расстояние и т.д. Новые технологии снимают или снижают такого рода временные и пространственные ограничения, открывая воз­можности для хранения услуг в разных формах и на разных носителях, их потребления на расстоя­нии и в режиме реального времени. Соответст­венно создаются технические условия для расши­рения спроса и рынков с позитивными последст­виями для роста производства и экономии на масштабах операций и за счет других источников.

Оснащение производства информационно-коммуникационной техникой стало стратегичес­ким направлением инвестиционной политики и практики бизнеса в сфере услуг. В ее отраслях формируется основная часть спроса хозяйства на компьютерную и информационную технику и технологии. В конце 90-х годов на их долю прихо­дилось 65% всех закупок информационного обо­рудования и программного обеспечения в част­ном секторе. 78 - компьютерной техники, 95 -коммуникационного оборудования, 69 - про­граммного обеспечения, 95% - офисной и вычис­лительной техники. В 2001 г. из 10 отраслей с вы­соким удельным весом ИКТ в составе основных фондов 8 относились к услугам. Это юридические услуги, где доля ИКТ составляет 38% стоимости основного капитала, оптовая торговля -31, дело­вые услуги - 30, сфера образования - 26, а также финансовые услуги, страхование, розничная тор­говля, здравоохранение. В число лидеров по ос­нащенности новыми технологиями входят также телекоммуникации, информационные услуги, транспорт, бухгалтерско-аудиторские, архитек­турно-строительные и другие услуги.

Влияние ИКТ на рассматриваемую сферу осо­бенно отчетливо проявляется в хозяйственном освоении Интернета, инновационного механизма прорывного характера, само предназначение ко­торого состоит в реализации широчайшего круга услуг. Мировая сеть демонстрирует радикально новую модель реализации сервисных операций в виртуальном пространстве, за пределами реаль­ного мира. С освобождением их производства от территориальной и национальной привязанности открываются новые возможности роста масшта­бов, разнообразия и повышения экономичности производства услуг.

Десятилетний опыт хозяйственного освоения Интернета, как, впрочем, и многих других револю­ционных инноваций на начальных стадиях, отяго­щен множеством проблем не только технологиче­ских и экономических, но и социальных, правовых, этических и т.д., и первоначальные, как выясни­лось, сверхоптимистические прогнозы его разви­тия не оправдались. Но в последние годы, после ликвидации "финансового пузыря" новый хозяйст­венный механизм развивается на более здоровой экономической основе, на смену безудержной эй­фории приходят прагматические и деловые под­ходы. Интернет все более заметно дополняет тра­диционные рынки телекоммуникаций, финансо­вых и ряда деловых услуг, торговли, медиа бизнеса, сферы образования, сюда переносятся растущие объемы услуг государства.

В общем потоке услуг в виртуальном прост­ранстве доминируют деловые операции бизнеса, приносящие серьезную экономию на трансакционных издержках. Можно полагать, что с приня­тием действенных мер по устранению или сниже­нию барьеров в развитии Интернета, таких как ограничения доступа потребителей технологиче­ского и финансового порядка, низкая компьютер­ная грамотность значительной части населения, пробелы в правовом обеспечении операций, несо­блюдение прав на интеллектуальную собствен­ность, этических норм и т.д., будет нарастать его вклад в расширение рынков услуг с позитивными последствиями для экономики страны.

Новые технологии существенно меняют мно­гие параметры рассматриваемой сферы. Резко повысился уровень диверсификации производст­ва; отраслевой состав обогатился за счет принци­пиально новых видов сервиса, таких как мобиль­ные виды коммуникаций, а также информационных услуг, выполняющих функции создания баз данных, обработки информационных потоков, разработки компьютерных программ, интегра­ции компьютерной техники и сетей, их обслужи­вания и управления. Число фирм (с наемной рабо­чей силой) в компьютерных услугах выросло с 10,3 тыс. в 1977 г. до 124 тыс. в 2001 г., а числен­ность занятых в 2003 г. оценивается в 2 млн. чело­век. В каждой из отраслей информационные тех­нологии служат катализаторами разработки но­вых видов сервиса, как и функционального усложнения и совершенствования традиционных.

Резко возросли масштабы сделок, разнообра­зие типов учреждений и набора услуг в финансо­вом секторе, появилось множество их новых видов. Радикально преобразуются материальная база, организационно-управленческие принципы, ме­тоды обслуживания в традиционных отраслях - торговле, на транспорте, службе быта, рекреаци­онной сфере. На качественно более высокую сту­пень поднимается система здравоохранения, мно­госторонне модернизируется сфера образования; повышается технологический уровень и таких ра­нее далеких от техники услуг, как библиотечное и музейное дело, театр, эстрада и т.п.

По многим направлениям совершенствуются качественные параметры сервиса: расширяется спектр вариантов потребительского выбора; бо­лее полно и точно учитываются предпочтения и запросы клиентуры; модель массового обслужи­вания дополняется или замещается индивидуали­зированным и кастомизированным. С ИКТ для американских производителей услуг открылись новые перспективы на внутренних рынках и бы­ли созданы условия для прорыва на рынки гло­бальные.

К числу первостепенных факторов ускорения динамики сферы услуг относится волна институ­циональных преобразований, захватившая эконо­мику с конца 70-х годов. Программами привати­зации и дерегулирования предусматривались в од­них случаях демонтаж, в других - смягчение жестких систем регламентации хозяйственной деятельности уже не соответствующих новым реа­лиям.

Для ряда отраслей услуг политика дерегулиро­вания, полного или частичного, имела особое зна­чение, поскольку по причинам, известным в эко­номической теории как «провалы рынка» (нали­чие информационной асимметрии, сильное воздействие экстерналий, необходимость мер по охране здоровья населения, окружающей среды, обеспечению безопасности и т.п.), и ряду других регулятивные ограничения издавна были более многочисленными и высокими, чем в промыш­ленном секторе.

В условиях крайне жесткой по многим направ­лениям регламентации хозяйственной деятельно­сти, наличия естественной, а также сильной на не­которых рынках локальной монополии серьезно ограничивались приток новых производителей, сфера действия и накал конкуренции и, соответ­ственно, стимулы к рыночной экспансии, повы­шению эффективности и качества обслуживания. Лимитирование в ряде услуг размеров производ­ства и видов сервиса, регулирование цен, времени работы предприятий и т.д. не позволяли бизнесу в полной мере реализовать выгоды от масштабов операций, тормозили инновационную актив­ность, осложняли адаптацию к меняющимся тре­бованиям рынка, прогрессу технологий.

Приступив к радикальным преобразованиям раньше других стран, США на протяжении двух последующих десятилетий реализовали крупно­масштабные программы полной или частичной либерализации банковских услуг, дерегулирова­ния транспортной системы (авиа- и автотранс­порт, междугородные автобусные перевозки, же­лезные дороги), отрасли телекоммуникаций, сня­ли ряд ограничений в розничной торговле. Если в 1977 г. на долю полностью регулируемых отрас­лей приходилось 17% ВВП, то уже к 1988 г. она сократилась до 6,6%. В ходе разгосударствления условия деятельности этих отраслей быстро ме­нялись к лучшему: на рынки вошли новые произ­водители, обновлялся и расширялся набор услуг, повышалось их качество, существенно сокраща­лись издержки и цены.

Число компаний на внутренних авиалиниях выросло с 15 в 1978 г. до 32 в 2002 г.; за счет сни­жения цен на авиабилеты только за 1977-1996 гг. на 40% потребители ежегодно экономили около 14,8 млрд. долл.; возросла частота рейсов, увели­чилось число регулярных маршрутов и челноч­ных рейсов. Значительно (за 80-90-е годы на 50%) снизились тарифы на железнодорожные грузоперевозки, а также на услуги автотранспор­та. Еще больше подешевели услуги телекоммуни­каций: тарифы на дальние виды телефонной свя­зи с 1984 по 2000 г. понизились внутри штатов на 54%, между штатами - на 64%. Под давлением конкуренции усилились инвестиционная и инно­вационная деятельность бизнеса, его ориентация на рыночную экспансию.

Институциональные сдвиги привели и к ряду негативных последствий, в частности на некото­рых локальных рынках, в малонаселенных районах они обернулись ухудшением транспортного и коммуникационного обслуживания населения, но со временем эти и другие проблемы находили ре­шение. В целом, по оценкам экспертов, политика приватизации и дерегулирования оправдала себя, поскольку способствовала не только ускорению роста ряда крупных отраслей, но и более эффек­тивной аллокации ресурсов в рамках всего хозяй­ства и более полному удовлетворению потребно­стей бизнеса и населения в соответствующих ус­лугах.

Мощный импульс динамике сферы услуг при­дала перестройка внутриотраслевых пропорций в ходе крупномасштабной реструктуризации хо­зяйства в 70-80-е годы. В условиях кризиса инду­стриальной экономики фирмы в целях повыше­ния эффективности и конкурентоспособности в массовом порядке "выпрямляли" свой бизнес, концентрировали ресурсы и усилия на основном производстве, освобождаясь от непрофильных видов деятельности, чаще всего услуг. В резуль­тате такого рода отпочкования, или аутсорсинга, на хозяйственное поле вышло множество самостоятельных фирм, оказывающих услуги бизнесу в области аудита, разных видов консалтинга, ин­форматизации и компьютеризации, научных ис­следований, логистики, маркетинга и рекламы, менеджмента, связей с общественностью и т.п.

На этой основе, как и за счет активного вхож­дения на рынки фирм-новичков, стремительно сформировался блок деловых и профессиональ­ных услуг, преимущественно наукоинтенсивных, опирающихся на новейшие технологии и труд ра­ботников с высоким уровнем образования, квали­фикации и профессионализма. Новые виды дело­вых услуг весомо дополнили их традиционный на­бор - службы занятости, услуги бухгалтерского учета и финансовой отчетности, управления кад­рами, автопарком, аренды и лизинга, уборки и об­служивания помещений и т.п. В последние годы бурными темпами развивается аутсорсинг рабо­чей силы: специализированные фирмы предо­ставляют предпринимателям рабочую силу по контрактам на тот или иной срок. По оценкам, объем такого рода услуг ежегодно возрастает на 30%. и временными контрактами охвачены уже 2 млн. работающих американцев. Согласно про­гнозу П. Дракера, уже в ближайшие годы в боль­шинстве компаний в таком режиме будет рабо­тать до 40% рабочей силы.

За аутсорсингом сохраняется стимулирующая роль в росте сферы услуг и по завершении интен­сивной ломки индустриальной структуры. Этот механизм широко используется в ходе реформи­рования общественного сектора. В настоящее время частным компаниям по контрактам с госу­дарственными органами переданы не только основные работы по интеграции, управлению и об­служиванию информационных сетей, использованию Интернета, разработке программного обеспечения, проведение аудита, начисление за­работной платы госслужащим и т.п., но и такие сугубо бюрократические функции, как составле­ние бюджетов, сбор налогов. Частные и неком­мерческие структуры привлекаются к управле­нию образовательными, медицинскими, многими социальными и пенитенциарными учреждениями. В результате перераспределения функций государственный сектор, как и все хозяйство, получа­ет немалые выгоды, а другие секторы - дополни­тельные ресурсы и возможности расширения.

Развиваясь высокими темпами, группа дело­вых и профессиональных услуг в короткие сроки заняла в структуре хозяйства прочные позиции. В период 90-х годов при росте ВВП на 37,5% про­дукция этого блока увеличилась более чем вдвое, а ее доля в ВВП составила в 2003 г. 11,6%, что вы­ше суммарной доли автомобилестроения, хими­ческой промышленности и электронного маши­ностроения. В этих видах сервиса трудится около 10 млн. человек, или почти 7% всех занятых в эко­номике. Динамика этих отраслей существенно подпитывается высокой структурной мобильнос­тью. Здесь сформировалась благоприятная почва для мелкого предпринимательства: профессиона­лы, например, могут начать бизнес, располагая сравнительно небольшим стартовым капиталом для приобретения комплекта информационной и другой техники и вхождения в хозяйственную среду.

В то же время довольно интенсивно идет кон­центрация активов: из основного массива компа­ний быстро выделяются и набирают силу отрас­левые лидеры, и целый ряд фирм аудиторских, консалтинговых, рекламных, информационных и других услуг выросли до размеров ТНК. В основе стремительного прогресса деловых и профессио­нальных услуг лежит их высокая эффективность, обусловленная выгодами узкой специализации, использования ресурсов высокого качества - тех­нологических, организационных, человеческих, работой в инновационном режиме, а также расту­щие и усложняющиеся потребности бизнеса в разнообразных услугах.

Динамика сферы услуг США формировалась и под нарастающим в последние годы влиянием процесса глобализации. В результате прогресса технологий, как и ряда других обстоятельств, бы­ли созданы условия для прорыва услуг на внеш­ние рынки, необходимость которого диктовалась крупными масштабами производства, возросшей конкуренцией и обострением проблемы реализа­ции внутри страны. Не последним аргументом был расчет бизнеса на рыночный успех, реализа цикл конкурентных преимуществ американского продукта.

Производители услуг интегрируются в систе­му мирохозяйственных связей по многим направ­лениям. Как и прежде, но на более высоком тех­нологическом уровне, они обеспечивают расту­щие транспортные и коммуникационные связи, образующие каркас общего процесса глобализа­ции. Увеличение потоков других видов коммер­ческих услуг сопровождается заметным измене­нием функций: многие из них, прежде опосредо­вавшие внешнеторговый оборот материального продукта, ныне реализуются на самостоятельной основе. С середины 70-х годов объемы трансгра­ничной торговли услугами по темпам прироста опережают товарную массу, а доля услуг в общей стоимости экспорта товаров и услуг за 1980— 2003 гг. выросла с 20 до 31%.

Особенно быстро развивается торговля высо­котехнологичными и наукоемкими услугами - финансовыми, информационными, инженерно-строительными, консалтинга, аудита, страхова­ния. Их удельный вес в стоимости экспорта ком­мерческих услуг возрос с 16% в 1980 г. до 42% в 2003 г. при снижении доли туристических поездок и особенно сильном - транспортных услуг. От экспорта деловых и профессиональных услуг США в 2003 г. получили 31 млрд. долл., финансо­вых услуг - 16 млрд., телекоммуникаций -5.5 млрд., страхования - 4.9 млрд. Быстро расту­щий экспорт образовательных услуг оценивается в 13.4 млрд. долл.6 Устойчиво прогрессируют и другие формы внешней торговли услугами: не­прерывно увеличивается приток в страну мигран­тов - производителей услуг, как специалистов в области новых технологий, деловых, инженер­ных, финансовых и других услуг, так и работни­ков непрестижных профессий; а также зарубеж­ных потребителей услуг сфер образования, здра­воохранения, туризма и т.п.

Степень воздействия внешней торговли на ди­намику услуг определяется неизменно положи­тельным балансом в трансграничных операциях, в последние годы в размере 60-75 млрд. долл. Это несколько смягчает негативные эффекты огром­ного дефицита во внешней торговле товарами, а также превышения численности прибывших в страну производителей и потребителей услуг из зарубежных стран над численностью выехавших американских граждан соответствующих катего­рий.

Нельзя не отметить вместе с тем быстрый рост в последние годы импорта ряда услуг, преж­де всего программного продукта и некоторых высокотехнологичных их видов, в порядке аут­сорсинга из Индии, Израиля, Китая, Индонезии.

В США этот факт воспринимается неоднозначно. Часть деловых кругов и общественности видит в этом признак "десервисизации" страны (по ана­логии с "деиндустриализацией") с серьезными не­гативными последствиями для внутреннего производства и занятости. Вряд ли эта перспек­тива реальна, поскольку объемы зарубежных поставок услуг невелики, а американский бизнес благодаря экономии на издержках получает до­полнительные ресурсы для дальнейшего разви­тия. Угроза импорта к тому же стимулирует рест­руктуризацию национального производства: на­мечается тенденция к переориентации ряда услуг на разработку более наукоемкого и уникального продукта при допущении зарубежных конкурен­тов в рыночный сегмент массовых стандартных услуг. В целом с выходом американских постав­щиков услуг на глобальные рынки и под сильным конкурентным давлением в рассматриваемой сфере усиливаются стимулы роста и внутренних преобразований.

В систему факторов динамики отраслей услуг в последние годы активно включаются научные исследования и разработки (ИР). В прошлом мно­гие услуги были далеки от магистральных на­правлений научно-технического прогресса, а их технологический уровень повышался главным образом за счет внешних источников, в порядке межотраслевых связей с поставщиками оборудо­вания и материалов - фирмами фармацевтичес­кой и химической промышленности, общего и электротехнического машиностроения и т.д. Эф­фект такого рода потребительской модели техно­логического развития не мог быть высоким, по­скольку смежники, если и учитывали производст­венную специфику услуг, то далеко не в полной мере. Обычная практика состояла в приспособлении к потребностям сервисных отраслей продук­ции общепромышленного назначения с теми или иными модификациями.

Прогресс науки и технологий, крупные мас­штабы рассматриваемой сферы, усиление мощи крупного бизнеса, как и обострение внутренней и глобальной конкуренции, кардинально меняют эту ситуацию. Научные исследования и разработ­ки становятся приоритетным направлением дея­тельности растущего числа фирм, поскольку ны­не в услугах, как и в других отраслях, наиболее на­дежным средством поддержания и повышения конкурентоспособности является приток собст­венных инноваций, дополняющих накопленный деловой опыт, новшества, поступающие от отрас­лей-поставщиков и т.п.

В последние 2-3 десятилетия расходы на ИР в рассматриваемой сфере стремительно увеличи­ваются: ее доля в расходах на эти цели частного сектора выросла с 5% в 1983 г. до 38% в 2001 г. По уровню и динамике затрат такого рода лидируют деловые и профессиональные услуги, телекомму­никации. Индекс интенсивности ИР, или наукоем­кость продукции (отношение расходов на ИР к стоимости, добавленной обработкой) в 2002 г. в услугах программного обеспечения составил 22%. системной интеграции и управлению инфор­мационными системами - 17, научно-исследова­тельских фирмах -21, архитектурно-инжинирин­говых и управленческих услугах - 8%.

Весьма примечательно и такое новое явление, как повышение наукоемкость ряда традицион­ных отраслей. В разряд наукоемких вошла тор­говля, где расходы на ИР к 2000 г. выросли до 25 млрд. долл., а индекс наукоемкости - до 5.3%. Это выше среднего показателя по компаниям об­рабатывающей промышленности и частного сек­тора хозяйства, равного 3.8 и 3.6%. Фирмы сфе­ры услуг, как и промышленные, включаются в систему государственного финансирования науч­но-исследовательских проектов и программ. Ос­новная часть федеральных средств направляется в частные научно-исследовательские центры и лаборатории, компании информационных услуг, прежде всего в сферу теле- и радиовещания, а также в инженерно-строительный бизнес.

Для научно-исследовательской составляющей производства услуг характерны значительные от­раслевые различия. Но целый ряд обстоятельств способствует их сокращению. В расчете на при­быльные и перспективные рынки более целена­правленно работают на нужды соответствующих отраслей смежники, досконально изучая и макси­мально учитывая их производственную специфи­ку. Научный уровень услуг повышается и под воз­действием процесса интеграции материального и нематериального продукта как магистральной тенденции постиндустриального развития. Науч­ные направления, связанные с услугами, включа­ются в исследовательские стратегии и программы промышленных фирм: новые виды товаров изна­чально разрабатываются в комбинации с необхо­димым набором сервиса, на исследования по про­блематике услуг промышленники ориентируют­ся и в поиске перспективных рынков, инноваций прорывного характера.

В повышении научно-технологического уровня ряда отраслей, прежде всего, социально-культурного профиля, особо важную роль иг­рает бюджетное финансирование фундамен­тальных исследований в области естественных, общественных и гуманитарных наук. При форми­ровании федерального научного бюджета бес­спорное предпочтение отдается сфере здравоо­хранения. Так, за 1980-2002 гг. при увеличении расходов федерального уровня на ИР на 65% за­траты на здравоохранение выросли в 3.2 раза, до 23.6 млрд. долл., что составляет 1/4 научного бю­джета, они в 3.7 раза превышают расходы на кос­мические исследования и уступают только расхо­дам оборонного назначения. Государственное финансирование естественных, гуманитарных и социальных наук, как, впрочем, и инженерно-фи­зических, реализуется в той или иной степени в отраслях услуг соответствующего профиля, гене­рируя инновации, способствуя совершенствова­нию качественных характеристик нематериаль­ных ресурсов и продукта, их эффективному использованию.

В результате выдвижения целого ряда отрас­лей услуг на передовые рубежи научного про­гресса меняются традиционные характеристики рассматриваемой сферы: из преимущественно потребителя научного продукта она превращает­ся в его производителя и встраивается в этом ка­честве в экономику знания как ее интегральная составляющая. Этот сдвиг свидетельствует и о тенденции к более равномерному распределению научного и интеллектуального потенциала во всех пластах и практически по всему спектру от­раслей постиндустриальной экономики, тогда как ранее он концентрировался в довольно узком сег­менте хозяйственной структуры.

Динамике услуг в целом благоприятствовали сложившиеся на их рынках условия спроса и предложения. Не было сколько-нибудь сущест­венных ограничений со стороны спроса: границы его платежеспособного сегмента непрерывно раздвигались по мере расширения и обновления набора услуг при умеренном росте цен, а на ряд услуг даже при их снижении на общем фоне повы­шения уровня и качества жизни населения, а так­же многопланового усложнения условий произ­водства. Расширению спроса способствовали и внушительные бюджетные расходы на социаль­ные и гуманитарные программы, которые ис­пользовались как в общественном, так и в непри­быльном и частном секторах. Сжатие хозяйствен­ных функций и обязательств государства сопровождалось расширением его участия в соци­альной и гуманитарной сферах с соответствую­щим перераспределением финансовых и других ресурсов.

Не сталкивались отрасли услуг с серьезными трудностями и в отношении ресурсного обеспече­ния производства. Потребности в капиталовло­жениях - доля услуг в общем объеме частных ин­вестиций за 1980-2000 гг. увеличилась с 50 до 65% -покрывались за счет внутренних накоплений, средств высокоразвитой кредитно-финансовой системы, перелива капитала из других секторов хозяйства, заметного притока иностранных инве­стиций. Как уже отмечалось, росли расходы биз­неса и государства на развертывание ИР.

Не отличалась сложностью и проблема трудо­вых ресурсов. Рынок труда оперативно удовле­творял требования производств, остающихся, не­смотря на технологические сдвиги, в основном высокотрудоемкими, к численности и качеству работников - уровню образования, профессио­нальной подготовке и другим характеристикам. Рассматриваемая сфера неизменно поглощала значительную или преимущественную часть при­роста рабочей силы в хозяйстве: за 1980-2002 г. 38.2 млн. из 39 млн. человек.

Взаимодействие рассмотренных и других фак­торов обеспечило опережающий рост производства услуг в сравнении с ВВП. С 1987 по 2003 г. при сред­негодовом индексе прироста ВВП, равном 3.3%, в сфере услуг он составил 3.7%; за 2000-2003 г. - соответственно 6.9 и 8.6%.

Положительная динамика свойственна всем услугам, но при значительном разбросе ее показателей по отраслям и периодам. В последнее де­сятилетие темпами выше средних развиваются информационные, ряд деловых и профессио­нальных услуг, кредитно-финансовая сфера; в группу лидеров вошли оптовая и розничная торговля и рекреационные отрасли. Устойчи­вость роста рассматриваемого сектора во мно­гом обеспечивается непрерывным поступатель­ным, хотя и сравнительно медленным, движением производства в социальных услугах - образова­нии, здравоохранении, социальной помощи, а также на транспорте и в складском хозяйстве. Отставание государственного сектора объясня­ется мерами по снижению расходов (сокращение численности госслужащих, развитие аутсорсинга, система партнерства с другими секторами хозяй­ства и т.п.).

В результате систематического опережающе­го роста производства услуг на протяжении про­шлого столетия экономика США к началу XXI в. сформировалась и функционирует как эконо­мика услуг: на долю этой сферы приходится 4/5 ВВП и общей численности занятых в хозяйст­ве.

 

Воздействие сферы услуг на общехозяйственное развитие

 

На фоне непрерывного возрастания роли ус­луг в развитии хозяйства в последние десятилетия значительно усиливается воздействие рассматри­ваемых отраслей на общехозяйственные процес­сы. В ускорении динамики производства услуг заключается основная причина повышения трендовых значений экономического роста США в этот период. Вклад рассматриваемого сектора в при­рост ВВП в 90-е годы составил около 80%; за по­следние 6 лет его величина колебалась в диапазо­не от 73 до 87%. О масштабах воздействия этого сектора на экономический рост свидетельствуют и приведенные данные о занятости.

Специфика развития услуг на постиндустри­альной стадии заключается не только в ускоре­нии динамики производства. Весьма важна содер­жательная сторона экономического роста, его высокое качество, приведшее к радикальной трансформации рассматриваемого сектора, раз­мах и глубина которой дают исследователям ос­нования определить ее как "тихую революцию", коренным образом изменившую традиционный облик сферы услуг. Ушло в прошлое представле­ние о категорической несовместимости услуг с техникой: многие отрасли сервиса ныне опирают­ся на технологически сложный и инновационный производственный аппарат и предлагают широко диверсифицированный набор наукоемких про­дуктов высокого качества.

Во многих услугах концентрируется рабочая сила высокого уровня образования и квалификации; средний размер за­работной платы здесь выше, чем в промышлен­ности, хотя и при значительном разрыве в его уровнях у работников разных отраслей и профессий. На основе многосторонних преобразований (технологических, институциональных, организа­ционно-структурных и т.п.) повысилась интенсив­ность воздействия услуг на социально-экономи­ческое развитие страны, умножились его каналы.

Качество экономического роста услуг особен­но рельефно проявляется и в таком принципиаль­но важном и новом явлении, как повышение эф­фективности целого ряда отраслей, традиционно уступавших в этом отношении материальному производству. По расчетам известных американ­ских экономистов Дж. Триплетта и Б. Босуорта, среднегодовой индекс производительности труда, исчисленный для 22 отраслей услуг за 1977-1995 гг., составил 1%, за 1987-1995 гг. - 1.4, а в 1995-2000 гг. возрос до 2.4%. В результате некогда крупный раз­рыв в динамике этого показателя в двух сферах хо­зяйства сокращается, а ряд услуг даже опережает промышленность. В 90-е годы в частном секторе рост производительности труда составил 22.8%, в обрабатывающей промышленности - 45.3, на же­лезнодорожном транспорте - 65.2, в телефонной связи - 77.7, некоторых видах розничной торговли 68-114, в коммерческих банках - 33%.

Улучшение динамики производительности в услугах особенно четко прослеживается со вто­рой половины 90-х годов. По сравнению с 1990-1995 гг. индекс часовой производительности тру­да в частном секторе хозяйства в следующее пя­тилетие повысился с 1.5 до 2.5%, в обрабатываю­щей промышленности - с 3.5 до 4, оптовой торговле - с 3.6 до 4.3, розничной торговле - с 2.5 до 3.9, информационном блоке - с 4.6 до 5.2%. В ряде крупных отраслей отмечается и повышение индекса многофакторной производительности. В последующие годы высокие темпы роста произ­водительности в услугах сохраняются.

Изменение динамики производительности в отраслях услуг объясняет и такой феномен, как повышение в последние 2-3 десятилетия темпов агрегатного индекса производительности труда после его замедления, а временами и снижения в середине прошлого столетия. На долю услуг во второй половине 90-х годов приходилось, по име­ющимся расчетам, примерно 2/3 прироста произ­водительности труда в частном секторе хозяйст­ва, при этом наибольший вклад - по разным оцен­кам, от 1/3 до 1/2 - вносила торговля. В то же время низкие показатели роста или падение про­дуктивности труда в ряде социальных и бытовых услуг ухудшали общехозяйственный индекс про­дуктивности трудозатрат". Довольно отчетливо выраженный перелом в динамике эффективнос­ти рассматриваемого сектора окончательно раз­мывает почву под мифом об его иждивенческой природе, расширении якобы за счет перераспре­деления доходов из эффективных секторов.

Усиливается влияние сферы услуг на постин­дустриальную экономику и по другим направле­ниям. Одно из важнейших - формирование и быст­рый прогресс сектора деловых и профессиональ­ных услуг обрабатывающей промышленности. Это один из главных каналов распространения и осво­ения научного знания, технологических, организационных, управленческих и других инноваций, передового опыта. Компьютерным услугам при­надлежит решающая роль в информатизации хо­зяйства, массовом и в короткие сроки распростра­нении ИКТ и, что не менее важно, рационализа­ции их использования. Глубоко интегрируясь в воспроизводственный процесс в качестве проме­жуточного продукта, деловые услуги многосто­ронне совершенствуют его параметры, стимули­руя развитие экономики знания и повышение ее эффективности.

Бизнес получает решения и ответы практиче­ски по всем проблемам хозяйственной деятель­ности, доступ к новейшим достижениям науки и технологий, специализированным услугам про­фессионалов высокой квалификации и компе­тентности. Это способствует повышению струк­турной гибкости и мобильности хозяйства, ускоряя адаптацию производителей к изменениям технологий и экономической среды, а фактор времени сейчас во многом определяет конкурен­тоспособность как отдельной фирмы, так и наци­ональной экономики. Крупные позиции деловых и профессиональных услуг в структуре хозяйства являются важнейшим условием динамичного пе­рехода хозяйства на новый технологический ук­лад и отличительной характеристикой постиндус­триальной экономики.

Не менее значимы качественные преобразова­ния, сопровождающие рост традиционных отрас­лей. Современные транспорт, бытовой сервис, рекреационное обслуживание и т.д. совсем не те, какими были даже 10-15 лет назад. В радикально обновленном виде встраивается в постиндустри­альную экономику торговля - старейшая и круп­нейшая отрасль хозяйства: усложняются ее функ­ции, меняются многие параметры. Ныне она ли­дирует по динамике производства, доводит до потребителей огромный и непрерыв­но возрастающий по объему и ассортименту мас­сив товаров.

В результате перестройки бизнес-процессов на базе технологических, организационно-струк­турных, управленческих инноваций, широкого применения логистики, оперативного и макси­мально полного учета структуры и динамики спроса компании отрасли демонстрируют быст­рый рост производительности труда. Это свидетельствует о продуктивном использовании новых технологий и нематериальных активов. Как уже отмечалось, вклад торговли в повышение обще­хозяйственного индекса производительности в последние 1-1.5 десятилетия оценивается, по раз­ным расчетам, в диапазоне от 1/4 и 1/3 до 1/2.

Прослеживается и целый ряд других позитив­ных воздействий отрасли на хозяйство страны. Использование логистики, постоянный монито­ринг информации об объемных и структурных характеристиках спроса и реализации, переход к практике поступления заказов точно в срок и в растущем соответствии с потребительскими за­просами, сбор детальных сведений на расчетных узлах магазинов и их передача в режиме реально­го времени в распределительные центры, а далее оптовикам и производителям и т.п. меры положи­тельно отражаются на циклическом движении производства, предотвращая крупные дисбалан­сы в выпуске и реализации товарной массы, сводя к минимуму объемы запасов в каждом звене това­родвижения и в хозяйстве в целом. Наличие раз­витой торговой инфраструктуры - важная со­ставляющая качества и стиля жизни населения: потребитель имеет возможность выбора торго­вых предприятий разного размера и формата, то­варного ассортимента; торговые операции допол­няются разнообразными услугами, повышается уровень комфорта и культуры обслуживания по­купателей и т.д.

В результате многоплановой модернизации меняется восприятие в массовом сознании обще­ства самого понятия "услуги". Долгое время оно ассоциировалось главным образом с торгово-посредническими операциями, службой быта, рек­реационными отраслями и другими видами дея­тельности, не относящимися к высокопрестиж­ным. Сегодня оно все более отождествляется с высокотехнологичными и интеллектуальными услугами - информационными, телекоммуника­ционными, деловыми, профессиональными, фи­нансовыми и т.д.

В комплексе с передовыми от­раслями индустрии они образуют движущее ядро современного хозяйства, во многом определяют темпы, качество и результаты социально-эконо­мического развития страны. На долю услуг при­ходится примерно 1/3 всего комплекса отраслей высоких технологий, а в составе информационно-коммуникационных технологий она приближает­ся к 2/3. В структуре рассматриваемой сферы еще более укрепились позиции возросших по мас­штабам, значению и технологическому уровню отраслей науки, образования и здравоохранения, формирующих научное знание и человеческий капитал, то есть ключевые источники современ­ного экономического роста.

В новых отраслях услуг особенно четко выра­жен процесс интеграции материального и немате­риального производства как основополагающая черта постиндустриального развития. Его мощ­ным катализатором стали ИКТ, действующие в неразрывном единстве технических и нематери­альных компонентов - "железа" и услуг про­граммного обеспечения, по системной интегра­ции, обслуживанию информационных сетей и их управлению. При этом показательно преоблада­ние услуг в рамках самого комплекса ИКТ: их до­ля в продукции (стоимости, добавленной обра­боткой) в последнее десятилетие устойчиво со­ставляла 60%, а в расходах на закупки ИКТ в частном секторе хозяйства США непрерывно увеличивалась и к 2000 г. достигла 73%. В силу универсального характера информационных тех­нологий с их распространением в хозяйстве про­цесс сращивания материальных и нематериаль­ных элементов производства ныне пронизывает все клеточки хозяйственного полотна.

 

Условия динамичного развития

Анализ динамики сферы услуг США приводит к ряду выводов, которые с учетом места и роли этого сектора в хозяйстве могут быть отнесены в той или иной степени ко всей экономике. Во-пер­вых, экономический рост опирается на целый комплекс причин, взаимовлияние которых дает немалый синергетический эффект. Ускорение роста производства услуг, как и всей экономики США в последние 2.5-3 десятилетия - результат действия таких основополагающих факторов, как прогресс науки и технологий, институцио­нальные и структурные преобразования, процесс глобализации.

Во-вторых, опыт сферы услуг ставит под со­мнение обоснованность преимущественного упо­ра в политике экономического роста на технико-технологические факторы. В постиндустриаль­ном обществе с его сильными гуманитарной и со­циальной составляющими объективно повыша­ется роль источников нетехнического характера. Впрочем, и хозяйственная история свидетельст­вует о том, что потенциал технических инноваций не раскрывается в полной мере без сопутствую­щих организационно-структурных и иных пере­мен. И чем масштабнее технологические проры­вы, тем острее необходимость создания соответ­ствующей нематериальной инфраструктуры.

Опыт США убедительно свидетельствует о том, что новые технологии являются необходи­мым, но недостаточным условием роста произ­водства и эффективности. Он достигается не автоматически, а только при наличии соответст­вующей нематериальной инфраструктуры. Высо­котрудоемкий характер производства многих ус­луг предопределяет особенно глубокую сопря­женность технологий и уровня и качества нематериальных активов. В последние годы вы­годы ИКТ наиболее полно реализовали фирмы, своевременно перестроившие принципы и моде­ли организации и управления, бизнес-процессы, системы отношений с поставщиками и клиенту­рой. Так, симбиоз ИКТ и сетевой (цепной - chain) формы организации бизнеса, и ранее применяв­шейся во многих услугах, позволил значительно повысить ее эффективность.

Информационные сети образуют ныне орга­низационный каркас большинства услуг, опосре­дуя производственные связи внутри компаний и предприятий, отношения с поставщиками и по­требителями, в том числе и в виртуальном прост­ранстве, контакты головного офиса с множест­вом локальных структур, нередко разбросанных по всему миру. При адекватном использовании новых технологий экономичность цепных струк­тур поднимается на более высокий уровень и сти­мулирует дальнейшее распространение этой эф­фективной в большинстве услуг организацион­ной модели. Не менее важен переход крупного бизнеса на соответствующие новым технологиям принципы и модели управления: децентрализованные системы, гибкие подходы и инструменты и т.д.

В ходе технологических преобразований еще более усилилась зависимость их эффекта от каче­ства человеческого ресурса, в первую очередь от уровня образования и профессионального мас­терства. Рыночного успеха добивались, как пра­вило, компании, которые инвестировали круп­ные средства в повышение образования и квали­фикации рабочей силы, применяли комплекс мер по стимулированию творческой инициативы ра­ботников всех уровней, наделяя их большей от­ветственностью за результаты труда и дополни­тельными правами, например участия в разработ­ке и реализации управленческих решений, и т.д. Среди других мер — развертывание системы не­прерывного образования, более гибкие формы организации труда, в том числе бригадной формы, дальнейшее расширение свойственной многим ус­лугам практики частичной занятости, работы в домашних условиях и по гибкому графику и т.п.

В современных условиях возрастает зависи­мость динамики и эффективности производства от системы стимулирования рабочей силы, куль­туры взаимоотношений работников с потребите­лями, степени вовлеченности последних в процес­сы обслуживания и т.д.

Анализируя динамику производства и производительности, ряд автори­тетных американских экономистов, например, М. Фельдстин, отводит решающую роль в их повышении причинам нетехнологического порядка (сильные стимулы и институциональные структу­ры). В последние годы вложения бизнеса в ИКТ существенно дополнялись инвестициями в нема­териальные активы.

По имеющимся оценкам, бум капиталовложений в ИКТ в США во второй половине 90-х годов сопровождался притоком скрытых вложений примерно такого же масшта­ба в организационный, управленческий, челове­ческий и другие виды капитала. В результате во многих услугах удалось довольно быстро подтя­нуть качество трудовых ресурсов и других нема­териальных активов к уровню технологий и под­держивать их баланс.

Еще одно условие динамичного роста сферы услуг, как и всей экономики США, отчетливо вы­является в свете международных сопоставлений. Многие западные эксперты, на наш взгляд, спра­ведливо видят основную причину расхождения динамики и эффективности производства в США и других странах в последние 2.5-3 десятилетия в значительных различиях характеристик хозяйст­венной среды при довольно высокой степени сходства технологических, институциональных и ряда других тенденций.

Динамизму сферы услуг, как и всей экономики США, благоприятствовали в сравнении с другими странами большая степень свободы предприни­мательства, меньшие размеры государственного сектора, усиление в ходе приватизации и дерегу­лирования роли рыночных регуляторов, более высокая интенсивность конкуренции, активиза­ция ее ценовых и особенно инновационных форм. Действующая система налогообложения, в целом приемлемая для бизнеса, а также низкая инфля­ция, мощная финансовая инфраструктура созда­вали необходимые условия для накопления капи­тала, разработки и реализации долгосрочных ин­вестиционных программ.

Важные преимущества США - в сравнительно низких административных и правовых барьерах для вхождения и выхода фирм и соответственно довольно высокая мобильность демографичес­кой структуры хозяйства и в первую очередь от­раслей услуг, а также гибкость рынка рабочей си­лы, способного оперативно реагировать на запро­сы производства по количеству и качеству трудовых ресурсов, направлять их в быстро рас­тущие хозяйственные сегменты. Бизнес, работа­ющий в рассматриваемой сфере, в полной мере использовал возможности развития, открывае­мые макроэкономической стратегией и полити­кой государства, нацеленными в последние деся­тилетия преимущественно на развертывание ча­стной инициативы.

Рассмотренные и ряд других неосязаемых, час­то трудно уловимых и практически не измеримых факторов и обстоятельств опосредовали вклад технологий в экономический рост, и авторы ряда содержательных исследований ставят их на при­оритетное место. Эксперты ОЭСР полагают, что "...США первыми смогли извлечь выгоды из ин­вестиций в ИКТ, поскольку уже в 80-х годах раз­вивались в условиях острой конкуренции, накал которой еще более возрос в результате реформы регулирования, проведенной в 80-90-е годы. На­пример, либерализация телекоммуникационного сектора, начавшаяся здесь раньше, чем в других странах, и более масштабная, усиливала конку­ренцию в динамичных сегментах рынка ИКТ. В основе успехов США лежат, таким образом, сочетание здоровой макроэкономической поли­тики, отлажено работающих институтов и рынков и конкурентной среды.

В европейских странах жесткие регулятивные ограничения рынков рабочей силы, товаров и услуг существенно лимитировали приток инвестиций в ИКТ и выгоды от их использования. Такого же мне­ния придерживаются и многие американские эко­номисты.

Мировой опыт последних десятилетий свиде­тельствует о том, что наилучшими условиями для развития постиндустриальной экономики, или экономики услуг, располагают страны с более ли­беральной моделью социально-экономического устройства. Высокая степень хозяйственной са­мостоятельности бизнеса, внедрение в опреде­ленных рамках конкуренции и других рыночных механизмов в общественный и некоммерческие секторы при разумной степени государственного регулирования, сообщая экономике гибкость и мобильность, облегчают ее своевременную адап­тацию к стремительным изменениям технологий и рыночной среды, способствуют более рацио­нальной аллокации ресурсов и их более продук­тивному использованию на всех уровнях хозяйст­венной системы.

Специфика этой модели в высоком уровне раз­вития сферы услуг. Но он выражается не столько в доминирующих позициях в структуре хозяйст­ва - этот показатель в развитых странах разнится незначительно, сколько в технологической и структурной сложности, высокой наукоемкости, способности быстро адаптироваться к изменени­ям, в растущих позитивных воздействиях на мак­роэкономические процессы.

К США по этим ха­рактеристикам сферы услуг приближаются Вели­кобритания, Канада, Ирландия и ряд других стран. Как правило, они отличаются более динамичным и устойчивым экономическим ростом, повыше­нием конкурентоспособности на глобальных рынках и дальше других продвинулись в построе­нии постиндустриального общества. В то же вре­мя становится все более очевидным, что одна из ключевых причин ухудшения экономической си­туации и позиций на мировых рынках, как и обо­стрения социальных проблем в странах континен­тальной Европы и Японии, - промедление в де­монтаже индустриальной экономики и переходе на постиндустриальную стадию, то есть в станов­лении технологически развитой и структурно разветвленной экономики услуг.

В перспективе можно ожидать усиления воз­действия сферы услуг на динамические параме­тры и эффективность экономики США по мере устранения или снижения во многих отраслях ре­гулятивных барьеров, которые в сравнении с ма­териальным производством остаются более вы­сокими, хотя и существенно ниже, чем в странах континентальной Европы и в Японии.

 назад

 

Hosted by uCoz