ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ I. Общие положения 1. Юридический отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия. 2. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия. 3. Отдел подчиняется непосредственно директору предприятия. 4. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия. 5. Начальник юридического отдела имеет _______ заместителя(ей). 6. Обязанности заместителя (ей) (определяются; распределяются) начальником юридического отдела. 7. Заместитель(и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов, пр.) в составе юридического отдела, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению начальника юридического отдела. 8. В своей деятельности отдел руководствуется: 8.1. Уставом предприятия. 8.2. Настоящим Положением II. Структура 1. Структуру и штатную численность отдела утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника юридического отдела и по согласованию с ____________________ (отделом организации и оплаты труда; отделом кадров) 2. Юридический отдел имеет в своем составе структурные подразделения* (службы, группы, секторы, бюро, пр.) согласно нижеприведенной схеме.
*В состав юридического отдела могут входить отдельные специалисты и группы, осуществляющие функции по отдельным направлениям (договорная работа, исково-претензионная работа, правовая экспертиза, пр.) 3. Положения о подразделениях юридического отдела (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела, а распределение обязанностей между сотрудниками подразделений производится ____________________________________________________________________ (руководителями бюро, секторов, групп; заместителем(ями) начальника отдела) III. Задачи 1. Обеспечение соблюдения законности на предприятии. 2. Юридическая защита интересов предприятия. 3. Договорная, претензионная и исковая работа. 4. Консультирование руководителей структурных подразделений и работников предприятия по юридическим вопросам. IV. Функции 1. Для выполнения задачи по обеспечению соблюдения законности на предприятии на юридический отдел возложены следующие функции: 1.1. Поиск, сбор, приобретение нормативно-правовых документов, необходимых для осуществления деятельности предприятием. 1.2. Организация систематизированного учета и хранения поступающих на предприятие нормативных правовых актов. 1.3. Учет локальных нормативных правовых актов, принимаемых предприятием. 1.4. Приобретение и эксплуатация электронных баз данных правовой информации. 1.5. Подписка на газеты и журналы, являющиеся официальными источниками опубликования нормативных правовых актов и публикующие нормативно-правовые акты по хозяйственной, финансовой, налоговой, трудовой и иной тематике, а также на электронные версии газет и журналов. 1.6. Проверка соответствия закону представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера по следующим направлениям: - определение правомочности руководителя предприятия издавать приказ (другой акт правового характера) по данному вопросу; - определение специалиста предприятия или руководителя подразделения, который компетентен подписывать, правовой акт по конкретному правовому вопросу; - определение степени необходимости согласования с подразделениями предприятия; - определение правильности ссылок на законы и другие нормативные правовые акты; 1.7. Проверка этапов согласований с заинтересованными подразделениями предприятия. 1.8. Визирование проектов, составленных правильно по существу и форме. 1.9. Возврат проектов без визы в подразделения (специалистам), разработавшие его, с приложением письменного заключения, в котором указываются положения, не соответствующие законодательству и приводятся обоснованные ссылки на нормативно-правовые акты, инструкции по делопроизводству, пр. 1.10. Контроль за приведением проектов в соответствие с законодательством согласно письменному заключению, переданному с возвращаемыми в подразделения (специалистам) проектами. 1.11. Выдача руководителям (специалистам) подразделений предписаний об изменении или отмене актов, изданных с нарушением законодательства. 2. Для выполнения задачи по ведению договорной работы на юридический отдел возложены следующие функции: 2.1. Определение форм договорных отношений с учетом производственных и финансовых планов, взаимоотношений (хозяйственных связей) с контрагентами и других факторов. 2.2. Внесение руководству предприятия предложений о возможном способе установления договорных отношений: - путем заключения договоров, подписываемых сторонами; - путем подтверждения поставщиком принятия заказа покупателя; 2.3. Разработка примерных форм договоров и передача их в структурные подразделения предприятия. 2.4. Проверка наличия на проектах хозяйственных договоров, представленных для визирования в юридический отдел, виз руководителей структурных подразделений, с которыми эти проекты должны быть согласованы. 2.5. Визирование проектов хозяйственных договоров, заключаемых предприятием с контрагентами, и передача их на подпись руководителю предприятия. 2.6. Составление протоколов разногласий в случае, если у юридического отдела возникли возражения по отдельным условиям договоров. 2.7. Рассмотрение протоколов разногласий, полученных от контрагентов: - проверка своевременности их составления контрагентами; - законности и мотивированности возражений структурных подразделений против тех или иных предложений контрагентов; 2.8. Принятие мер к доарбитражному (несудебному) урегулированию разногласий в случае полного или частичного несогласия предприятия с предложениями контрагентов. 2.9. Обеспечение нотариального удостоверения и (или) государственной регистрации отдельных видов договоров. 2.10. Анализ практики заключения и исполнения хозяйственных договоров за предыдущие годы по следующим направлениям: - соответствие условий договоров как интересам предприятия, так и его контрагентов; - определение условий, которые следует уточнить или изменить; - определение перечня условий, подлежащих изменению в связи с изменениями законодательства, экономической и правовой ситуации в отрасли и на товарных рынках (введение в условия договора дополнительных санкций, технических оговорок, пр.); 2.11. Проверка состояния договорной работы в структурных подразделениях предприятия и в случае выявления недостатков (несвоевременного заключения договоров, "амнистирования" нарушителей договорной дисциплины, нарушения порядка расчетов с контрагентами, нарушения инструкций о порядке приемки про-дукции по количеству и качеству, др.) выработка предложений и разработка мероприятий по исправлению сложившейся ситуации. 2.12. Анализ данных о суммах штрафов, выплаченных предприятием за нарушения договорных обязательств, и принятие мер по пересмотру системы подготовки, заключения и исполнения договоров. 3. Для выполнения задачи по ведению претензионной работы на юридический отдел возложены следующие функции: 3.1. Учет претензий и связанных с ними документов по единой утвержденной на предприятии форме (журнальной). 3.2. Разработка формы учета исполнения контрагентами своих обязательств. 3.3. Подготовка претензий и материалов к ним в количестве экземпляров, необходимых для передачи претензий контрагенту-нарушителю, оставления в деле и передачи в арбитраж. 3.4. Передача проектов претензий для визирования заинтересованными структурными подразделениями. 3.5. Предъявление претензий контрагентам. 3.6. Проверка соблюдения требований, указанных в претензиях, на основе данных, представленных структурными подразделениями (при положительных ответах на претензии). 3.7. Подготовка и представление руководству предприятия соответствующих предложений по досудебному урегулированию, о предъявлении исков в арбитражный суд. 3.8. Контроль за исполнением претензий, предъявленных контрагентам, и ведение учета их исполнения. 3.9. Рассмотрение претензий, поступивших на предприятие: - проверка их юридической обоснованности: не истекли ли установленные сроки исковой давности для данной категории дел, правильны ли ссылки заявителей претензий на нормативные акты, договор и другие документы правового характера и т.п.; - проверка фактических обстоятельств, изложенных в претензиях; 3.10. Составление проектов ответов на претензии и согласование их с заинтересованными подразделениями. 3.11. Представление руководителю предприятия для утверждения решения о полном или частичном удовлетворении претензии. 4. Для выполнения задачи по ведению исковой работы на юридический отдел возложены следующие функции: 4.1. Принятие мер по соблюдению доарбитражного порядка урегулирования хозяйственных споров. 4.2. Получение от контрагентов-нарушителей доказательств, подтверждающих отказ от удовлетворения претензий или неполучение в установленный срок ответов на заявленные претензии. 4.3. Подготовка исковых заявлений и материалов для предъявления в арбитражные суды. 4.4. Предъявление исковых заявлений в арбитражные суды. 4.5. Изучение исковых заявлений, направленных предприятию. 4.6. Формирование по каждому исковому производству дел, в которые подшиваются копии исковых заявлений и приложений к ним, отзывы на исковые заявления, повестки о вызове на заседание арбитража (суда) и другие документы. 4.7. Подготовка встречных исковых заявлений, решений о добровольном удовлетворении исковых требований, предложений по заключению мировых соглашений. 4.8. Согласование с руководством предприятия состава специалистов, представительство которых необходимо в суде (представителей отдела материально-технического снабжения - по спорам, связанным с качеством сырья и материалов, поставленных предприятию; представителей отдела контроля качества - по спорам, связанным с качеством продукции, изготовленной предприятием, пр.). 4.9. Представительство в заседаниях суда. 4.10. Своевременное получение копий решений, определений и других документов, принимаемых судом или арбитражным судом по делу, имеющему отношение к предприятию. 4.11. Изучение решений, определений, постановлений и подготовка жалоб в случае, если есть основания считать их необоснованными. 4.12. ... 5. Для выполнения иных задач на юридический отдел возложены следующие функции: 5.1. Оформление заявок и других документов и передача их в государственные и муниципальные органы для получения лицензий, разрешений, торговых патентов, иных разрешительных документов, необходимых для осуществления деятельности предприятия. 5.2. Работа по страхованию имущества предприятия, страхованию ответственности в страховых организациях. 5.3. Участие в разработке документов, касающихся вопросов обеспечения сохранности собственности предприятия (договоров о материальной ответственности; инструкций, устанавливающих порядок поступления и приемки на предприятии материальных ценностей, учета их движения; инструкций учета выпуска и отпуска готовой продукции; пр.). 5.4. Проверка и визирование договоров о полной материальной ответственности. 5.5. Проверка соответствия закону проектов приказов об увольнении или переводе лица, несущего полную материальную ответственность. 5.6. Участие в подготовке материалов о хищениях, растратах, недостачах и порче имущественных ценностей для принятия мер по возмещению ущерба. 5.7. Анализ совместно с заинтересованными подразделениями (бухгалтерией, отделом материально-технического снабжения, отделом сбыта и др.) причин, повлекших за собой порчу материальных ценностей, а также причин и условий, способствующих хищениям, возникновению потерь, пр. 5.8. Участие в проверках, проводимых на предприятии государственными контрольно-надзорными органами с целью правового контроля за соблюдением процессуальных действий проверяющими, обоснованностью и правильностью выводов проверяющих, оформлением результатов проверок и составлением процессуальных документов, пр. 5.9. Подписание актов проверок или протоколов об административных правонарушениях, выявленных в результате проверок на предприятии, изложение причин несогласия с ходом проверок и их результатами. 5.10. Представительство в государственных надзорных органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, выявленных на предприятии. 5.11. Обеспечение подразделений предприятия, отдельных работников нормативно-правовыми актами, необходимыми для осуществления ими своих функций и обязанностей. 5.12. Разработка графиков приема работников предприятия для консультирования по юридическим вопросам. 5.13. Письменное и устное консультирование, оказание правовой помощи в составлении правовых документов. V. Права Юридический отдел имеет право: 1. Запрашивать и получать от структурных подразделений сведения, справочные и другие материалы, необходимые для осуществления деятельности отдела. 2. Вести самостоятельную переписку с государственными и муниципальными органами по правовым вопросам. 3. Представлять в установленном порядке предприятие в органах государственной власти, иных учреждениях и организациях по вопросам, входящим в компетенцию отдела. 4. Давать структурным подразделениям и отдельным специалистам обязательные для исполнения указания по вопросам, входящим в компетенцию отдела. 5. Принимать меры при обнаружении нарушений законности на предприятии и докладывать об этих нарушениях руководителю предприятия для привлечения виновных к ответственности. 6. По согласованию с руководителем предприятия привлекать экспертов и специалистов в отрасли права для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений. VI. Взаимоотношения (служебные связи) 1. Юридический отдел взаимодействует со всеми структурными подразделениями по вопросам: 1.1. Получения: - приказов, распоряжений, инструкций, проектов договоров для визирования и правовой экспертизы; - материалов для предъявления претензий и исков к поставщикам и покупателям по поводу нарушения ими договорных обязательств; - претензий, предъявленных предприятию контрагентами; - имеющихся сведений о поставщиках, покупателях, иных контрагентах; - заявок на поиск необходимых нормативно-правовых документов, разъяснение действующего законодательства; 1.2. Предоставления: - результатов правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству представленных для визирования договоров, приказов, распоряжений, инструкций; - согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств; - ответов на претензии и иски контрагентов по поводу нарушения структурными подразделениями предприятия договорных обязательств; - разъяснений действующего законодательства и порядка его применения; - анализа изменений и дополнений законодательства; 2. Юридический отдел взаимодействует с отдельными структурными подразделениями по специальным вопросам, а именно: 2.1. С главной бухгалтерией - по вопросам: 2.1.1. Получения: - проектов договоров о материальной ответственности; - результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей; - сведений о недостачах, хищениях, растратах товарно-материальных ценностей; - материалов по взысканию дебиторской задолженности; 2.1.2. Предоставления: - расчетов для представительства отдела в судах (размеров госпошлин, штрафов, пр.); - отчетов о расходовании средств, выделенных отделу; 2.2. С финансовым отделом - по вопросам: 2.2.1. Получения: - проектов финансовых договоров для правовой экспертизы; - заключений по претензиям и искам, предъявленным предприятию; - документов о перечислении денежных средств по оплате госпошлины в счет удовлетворения претензий и исков, предъявленных предприятию; - сведений о дебиторской и кредиторской задолженности; 2.2.2. Предоставления: - решений по предъявленным предприятию претензиям, искам; - обобщенных результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел; - разъяснений действующего законодательства и порядка его применения; - правовой помощи в претензионной работе; - согласованных материалов о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, предложений по принудительному взысканию долгов; 2.3. С отделом сбыта по - вопросам: 2.3.1. Получения: - согласованных условий договоров по реализации продукции; - сведений о нарушениях контрагентами договорных обязательств, несоблюдении сроков поставок и оплаты поставленной продукции; 2.3.2. Предоставления: - предложений по корректировке примерных хозяйственных договоров в зависимости от специфики отдельных контрагентов; - заключений и ответов на предъявленные контрагентами претензии и иски по поводу неисполнения предприятием договорных обязательств; - согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств; - анализа изменений и дополнений гражданского законодательства; 2.4. С отделом материально-технического снабжения - по вопросам: 2.4.1. Получения: - сведений о нарушениях контрагентами договорных обязательств, несоблюдении сроков поставок; - материалов и необходимых расчетов для предъявления претензий и исков к поставщикам материально-технических средств по поводу нарушения ими договорных обязательств; 2.4.2. Предоставления: - проектов договоров на приобретение материально-технических средств; - протоколов согласования разногласий по условиям заключаемых договоров; - согласованных претензий и исков к поставщикам материально-технических средств по поводу нарушения ими договорных обязательств; 2.5. С _________________________________________ по вопросам: (наименование структурного подразделения) - по вопросам: ________________________________________________________ получения: ___________________________________________________________ предоставления: _______________________________________________________ VII. Ответственность 1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций отдела несет начальник юридического отдела. 2. На него, в частности, возлагается персональная ответственность в случае: 2.1. Несоответствия законодательству визируемых и подписываемых документов. 2.2. Составления, утверждения и предоставления недостоверной отчетности о соблюдении законодательства на предприятии. 2.3. Необеспечения или ненадлежащего обеспечения руководства предприятия информацией по правовым вопросам. 2.4. Несвоевременного, а также некачественного исполнения документов и поручений руководства предприятия. 2.5. Допущения использования информации сотрудниками отдела в не служебных целях. 2.6. Несоблюдения трудового распорядка сотрудниками отдела. 2.7. Перерасхода средств на содержание отдела. 2.8. Привлечения предприятия к административной ответственности вследствие ненадлежащей работы юридического отдела. 3. Ответственность сотрудников юридического отдела устанавливается должностными инструкциями. |