МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ

                     

������ ���������� ������



��������� �.�.
 

 

Проблема управления риском - важнейшая сторона деятельности любой фирмы во всех сферах хозяйственной жизни: от крупного банка и огромного автомобильного завода до неболь­шой химчистки и мелкого магазина, повседнев­ная задача и постоянная головная боль пред­принимателя. А все дело в том, что риск — неотъемлемая составная часть бизнеса и всей рыночной экономики. Где бизнес, коммерция, финансово-хозяйственные отношения, там обя­зательно возникают, существуют и множатся экономические риски.

Иногда высказывают суждения о необходи­мости «исключить риск», «вести дело вне зоны риска», «свести риск к нулю». Увы, полностью исключить риск просто невозможно. Если отка­заться от рисковой сделки в пользу другой, то вскоре выяснится, что и в ней в той или иной степени риск присутствует. Можно выйти из дела, сменить род занятий и войти в другую отрасль. Но весьма быстро обнаружится, что и там рисков ничуть не меньше.

Вот, например, довольно часто встречающийся случай из практики. Выпускник высшего учеб­ного заведения, молодой специалист поступает на работу в солидную коммерческую структуру и сразу же стремится произвести благоприятное впечатление, работать без ошибок и «проколов». Забыты институтский багаж знаний, собственные самонадеянные высказывания в кругу друзей типа «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». Он пытается максимально, лучше стопроцентно, из­бежать риска, но при этом упускает из виду, что и прибыль в этом случае может отсутствовать. Бу­дет ли этим довольно руководство?

Предположим, что наш молодой специалист заключает сделку на приобретение пакета высо­кодоходных, но с известной долей риска ценных бумаг. Чтобы обезопасить ее, он заключает уже с другим контрагентом еще одну сделку на продажу данного пакета. Работы много, а прибыль ну­левая, не заработал даже себе на зарплату. Но ноль — это в лучшем случае. Вполне может слу­читься и так, что продавец или покупатель не выполнят своих обязательств или исполнят их не­надлежащим образом. И тогда прибыль станет отрицательной, то есть возникнут убытки.

И сразу же еще один пример, пример эффек­тивного использования высокорисковых инвес­тиций. Высокорисковые вложения принято на­зывать венчурными, а образующийся с их помо­щью капитал — венчурным капиталом. Случает­ся, что надо решать, вкладывать или нет деньги в дело, лишенное какого бы то ни было матери­ального обеспечения. Есть только идея, подчас кажущаяся почти фантастической, есть проект и теоретические разработки, есть коллектив уче­ных-единомышленников, продвигающих свое изобретение. Но нужно много денег, а вот их у них нет. А эффект, в случае удачи, может быть просто огромным. Вы бы рискнули? Не в тео­рии, а на практике. Всем своим благосостояни­ем, бизнесом, устоявшейся и размеренной дело­вой жизнью, карьерой, материальным благопо­лучием своей семьи?

Именно так была изобретена сотовая связь, без которой мы теперь не представляем совре­менной жизни. Поставьте себя на место инвес­тора. Для чего все это нужно? Есть развитая те­лефонная сеть, радиотелефоны, уличные телефо­ны-автоматы, рации, телефаксная связь, телеграф. Необходимы вложения сказочных размеров, а за­хочет ли потребитель использовать эти самые мобильные телефоны? К счастью нашелся ин­вестор, решившийся на венчурные вложения. Это был оправданный риск. Весь мир получил удобную мобильную связь, а инвесторы — гигантс­кую прибыль.

Итак, высокие риски способны принести зна­чительную прибыль, но одновременно грозят немалыми убытками вплоть до банкротства. Низ­кие риски подчас оборачиваются пусть стабиль­ным, но малоприбыльным производством, что в условиях жесткого соперничества с конкурента­ми также может привести к разорению.

Возникает законный вопрос: в какой же рис­ковой зоне должен осуществлять свой бизнес современный предприниматель? В зоне сверхвы­соких, высоких, низких или, предположим, каких-то средних рисков? К сожалению, на этот вопрос нет и не может быть сколько-нибудь приемле­мого ответа. Иначе все были бы богатыми, удач­ливыми и успешными бизнесменами. Риск - это великая загадка и таинство, стимул и тормоз, пре­имущество и недостаток рыночной экономики.

Где же выход из этой ситуации? Как работа­ют и добиваются успеха многие и многие пред­приниматели? Выход есть. Нужно максимально тщательно выявлять и просчитывать все возмож­ные риски, стараться предотвратить их, добивать­ся снижения рисков, пытаться переложить хотя  бы часть их на партнеров и контрагентов по сделке,    использовать экономические инструменты защиты от рисков. Иными словами, нужно научиться управлять риском.

В первую очередь фирма должна опреде­лить, на какую степень риска она готова решить­ся для достижения нужного результата. Предпри­нимательские риски принято подразделять на низкие (малые), допустимые, высокие и крити­ческие. В зоне низких рисков фирму в худшем случае ожидает недополучение запланированной прибыли. В зоне допустимых рисков можно ос­таться без прибыли вообще. Высокие риски оз­начают возможные потери всех инвестированных в данный проект средств. И, наконец, в зоне кри­тического риска фирме угрожает банкротство, она рискует всем собственным капиталом. Разумный предприниматель вряд ли поставит свое дело под угрозу полного разорения и не будет рисковать всеми своими средствами для достижения даже самой привлекательной цели. Поэтому при ана­лизе сделки обязательно определяется коэффициент риска. Он подсчитывается как отношение максимально возможной суммы убытков к ве­личине собственных средств фирмы.

К r = Y / C

где К rкоэффициент риска;

Yмаксимально возможная сумма убытка;

С - объем собственных средств.

Практика бизнеса приводит к выводу, что значения коэффициента риска от 0 до 0,3 следу­ет расценивать как низкий риск, от 0,5 до 0,7 как высокий риск, а все риски свыше 0,7 - как критические для фирмы.

Проведя этот предварительный анализ воз­можных инвестиций, фирма может выбрать наи­более приемлемую для нее в данный момент сдел­ку и ее объем.

Итак, выбор в пользу конкретной инвестиции сделан, и можно начинать переговоры с контра­гентом. Именно на этом этапе, не дожидаясь за­вершения переговоров и заключения договора, а уж тем более начала его выполнения, следует вплотную приступить к поиску методов предотв­ращения рисков, избежания хотя бы части их, максимального снижения и компенсации возможных убытков. Вполне возможно, что уже в процессе переговоров целесообразно применить такой ме­тод управления риском, как отказ от рисков. Ины­ми словами, просто отказаться от сделки.

 

Отказ от рисков

Случается, что при предварительном анализе рисков просчитываются они чрезвычайно доб­росовестно и тщательно, но без учета специфики деятельности фирмы и ее рыночных возможнос­тей. Предположим, солидная строительная фир­ма получает предложение от партнеров приоб­рести по чрезвычайно низким ценам крупные партии живых цветов или, скажем, чая.

Фирмой были определены риски по транспортировке, хра­нению, возможному изменению цен и покупа­тельского спроса. Но самый главный риск был не учтен. Фирма не имеет никакого опыта рабо­ты на этих сложных и весьма конкурентных рын­ках. Если в процессе переговоров возникли со­мнения, и сомнения серьезные, следует избежать рисков. Тем более, что одно из правил инвести­рования гласит, что в случае сомнения в успехе проекта, пусть даже не подтвержденного данны­ми количественного анализа, следует отказаться от сделки. В принципе, рисков в бизнесе избежать нельзя, но отказаться от чрезмерного риска в кон­кретной сделке вполне возможно и разумно.

Если принято решение о целесообразно­сти сделки, то самое время подумать об управле­нии рисками по ней, выбрать конкретный метод или несколько методов минимизации возмож­ных потерь. Таких методов теорией и практикой бизнеса разработано немало. Все их можно сгруп­пировать по следующим направлениям:

- предотвращение убытков;

- самострахование;

- страхование;

- перевод риска;

- диверсификация риска.

 

Предотвращение убытков

Прежде всего, необходимо продумать превен­тивные мероприятия, т.е. начинать желательно с предотвращения убытков. Не исключено, что в результате этой работы удастся снизить риски настолько, что необходимость использования дру­гих методов отпадет или сократится. Другими сло­вами, придется управлять уже гораздо меньшими рисками, что значительно удешевит сделку и по­высит ее эффективность.

Особая необходимость использования дан­ного метода возникает тогда, когда вероятность наступления рискового случая и величина воз­можного ущерба достаточно велики, но не на­столько, чтобы применить метод отказа от рис­ков. Поэтому следует взять себе за правило воз­можно более тщательно проверять контрагентов и партнеров по бизнесу, а иностранных контра­гентов — и с учетом странового и политического риска, следить за соблюдением коммерческой тайны своей фирмы, вести отбор персонала фирмы, подходить к составлению договоров, выби­рать валюту сделки.

Не следует пренебрегать и такими общеизвестными моментами, как орга­низация и поддержание противопожарной безо­пасности (неисправная электропроводка в мгно­вение ока может нанести огромный ущерб и раз­рушить казавшийся стабильным бизнес), дубли­рование поставщиков и потребителей продукции, разделение партий при транспортировке ответственного груза, хранение продукции на разных складах.

 

Самострахование

Следующим шагом в решении проблемы управления рисками служит изучение возмож­ности полного или частичного самострахования сделки. Самострахование есть не что иное, как принятие рисков на себя и, бесспорно, является самым дешевым (за исключением разве что от­каза от рисков) способом борьбы с рисками. Предполагается, что возможный ущерб будет по­крыт текущими денежными средствами или с помощью резервного фонда. Поэтому очевидно, что использование возможностей самострахования весьма ограничено. В основном этот метод оправдывает себя, если вероятность негативного исхода и сумма возможного убытка невелики.

При использовании самострахования нуж­но отдавать себе отчет в том, что экономичность этого метода оборачивается некоторыми отри­цательными моментами. Прежде всего, это — «омертвление» оборотного капитала. Фирма вы­нуждена держать в резерве немалые средства, на них нельзя рассчитывать при заключении новых, зачастую интересных и эффективных контрак­тов, их невозможно и опасно пускать в оборот. Однако все равно есть опасность, что пойдет «полоса неудач»: на фоне низких финансовых поступлений убытки будут настигать один за другим в коротком промежутке времени, и лю­бых резервных средств все равно будет недоста­точно. Все это вызывает неуверенность и нервоз­ность у руководства, которые обязательно пере­дадутся всему персоналу фирмы.

Все же следует отметить, что самострахова­ние в той или иной степени применяется всеми без исключения фирмами. Дело в том, что в про­цессе финансово-хозяйственной деятельности могут возникнуть непрогнозированные, невыде­ленные, непросчитанные и вообще случайные риски. С другой стороны, есть проблемы и риски, которые возможно регулировать только с помо­щью своих сил и средств. Нет таких страховых компаний, партнеров, гарантов или поручителей, которые согласятся взять на себя столь незначительные риски, как мелкие бытовые кражи, не­значительные поломки и неисправности обору­дования, утерю документов вследствие халатнос­ти персонала и т.п.

 

Страхование

Если предотвращение убытков и самостра­хование не дают желаемой защиты от риска и лишь в незначительной степени снижают его, что в современном бизнесе вполне вероятно, можно применить такой самый распространенный и повсеместно используемый, уже ставший тради­ционным метод управления риском, каким явля­ется страхование.

Суть этого метода состоит в том, что пред­приниматель берет в качестве партнера по сдел­ке страховую компанию и возлагает на нее после заключения соответствующего договора и упла­ты страховых взносов значительную часть ожи­даемых рисков. В отличие от всех отраслей и сфер экономики, где риск для предпринимателя - это нежелательное побочное явление, в страховом деле риски служат основным полем деятельнос­ти. То есть риски предпринимателя принимает на себя профессионал.

Принимая решение об использовании стра­хования, нужно иметь в виду, что, во-первых, риск должен иметь случайный характер, негативный исход не должен быть заранее запрограммиро­ван и заложен в сделку. Во-вторых, страхуются лишь убытки, которые можно измерить и оценить с помощью натуральных и денежных показате­лей. И, наконец, риск сам по себе не может быть объектом страхования. Таким объектом служат товарно-материальные ценности и денежные средства фирмы.

Воспользоваться услугами страховой компа­нии особенно рекомендуется в случаях, когда ве­роятность потерь незначительна, но размер воз­можного ущерба достаточно велик, или же веро­ятность потерь высока, а величина ущерба неболь­шая. И, конечно, без сомнения надо обратиться к страховщику, если фирме угрожают критические риски. Не исключено, что страховая компания запросит немалые страховые взносы, но ведь кри­тический риск того стоит и фирма не зря пошла на него.

Иногда случается и так, что подобные риски и величина возможного ущерба слишком велики и для страховой компании. Тогда она, в свою очередь, желая облегчить груз ответствен­ности по рискам, обращается в перестраховоч­ную компанию - специфическую структуру, го­товую за определенное вознаграждение взять на себя часть рисков. Происходит так называемое распределение рисков,

 

Распределение рисков

В ряде стран законодательно закреплены виды и формы деятельности, подлежащие обязатель­ному страхованию. В России, например, введено обязательное медицинское страхование и обяза­тельное страхование гражданской ответственно­сти водителей автотранспортных средств. Во мно­гих странах с рыночной экономикой этот пере­чень много длиннее и частично захватывает сфе­ру бизнеса, поскольку государство не заинтере­совано в цепочке неплатежей и банкротств, ве­дущих к дестабилизации экономики страны. Впро­чем, необходимость страхования, в том числе и обязательного, как правило, не тяготит рациональ­ного предпринимателя и он сам стремится воз­можно более полно, комплексно застраховать свое дело: имущество, грузопотоки, персонал фирмы, общегражданекую и профессиональную ответ­ственность.

Разумеется, возможности управления риском с помощью страхования также небезграничны. В основном страхуются просчитываемые риски, то есть когда имеется статистическая закономерность их реализации и может быть определена вероятность возникновения материальных потерь. В противном случае риски к страхованию не при­нимаются или устанавливаются запредельные цены. Точно также страховые компании посту­пают и в случае особо высокой вероятности реа­лизации риска.

Если по этим или иным соображениям и причинам предприниматель не хочет или не мо­жет использовать этот отнюдь не самый деше­вый, но зато самый простой метод управления рисками, он может прибегнуть к методу перево­да риска.

 

Перевод риска

Перевод риска сводится к организации фир­мой такой хозяйственной ситуации, когда риски по сделке абсолютно добровольно, за вознаграж­дение или на безвозмездной основе, берет дру­гой хозяйственный субъект — контрагент, парт­нер по бизнесу или дайной сделке, совершенно посторонняя структура.

Эффективными способами перевода рис­ка принято считать объединение и разделение рисков.

 

Объединение рисков

Под объединением рисков понимается привле­чение фирмой предприятий-партнеров по биз­несу, заинтересованных в ее стабильности и ус­пехе ее начинаний, к проблеме управления рис­ками по своим сделкам и инвестициям. В каче­стве таких дружеских структур рассматриваются прежде всего партнеры по финансово-промыш­ленной группе и объединениям с меньшей сте­пенью интеграции - консорциумы, ассоциации, корнеры, пулы. Совместно управляя риском, фир­мы разделяют между собой не только возмож­ные убытки, но и прибыль.

Примерами объединения рисков на возмез­дной основе могут служить также договор пору­чительства и его разновидность — банковская гарантия, а также договор факторинга.

Давая поручительство или гарантию за фир­му и обещая полностью или частично выполнить обязательства, ненадлежащим образом выполнен­ные ею, третья сторона - поручитель несет вме­сте с фирмой солидарную ответственность по рискам.

Операцией факторинга называется выкуп коммерческим банком у фирмы платежных тре­бований к ее контрагенту по сделке. Если у фир­мы есть основания ожидать задержки платежей за поставленную продукцию или же вообще со­мневаться в реальности погашения задолженно­сти, она обращается в банк с предложением ку­пить у нее эту возможную дебиторскую задол­женность (риск неуплаты или риск «делькреде­ре»).

Банк — это крупная структура с солидными финансовыми возможностями, которые позволя­ют ей, в отличие от фирмы, для которой крупный неплатеж сродни разорению, достаточно долгое время ожидать платежа и получить его затем вме­сте с неустойкой, дожидаться решения арбитраж­ного суда или имущества должника в связи с его банкротством. Однако для банка — это операция повышенного риска и стоит она для фирмы не­дешево. Зато фирма получает большую часть сво­их денег немедленно и может пускать их в оборот снова. Если данная операция факторинга прой­дет для банка относительно беспроблемно, то он доплатит фирме определенную сумму к ранее выплаченному авансу. Если нет, то фирма оста­нется лишь с теми деньгами, что были ей выпла­чены при заключении договора факторинга.

 

Разделение риска

Разделение риска, в отличие от объединения рисков, считается безвозмездной формой пере­дачи риска. Фирма разделяет риски между собой и своими контрагентами не специальным согла­шением, а в ходе подготовки сделки и заключе­ния хозяйственного договора. Часть рисков отхо­дит к контрагенту как составная часть сделки и условие договора. Таким образом, абсолютно бес­платным этот способ управления риском все-таки назвать нельзя: если бы фирма оставила себе все риски, то, конечно, могла бы запросить более вы­сокую цену за свою продукцию. Так, при экспор­те продукции фирме, не имеющей опыта внеш­ней торговли, легче, надежнее и выгоднее восполь­зоваться услугами фирмы, имеющей опыт прове­дения экспортно-импортных операций. В этом случае за ней остаются только риски по своей продукции, а все внешнеторговые риски, вклю­чая политический, страновой, валютный, транс­портный, ложатся на ее партнера.

Транспортные риски вообще считаются чрез­вычайно опасными не только во внешней, но и во внутренней торговле. При заключении сделок фирма всегда стремится разделить риски таким образом, чтобы все транспортные риски или, по крайней мере, большая их часть легли на контра­гента. Фирма пытается предусмотреть в договоре вывоз продукции покупателем или согласна не­сти риски до дверей вагона железнодорожного состава и борта судна.

В качестве ярко выраженного примера раз­деления рисков обычно приводятся договоры аренды и лизинга (финансовой аренды), когда, оставляя значительную часть рисков за собой, многие риски собственник перекладывает на арендатора.

 

Диверсификация риска

Диверсификация риска является, пожалуй, наи­более сложным и интересным, требующим высо­кого профессионализма методом управления риском. Она представляет собой использование в хозяйственной практике экономико-математи­ческого понятия «отрицательная корреляция». Инвестируемые денежные средства направляются в совершенно независимые, никак не связанные между собой сделки и проекты. В этом случае при реализации рискового события и появлении убытков по одной сделке можно рассчитывать на успешный и прибыльный исход другой. Более того, целесообразно ориентироваться на отрица­тельно коррелированные исходы, то есть выби­рать инвестиционные ценности (объекты) с пря­мо противоположными векторами прибыльнос­ти. Тогда при­были по одной сделке смогут компенсировать возможные убытки по другой.

Но, разумеется, это должны быть на самом деле абсолютно незави­симые (безразличные) инвестиции. В противном случае, например, при вложениях в производство взаимодополняемых и сопутствующих товаров или приобретении акций тесно связанных между со­бой производств и фирм, убытки начнут насти­гать предпринимателя при изменении конъюнк­туры рынка со всех сторон и одновременно по всем направлениям его капитальных вложений. И наоборот, грамотно осуществленная диверси­фикация риска служит залогом стабильного и прибыльного бизнеса.

Наиболее активно и целенаправленно дивер­сификацию риска осуществляют в России ком­мерческие банки. Так, в процессе привлечения средств на депозитные вклады банки ориенти­руются не только на крупные депозиты фирм, но и небольшие вклады многочисленных физичес­ких лиц. Это — разумная и оправданная диверси­фикация, поскольку защищает банк от внезап­ного изъятия большой массы вкладов. С другой стороны, при определении банком своей кредит­ной политики в расчет принимаются не только запросы крупных, высокоприбыльных фирм, но и малого бизнеса и частных лиц. Это снижает банковский кредитный риск, так как страхует от не­возврата значительных денежных сумм.

В процессе резервирования средств банки создают «валютную корзину» из нескольких ва­лют, чтобы обезопасить себя от неожиданного и резкого колебания курса конкретной валюты. Курсы других валют, разумеется, также подверже­ны изменениям, но банк в этом случае будет иметь дело с усредненным курсом, а средний курс все­гда более стабилен благодаря взаимному пога­шению колебаний курсов различных валют. Это правило борьбы с непрогнозируемыми измене­ниями курсов в определенной мере применимо к работе с ценными бумагами.

При формировании портфеля ценных бумаг проблеме диверсификации риска уделяется осо­бо серьезное внимание. Прежде всего, применя­ется «правило дюжины». Необходимо обеспечить достаточное разнообразие ценных бумаг. Поэто­му общепризнанная практика подсказывает, что в портфеле банка должно быть как минимум две­надцать пакетов акций самых разнообразных компаний.

Далее обращают внимание на уровень доход­ности и степень риска ценных бумаг. Высокодо­ходные ценные бумаги, как правило, заключают в себе немалую степень риска. Ценные бумаги с допустимым риском приносят соответственно весьма умеренный доход. А низкорисковые цен­ные бумаги малоэффективны и не интересны для банка. Выход из этого положения предлагает «пра­вило пяти пальцев». Из него следует, что для фор­мирования оптимального портфеля из каж­дых пяти акций одна должна быть малорисковая, три — с нормальным, допустимым риском, а еще одна - высокорисковая, но и высокодоходная.

 

Хеджирование рисков

В финансовом секторе экономики и, особен­но в коммерческих банках используют, кроме того, способ диверсификации риска, получивший на­звание «хеджирование рисков». Хеджирование рис­ков предполагает ограничение финансовыми инструментами размера убытков, но как следствие и прибылей тоже. Оно проводится в форме зак­лючения параллельных финансовых компенсаци­онных сделок, когда возможный убыток по од­ной сделке компенсируется возможной прибы­лью подругой. Существует немало способов хед­жирования рисков, но основными, наиболее упот­ребимыми и часто встречающимися являются опционы, фьючерсы и сделки своп.

При приобретении опциона, являющегося разновидностью ценных бумаг, покупатель подумает право в течение определенного периода времени покупать и продавать ценные бумаги или валюту (в зависимости от вида опциона) по заранее оговоренному с продавцом курсу. Ра­зумеется, этот курс превышает текущий рыноч­ный курс валюты или ценных бумаг, но все же он гораздо меньше худших прогнозов. Эта разница и есть премия (опцион) продавца. Приоб­ретением опциона покупатель защищает себя, правда не бесплатно, от возможного или пред­полагаемого изменения курса. Все риски пере­даются продавцу.

Фьючерс, как и опцион, является одним из видов ценных бумаг и представляет собой кон­тракт на покупку или продажу валюты или цен­ных бумаг по курсу сегодняшнего дня, но с по­ставкой и оплатой через определенный период времени. Фьючерсы продаются и покупаются на фондовой бирже, которая выступает посредни­ком между контрагентами и гарантом сделки. Биржа проводит котировку фьючерсов, т.е. цена на них напрямую зависит от ожидаемой динами­ки курсов.

Предположим, банк заключил выгодную срочную сделку на продажу ценных бумаг или валюты, но опасается неблагоприятной для себя динамики курсов. Тогда одновременно он при­обретает по биржевым ценам фьючерс на такое же количество валюты или ценных бумаг. Если опасения банка оправдываются, то он несет потери как продавец, но одновременно выигрывает как покупатель фьючерсного контракта. Получается, что если бы опасения банка подтвердились, то он бы проиграл, но немного, а если бы не под­твердились, то выиграл, но меньше, чем мог бы, не заключая хеджирующего контракта.

Сделка своп — это финансовая операция хед­жирования рисков. Заключение сделки по купле или продаже валюты или ценных бумаг сопро­вождается здесь одновременным заключением обратной сделки с этим же или другим контра­гентом на продажу или покупку этих же ценных бумаг или валюты. Например, заключается сдел­ка на продажу ценных бумаг и одновременно сделка на покупку ценных бумаг такого же вида, но с более длительным сроком их действия.

 

В заключение отметим, что хозяйственные риски — это неизбежная составная часть предпринимательской деятельности, поскольку они имманентны рынку. Риски нельзя устранить, но уменьшить возможный убыток — вполне реально. Этого можно добиться с помо­щью применения методов управления риском.

Разумеется, управление рисками связано с опре­деленными издержками для фирмы, но его осу­ществление необходимо и оправданно. Управляя рисками, фирма жертвует меньшим, чтобы сохра­нить большее. Она заменяет возможное появле­ние значительных убытков на относительно не­большие, строго определенные издержки по уп­равлению риском.

 �����

 

Hosted by uCoz