Ольга Севастьянова, консультант по
организационному развитию и оптимизации работы с человеческими ресурсами
(Санкт-Петербург)
журнал Персонал-микс
Несколько месяцев тому назад мне
довелось познакомиться с создателем и руководителем сети известных среди
молодежи кафе. Признаюсь, я сама большая любительница хорошего кофе, но на сей
раз меня интересовало не столько кофе, сколько оригинальная для своего времени
бизнес-идея и динамичное расширение. И вот точно в назначенное мне время я
прибыла в офис этой компании, предвкушая увлекательный разговор об эффективных
приемах менеджмента.
Хотя эта встреча была
назначена заранее, открывший мне охранник (о том, кто он, свидетельствовала
табличка на лацкане его пиджака) заявил: "Все обедают" - и попросил
подождать, уступив мне свой стул рядом с дверью. Таким образом, проведя
примерно полчаса в этих "сенях", я стала невольным свидетелем того,
как там происходит прием кандидатов на работу.
Молодые люди и
девушки, привлеченные объявлениями о наборе, толпились на крыльце и в коридоре
перед входом в помещение компании.
Я потом специально
заглянула в несколько кафе этой сети и изучила вывешенные в них объявления о
конкурсном отборе. Объявления перечисляли имеющиеся вакансии, а желающих
приглашали посетить центральный офис, причем предлагалось это сделать ежедневно
"с... по" такой-то час. То ли кандидаты на работу в тот день прибыли
раньше, то ли менеджер по персоналу задержался на обеде, но единственным
представителем компании, который общался с претендентами, являлся тот самый
охранник. Кандидатов было много, поэтому он время от времени выносил им пачки
анкет для заполнения, но при этом собственно в офис никого не впускал и не
заботился о том, чтобы как-то организовать процесс или хотя бы обеспечить
соответствующие условия.
Напомню, что
единственный стул занимала я, а столов не было вовсе, и заполнение анкет
происходило просто на весу. Не знаю, много ли было тех, кто уходил, увидев эту
картину, но некоторые даже в такой обстановке ухитрялись анкеты заполнить.
Потом они робко звонили в дверь офиса и протягивали написанное доблестному
охраннику. Он к своему делу относился чрезвычайно серьезно, немедленно
просматривал все полученные анкеты и строго указывал, если какие-то графы были
оставлены без ответа. Без слов благодарности за внимание, без какого-либо
рассказа о компании он завершал процедуру приема стандартной фразой: "Вам
позвонят, если вы потребуетесь".
У меня не было
возможности увидеть, появился ли менеджер по персоналу и как провел работу с
кандидатами этот специалист. Прозвучало приглашение пройти в кабинет
генерального директора, и мои наблюдения завершились.
Но впечатления от
увиденного еще долго не давали мне покоя. И по ходу нашего разговора с
руководителем компании я думала о целесообразности использования именно таких
методов конкурсного отбора.
Профессионалы-персональщики
утверждают, что процедуры приема на работу должны быть адекватными системе
менеджмента организации. Если организация жесткая, авторитарная, закрытая, то
встречи с кандидатами рекомендуется проводить так, чтобы их выдерживали
наиболее послушные, готовые подчиняться и подстраиваться под все требования
системы, а те, кто в них не вписывается, сами бы из конкурса как можно раньше
уходили. И если данная сеть кафе являлась таковой (или стремилась таковой
стать), то все происходило очень грамотно.
Размышляя об этом, я
прежде всего спросила основателя компании, в чем особенности их менеджмента, их
системы, их миссии. Ответ, который я услышала, поразил меня. Своеобразие данной
организации, как мне было сказано ее первым лицом, состоит в том, чтобы
создавать "демократичную обстановку как для посетителей кафе, так и для их
персонала, такую обстановку, в которой все - каждый посетитель и каждый
работник (я подчеркиваю, что были упомянуты и работники) - чувствуют себя
значимыми и уважаемыми персонами"; в силу этого компания заинтересована в
поиске и отборе "творческих, интересных молодых людей, стремящихся
приобрести новую и интересную профессию, активно и ярко работать, развивая
общее дело".
При такой постановке
задач, как мне кажется, увиденные мною приемы конкурсного отбора приводили
скорее к антиэффекту, демонстрируя противоположное отношение к будущим
работникам. Во всяком случае "значимой для компании персоной" трудно
почувствовать себя тому, кого держат на крыльце, ничего о компании не
рассказывают, личной беседы не удостаивают, а требуют всего лишь угодить
охраннику тщательным заполнением стандартной анкеты. Уважение - это такое
отношение друг к другу, когда обе стороны показывают равную заинтересованность
друг в друге. И для этого не нужны громкие заявления.
Гораздо важнее слов
создание комфортных условий для приема кандидатов, простое человеческое
внимание к каждому из них, работа с ними не как с толпой, а как с личностями.
Однако этим мои
размышления не ограничились. Более значимым мне представилось то, что для
данных кафе потенциальные работники - это и их реальные или потенциальные
посетители. Таким образом, проявляя то или иное отношение к ним как к
кандидатам, компания демонстрирует свою позицию в целом, реализуя, так сказать,
связи с общественностью.
Public Relations
(связи с общественностью) - это совсем не задабривание властных структур и сильных мира сего,
не "показательные выступления", как это иногда понимается. На самом
деле - это любые действия, связанные с публичным представлением информации об
организации и ее деятельности, созданием и поддержанием определенного к ней
отношения в глазах общественности, то есть реальных и потенциальных
потребителей, реальных и потенциальных членов организации, реальных и
потенциальных деловых партнеров.
Если бизнес компании
таков, что целевые группы ее потребителей и ее потенциальных работников
практически совпадают, то любые акции на рынке труда (мероприятия по работе с
персоналом) автоматически становятся PR-акциями. В этом смысле вне зависимости
от того, пройдет или нет тот или иной претендент конкурсный отбор, он вольно
или невольно становится носителем информации о компании, поддерживая или
разоблачая создаваемый ею в обществе образ. Это происходит даже тогда, когда
целевые группы потенциальных работников и потенциальных потребителей не так
тесно связаны, как в вышеописанном примере.
Глубинные
маркетинговые исследования показывают, что каналы распространения информации в
обществе переплетены и взаимосвязаны, поэтому не всегда удается точно
установить, что именно оказывает решающее влияние на формирование деловой
репутации компании.
Другими словами,
объявления о вакансиях, конкурсный отбор, общение с кандидатами становятся
обращенными в общество заявлениями о направлениях деятельности организации, о
ее планах развития, о позиции в целом. И странно, когда та или иная компания не
задумывается о том, что рынок труда - это не замкнутая или обособленная
инстанция, а часть единой среды обитания этой компании. При насыщенном рынке
"соревнуются" не цены или свойства продуктов, а именно аспекты
деловой репутации, отношение общественности ко всему спектру проявлений
организации.
Но вернемся
непосредственно к работе с персоналом. Чего обычно хотят руководители от
работников? Того, чтобы персонал был мотивирован и лоялен, эффективно трудился
и отдавал все силы и умения на благо компании-работодателя. Однако такое
отношение не возникает в тот миг, когда человека принимают на работу. Все
начинается с первых минут его появления в организации, так сказать, на пороге
конкурсного отбора.
Надо отметить, что
нужных работников сейчас не очень просто привлечь даже для участия в конкурсе.
Ситуация на рынке труда такова, что по сходным позициям предложения компаний
практически не различаются, а количество вакансий является достаточным для
того, чтобы работники выбирали. А работодателям остается выбирать из тех, кто
пришел к ним, заполнил анкету, захотел принять участие в конкурсе.
Объявление о
вакансии, конкурсный отбор становятся сегодня исключительно значимыми
PR-акциями, направленными на то, чтобы найти и заинтересовать пока всего лишь
возможных кандидатов.
В чем смысл
мотивированности и лояльности работников? В их желании эффективно сотрудничать
с конкретной компанией. А для этого организация должна поведать о себе,
сформировать к себе интерес, определенное к себе отношение со стороны пока
потенциальных работников, побудить их к участию в конкурсном отборе и
прохождению этого конкурса. От того, как происходят первые встречи с компанией,
зависит не только готовность кандидатов принять предлагаемые им условия
контракта, войти в организацию и закрепиться в ней, но и их склонность
распространять благоприятный образ компании и рекомендовать ее другим: и
потенциальным работникам, и потенциальным потребителям, и потенциальным
партнерам.
Это были размышления
о некоторых поводах для объединения усилий специалистов по работе с персоналом
и специалистов по связям с общественностью. Обобщая, можно сказать, что как PR,
так и HR (работа с человеческими ресурсами) обслуживают бизнес, призваны
способствовать его успешности и имеют сходные механизмы, смысл которых сводится
к формированию нужного отношения к организации.
Отношение и
потребителей (реальных и потенциальных), и работников (потенциальных и
реальных) развивается по одному и тому же сценарию: внимание - интерес -
решение - действие - результат. В этом глубинный смысл как действий по
привлечению и удержанию клиентов, так и всех мероприятий управления, то есть
привлечения, сохранения и стимулирования работников.
Следовательно, оптимизация менеджмента во многом связана
именно с объединением усилий в сферах работы с персоналом и PR, в том, чтобы
декларации и демонстрации одних не расходились с повседневными действиями
других, и наоборот.